Судья Бенерович О.В. Дело № 7-21-92/2018
(7-21-1502/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
1 февраля 2018 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Риковой Г.В. на решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 19 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Щербакова В.Ф.,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Голикова С.А. от 5 сентября 2017 года № № должностное лицо - генеральный директор ОАО «...» Щербаков В.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Тернейского районного суда Приморского края от 19 октября 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник Рикова Г.В. просит вынесенные в отношении Щербакова В.Ф. постановление должностного лица от 5 сентября 2017 года и решение судьи от 19 октября 2017 года отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение порядка проведения проверки в отношении ОАО «...» и недоказанность в действиях Щербакова В.Ф. состава вмененного правонарушения.
В настоящее судебное заседание Щербаков В.Ф. и его защитник не явились, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещены надлежащим образом. Защитником заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие Щербакова В.Ф.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Требованиями Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 620, предусмотрено, что система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, должны поддерживаться в исправном состоянии (пункт 174).
Как следует из материалов дела, в период с 17 по 19 мая 2017 года должностными лицами УФСБ России по Приморскому краю с привлечением специалиста Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора были проведены оперативно-розыскные мероприятия на лесозаготовительном пункте «...» ОАО «...», расположенном в Тернейском районе Приморского края на побережье бухты Золотая. По результатам проведенного обследования земельного участка, на котором расположен ЛЗП «...», установлено, что причалы ЛЗП, склад лесопродукции и земельный участок, на котором производится накопление отходов производства, расположены в водоохранной зоне водного объекта, при этом были выявлены следующие нарушения: 1) территория площадки склада леса на 35% имеет твердое покрытие, 65% территории и причалы твердого покрытия не имеют. По центру склада проложена ливневая канализация в виде бетонного лотка, которая заведена в пруд-отстойник, который захламлен отходами в виде коры, стволов деревьев. В данном пруду сбрасываемые по ливневой канализации сточные воды отстаиваются и через перепускной колодец сбрасываются в следующий пруд-отстойник, из которого по естественному уклону через перемычку длиною 3 м сбрасываются в ручей. Место сброса сточных вод с производственных площадок не оборудовано сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды;
2) по тыльной (западной) стороне площадки склада леса обустроена дренажная канава, в которую стекают сточные (ливневые и дренажные) воды. На момент осмотра канава заполнена водой и загрязнена древесными отходами. Из дренажной канавы сточные воды сбрасываются в ручей через организованный выпуск - металлическую трубу диаметром ... мм, который не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды;
3) на площадке, находящейся в пределах водоохранной зоны водного объекта (ручья) и непосредственно в пределах его прибрежной защитной полосы и полностью в водоохранной зоне моря, размещаются штабеля с лесом. Земельный участок, не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды;
4) площадка склада леса от центра на восток не имеет твердого покрытия и не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Лесоматериал складируется на грунт, участок захламлен отходами производства в виде коры с примесью земли, бытовыми отходами;
5) причал № 1 ЛЗП «...» не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, загрязнен отходами производства в виде абразивной крошки после очистки металлических конструкции;
6) на момент осмотра па причале № 2 ЛЗП «...» (малый причал) и прилегающем к нему земельном участке производились сварочные работы. Осуществлялась сборка и сварка металлических конструкций для реконструкции причала. При этом причал не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, загрязнен отходами производства в виде абразивной крошки и краской после очистки и окраски металлических конструкций;
7) площадка накопления отходов, расположенная ниже АЗС в ... м от водного объекта, на которой размещаются отходы в виде металлолома, автопокрышек б/у, фильтров масляных, фильтров воздушных и иные отходы, не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В ходе повторного обследования 4 и 6 июля 2017 года должностными лицами УФСБ России по Приморскому краю земельного участка, на котором расположен ЛЗП «Самаргинский», выявлены аналогичные нарушения.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения должностного лица - генерального директора ОАО «...» Щербакова В.Ф. к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15 августа 2017 года № №, протоколами отбора проб отходов от 4 и 6 июля 2017 года, протоколом результатов анализа проб отходов от 7 августа 2017 года, протоколами определения класса опасности отходов от 18 августа 2017 года, экспертным заключением от 23 августа 2017 года, экспертным заключением от 17 июля 2017 года № №, протоколом результатов анализа сточных вод от 14 июля 2017 года № №, заключением специалиста от 22 мая 2017 года № №, заключением специалиста от 13 июля 2017 года № №, протоколом обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 18 мая 2017 года и иными материалами дела, получившими правовую оценку по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, должностное лицо Росприроднадзора и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях Щербакова В.Ф. состава вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
Имеющиеся в материалах дела доказательства обоснованно признаны допустимыми, полученными в соответствии с требованиями КоАП РФ, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.
Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, любые фактические данные, полученные, в том числе в иных предусмотренных законом формах, на основании которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ признаются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Следовательно, обстоятельства дела об административном правонарушении могут быть установлены как на основании результатов административного расследования, результатов проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так и мероприятий, проведенных в иных предусмотренных законом формах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо отсылочных норм к законам, устанавливающим порядок получения информации о событии правонарушения.
Исходя из смысла указанной нормы, независимо от оснований и характера проведения мероприятий, получение должностным лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, является безусловным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье, части статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «...» Щербакова В.Ф. возбуждено по материалам, поступившим в Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора и полученным в ходе проведения УФСБ России по Приморскому краю оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 февраля 1999 года № 18-О, результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем, то есть так, как это предписывается статьями 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Полученные в ходе проведения должностными лицами УФСБ России по Приморскому краю обследования объектов, эксплуатируемых ОАО «...» при осуществлении хозяйственной деятельности, сведения отражены в надлежащих документах, а именно: в протоколах обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и письменных заключениях специалистов, привлеченных при проведении ОРМ.
Составленные по результатам ОРМ документы отвечают требованиям статьи 26.7 КоАП РФ, поэтому обоснованно признаны доказательствами по делу, поскольку содержат сведения, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, доводы жалобы правильность выводов судьи Тернейского районного суда Приморского края не опровергают и оснований для освобождения Щербакова В.Ф. от административной ответственности не содержат.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ Щербаков В.Ф. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Осуществление на земельном участке, расположенном в границах водоохранной зоны водного объекта, хозяйственной деятельности, влечет за собой обязанность хозяйствующего субъекта по оборудованию такого объекта сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Действия должностного лица – генерального директора ОАО «...» Щербакова В.Ф. квалифицированы по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и природоохранного законодательства.
Постановление о привлечении Щербакова В.Ф. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание Щербакову В.Ф. назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.45 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенного по делу решения, не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 19 октября 2017 года сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его изменения или отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 19 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ОАО «...» Щербакова В.Ф. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья И.К. Зиганшин