Решение по делу № 2-10/2020 от 31.05.2019

УИД № 44RS0028-01-2019-000664-33

№ 2-10/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 20202 г.

г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Метельковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябцевой М.А., Булатовой Г.А., Бахарева Н.И., Киселева В.Д., Елисеевой Н.А., Заставная Т.П., Смирнова Н.С., Зубковой Г.Н., Жерлицына Е.С., Иванченко Р.А., Степановой Л.В., Тумановой Н.А., Горловой Н.А., Козлова С.В., Паньшина Н.А., Тумановой Н.А., Козлова С.В., Киселевой Л.Л. к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района (адрес), администрации Костромского муниципального района Костромской области, о признании законным переустройство жилых помещений сохранении жилых помещений в переустроенном и перепланированном состоянии - с переустроенной системой отопления,

УСТАНОВИЛ:

Рябцева М.А., Булатова Г.А., Бахарев Н.И., Киселев В.Д., Елисеева Н.А., Заставная Т.П., Смирнов Н.С., Зубкова Г.Н., Жерлицын Е.С., Иванченко Р.А., Степанова Л.В., Туманова Н.А., Горлова Н.А., Козлов С.В., Паньшин Н.А., Туманова Н.А., Козлов С.В., Киселева Л.Л. обратились в суд с иском к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, администрации Костромского муниципального района Костромской области, ИП Горохову С.Ж. о сохранении жилых помещений в переустроенном и перепланированном состоянии - с переустроенной системой отопления.Требования обосновали тем, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), расположенном по адресу: (адрес). По согласованию с ООО «Спецстроймонтаж» в их квартирах было установлено газовое оборудование, выполнены работы по устройству поквартирной системы отопления. На основании технических условий и акта состояния дымовых и вентиляционных каналов разработан рабочий проект на переустройство квартир под индивидуальное отопление. Истцами неоднократно были подготовлены и направлены обращения главе администрации Костромского муниципального района и главе Сущевского сельского поселения по вопросу согласования отключения от централизованного теплоснабжения в связи с установкой индивидуальной системы отопления и горячего водоснабжения и согласования переустройства жилых помещений. Также о решении истцов были уведомлены руководители ООО ЖКХ «Кострома-сервис» и МУП Костромского района «Коммунсервис». Директор МУП «Коммунсервис» проинформировал истцов о том, что с 01.08.2019 полномочия по осуществлению функций единой теплоснабжающей организации п. Прибрежный перешли к ИП Горохову С.Ж. согласно постановлению администрации Костромского муниципального района Костромской области от 07.09.2018 № 436-р. В настоящее время отключение квартир от централизованного теплоснабжения осуществлено, однако ответчики не согласовывают переустройство жилых помещений. В квартирах общие стояки центральной системы отопления отключены от отопительных приборов и заизолированы. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в МКД от 12.06. 2018 всеми собственниками квартир многоквартирного дома принято единогласное решение об отключении жилого дома от центрального отопления и переходе его на индивидуальное газовое отопление. Исходя из положений п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 во взаимосвязи с пп. «д» п. 2 и п. 5 правил следует, что в состав общего имущества собственников помещения в МКД включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах т.п.). Системное толкование п. 6 Правил не дает оснований для вывода о том, что обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только жилые помещения (квартиры), включаются в состав общего имущества собственников МКД. Переустройство квартир истцов никак не затрагивает общее имущество МКД. Исходя из положений п. 21 ч. 2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, СП 41-108-2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе», СП60.13330.2012, Свод правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003», п. 4.2 ГОСТ 21.1101.2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации», Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера паты за содержании и ремонт помещения в случае оказания услуги и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 N 491, истцами подготовлены все необходимые документы, подтверждающие, что переустройство жилого помещения под индивидуальное отопление отвечает требованиям законодательства РФ, получено согласие всех собственников помещений в МКД. Со ссылкой на нормы ст.ст. 25, 26, 36, 40 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, нормы Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», просят признать законным переустройство жилых помещений (квартир) (адрес) и сохранить квартиры в переустроенном и перепланированном состоянии - с переустроенной системой отопления.

В уточненном иске истцы указали, что из-за непоследовательных действий Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области, администрации Костромского муниципального района, администрации Сущевского сельского поселения сложилась неопределенная ситуация по теплоснабжению. Весь 2017 год от должностных лиц исходила инициатива по переходу на индивидуальное отопление, но при этом сроки принятии решения не были определены. Поэтому истцы приняли самостоятельное решение в рамках действующего законодательства. Приняв решение 12.06.2018 истцы в кратчайшие сроки уведомили о своем решении всех заинтересованных лиц. Однако должностные лица не только не оказали содействия в реализации права граждан определять порядок пользования своим имуществом, но и всячески препятствовали этому. 02.04.2018 был составлен акт законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления дома № 11. 05.04.2018 был произведен пуск газа и газоиспользующего оборудования АО «Газпром газораспределение Кострома «Облгазстрой». 25.06.2018 заключен договор с ООО «Экспресс-мастер» на разработку проектной документации на установку в квартирах МКД газовых котлов взамен газовых колонок. Проект согласован 23.07.2018 в ООО «НОВАТЭК-Кострома» и АО «Газпром газораспределение Кострома «Облгазстрой». 24.07.2019 проектная документация передана заказчику. 01.01.2018 работы выполнены специализированной организацией ООО «Спецстроймонтаж» в соответствии с проектом, произведен первичный пуск газа в газопроводы и газоиспользующее оборудование. Таким образом переустройство жилых помещений было завершено, оно свелось к замене газовых колонок на газовые котлы и отсоединение МКД от центральной системы отопления. В квартирах установлены сертифицированные настенные газовые котлы с закрытой камерой сгорания мощностью 15кВт. Запрет, содержащийся в п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении», имеет место при одновременном наступлении двух условий: наличие подключения к системе теплоснабжения и наличие источников энергии в перечне. Газовые котлы не указаны в запрещающем к эксплуатации перечне правил техприсоединения, то есть указанная норма не применима в данном споре. Права и законные интересы граждан МКД в данном случае не нарушаются, так как решение о переустройстве принято единогласно на общем собрании. Переустройство не создает угрозу жизни и здоровью. Сети газораспределении газопотребления дома соответствуют требованиям технического регламента.

В ходе рассмотрения дела ответчик ИП Горохов С.Ж. по ходатайству истцов был исключен из числа ответчиков, привлечен к участию в деле в качестве третьего лица. Также в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены МУП «Коммунсервис» Костромского района, ООО «ЖКХ-Сервис», ООО «Спецстроймонтаж», ООО «Экспресс-Мастер», АО «Газпром газораспределение Кострома», Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, Плахин М.А., Колесникова М.Э.

Истец Елисеева Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что к главе администрации поселения они обращались только устно, по телефону. Обращались также в МУП «Коммунсервис», где им пояснили, что этот вопрос теперь не в их компетенции. С газовой компанией и организацией к которой обращались за планом у них все согласовано, согласование оформлено в проектной документации. Технические условия они не получали. 03.12.2018 проект теплоснабжения проходил актуализацию, но на их дом внимания не обратили. Они известили управляющую компанию об отключении от центрального отопления, сотрудники компании приехали отключили их, о чем был составлен акт. В их МКД места общего пользования не отапливаются.

Истец Смирнов Н.С. в настоящем судебном заседании не присутствует, просил рассматривать дело без его участия. В ходе рассмотрения дела исковые требования подержал. Пояснил, что отопление в дом подается, подогревается водопровод, проходящий через их дом в соседний, чтобы он не промерз.

Истцы Рябцева М.А., Булатова Г.А., Бахарев Н.И., Киселев В.Д., Заставная Т.П., Зубкова Г.Н., Жерлицын Е.С., Иванченко Р.А., Степанова Л.В., Туманова Н.А., Горлова Н.А., Козлов С.В., Паньшин Н.А., Туманова Н.А., Козлов С.В., Киселева Л.Л., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Истцы Смирнов Н.С., Иванченко Р.А., просили рассматривать дело без их участия при участии представителя адвоката Нарышева А.В. (том III л.д. 74, 76, том IV л.д. 35-36). При этом истцы Зубкова Г.В., Горлова Н.А., Туманова Н.А., Киселева Л.Л., Степанова Л.В. в ходе рассмотрения дела исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель истцов адвокат Нарышев А.В. в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. Указал, что единственный порядок сохранения квартир в переустроенном состоянии определен ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, которая определяет, что переустройство сохраняется, если не нарушатся права и законные интересы граждан и это не создает угрозу их жизни и здоровью. Полагал, что заключение ООО «Проектно-строительное бюро» должно быть принято за основу судебного решения. Второе экспертное учреждение «ангажировано» третьим лицом ИП Гороховым С.Ж. Та документация, которая была представлена суду и использовалась для переоборудования, соответствует по определению всем требованиям. Представленная рабочая документация содержит разрезы, узлы, схемы, пояснительную записку, которая описывает порядок проведения работ. Пояснительная записка, в соответствии с законодательством, относится к разделу проектной документации, поэтому данная рабочая документация содержит в себе и элементы проектной документации. На настоящий момент те нарушения, которые посчитали эксперты ООО «Ивановское бюро экспертиз» существенными, устранены. Они не могут быть предметом обсуждения и считаться недостатками. Кроме того, произведена корректировка проекта, устранены несоответствия, на которые указывает экспертиза. Включены котлы с указанием точного места расположения, указаны места вентиляционных каналов, куда производится выброс сгорающего газа, мощность котлов 24 кВт на каждый котел. Все недостатки устранены были. Отметил, что как такового отказа в переустройстве истцами от администрации получено не было. Администрация Костромского района переживает за права ИП Горохова С.Ж., то, что тот вложил денежные средства, произвел инвестиции, говорят об убытках и по этому основанию считают, что в иске должно быть отказано. Полномочиями по решению вопросов переустройства квартиры наделена администрация Сущевского сельского поселения, так как действия истцов относятся к действиям капитального ремонта, а при проведении капитального ремонта не требуется разрешения. Фактически двухконтурные котлы, которые сейчас стоят в каждой квартире, находятся на месте газовых колонок которые были там изначально. Конструктивно дом не подвергался никаким реконструкциям в плане обустройства внутренних дымоходов и для дымоходов сгоревших газов. Также не стоит путать и отождествлять системы теплоснабжении и схемы теплоснабжения. Актуализированная схема должна представляться на 15 число первого месяца следующего года на который актуализируется схема. Сейчас нет никаких препятствий отразить в схеме ту систему, которая сложилась в течение года. Исходя из системы теплоснабжения, которая сложилась на тот момент, когда пришел ИП Горохов С.Ж. как единая теплоснабжающая организация, на тот момент в теплоснабжающей системе поселка этого дома не было. Система теплоснабжения уже существует два года, никакого дисбаланса или нарушений не было выявлено. Также полагал, что права жителей дома № 9 в данном случае значения не имеют, так как они незаконно подключились к водопроводу, пользуются чужой водой. Система теплоснабжения работает, никаких нарушений прав жильцов дома № 9 не происходит. Права граждан (истцов)не нарушаются, они сами это организовали, угрозы жизни существующая система теплоснабжения не несет.

Представитель ответчик администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, действующий на основании доверенности Падагов Н.А. в судебном заседании не присутствует, просил рассматривать дело без его участия. В ходе рассмотрения дела Падагов Н.А. не возражал против удовлетворения исковых требований с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса РФ. Пояснил, что когда истцам отказывали в согласовании переустройства квартир, основывались на том, что перепланировка проводилась без предварительного согласования. Но истцы не обращались с заявлением о согласовании перепланировки. Учитывая, что перепланировка уже выполнена, администрация не возражает против оставления жилых помещений в переустроенном состоянии, при условии соблюдения норм ЖК РФ, а именно с условием, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. При этом в ходе рассмотрения дела в судебном заседании изначально исковые требования не признавал, пояснял, что граждане в администрацию по данному вопросу не обращались, сведений о безопасности действий истцов по перепланировки дома в целом не представлено. В письменном отзыве администрация указала, что истцами были представлены документы, согласно которым выявленные экспертами недостатки ими устранены. Перевод МКД № 11 на индивидуальное отопление снижает тепловую нагрузку в размере 3,5 % от расчетной тепловой нагрузки котельной и 2,6 % от установленной мощности котлов. Это не нарушит режим работы котельного оборудования, так как снижение тепловой нагрузки малозначительно. Уже третий отопительный сезон жалоб на разбалансировку системы теплоснабжения не поступало. Исключение МКД № 11 из схемы центрального отопления подлежит актуализации данной схемы. Права жителей дома № 9 не нарушаются. Не возражал против удовлетворения исковых требований истцов.

Представитель ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области в судебном заседании также не присутствуют. В ходе рассмотрения дела их представитель Бобкова М.В. исковые требования не признала. Пояснила, что решение о переустройстве дома не принималось. Истцы произвели реконструкцию, а не переустройство. Перевод системы центрального теплоснабжения на индивидуальное не может быть разрешен, так как нарушены нормы и правила для согласования. С жителями в течение 2017 года неоднократно проводились сходы, беседы по вопросу индивидуального отопления до реконструкции котельной, но они отказались. Собственниками МКД № 11 на собрании от 19.04.2017 было принято решение осуществить газификацию жилого дома в части обеспечения природным газом колонок и газовых плит. На сходе граждан 21.04.2018 и 22.04.2018 жители МКД в очередной раз обозначили позицию о сохранении центрального отопления от газовой котельной. К тому времени уже было принято решение об оптимизации системы теплоснабжения в п. Прибрежный. В 2018 году ИП Гороховым С.Ж. налажена система отопления. Решение собственниками МКД об отключении центрального отопления было принято после совещания 01.07.2019 в департаменте ТЭК и ЖКХ Костромской области с их личным участием. Своими действиями истцы создали угрозу не только для себя, но и для соседей. В письменном отзыве на иск, указали, что действия истцов по самовольному переоборудованию жилых помещений с центрального отопления на автономное, осуществлены с грубым нарушением действующих норм и правил. С 01.01.2010 установлен прямой запрет на переустройство квартир в МКД на автономное отопление. Схемой теплоснабжения Сущевского сельского поселения не предусмотрено переключение МКД и отдельных жилых помещений МКД на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии. Переустройство квартир на автономное отопление проведено самовольно без установленного порядка: в отсутствие разрешительных документов; без принятия решения общего собрания о реконструкции (переустройстве и (или) перепланировке) помещений, входящих в состав общего имущества; без выполнения проекта на реконструкцию системы отопления всего дома; без внесения соответствующих изменений в технический план МКД и инструкцию по эксплуатации квартир и общественных помещений МКД. Проект на переустройство квартир не оформлялся и не согласовывался. В настоящее время эксплуатация МКД осуществляется с нарушением требований действующего законодательства о техническом регулировании, о градостроительной деятельности и о пожарной безопасности. В июле-августе 2018 года жители самовольно вмешались в систему теплоснабжения: были срезаны отопительные приборы в жилых помещения МКД, трубы муниципальных тепловых сетей снаружи стены дома. В течение 2018 года на территории п. Прибрежный выполнялись мероприятия по оптимизации системы теплоснабжения. Принято решение о подключении потребителей к угольной котельной МУП «Коммунсервис» к котельной ИП Горохова С.Ж., работающей на отходах деревообработки. До апреля 2018 года жителям предлагалось принять на общем собрании решение об отключении домов от центрального отопления. Тем самым могли быть сэкономлены средства инвестора на модернизацию котельной. Жителями этот момент был упущен, расчет мощности котельной был выполнен инвестором с учетом часовых нагрузок центрального отопления указанного МКД. Истцы были заблаговременно информированы о планах и сроках модернизации системы отопления. Решение жителей МКД о переходе на автономное отопление было запоздалым и поспешным (с нарушением порядка, предусмотренного ЖК РФ), в значительной части протестным, так как представителей истцов не устраивал исключительно вариант подключения МКД к котельной ИП Горохова С.Ж. Свое решение истцы приняли осознано, после того, как инвестором был заключен договор на поставку технологического оборудования с увеличением мощности котельной на сумму порядка 9 млн. руб. и оплаты счета на 5 млн. руб. В августе 2018 года было выполнено технологическое присоединение вновь построенных и муниципальных тепловых сетей к котельной ИП Горохова С.Ж., в результате чего жители п. Прибрежный были отключены от муниципальной котельной. Статус единой теплоснабжающей организации в зоне действия источника теплоснабжения - котельной п. Прибрежный наделен ИП Горохов С.Ж. с 08.09.2018. Незаконные действия истцов могут создать опасный прецедент для совершения подобных действия со стороны собственников других МКД. Может возникнуть ситуация, при которой администрация района понесет существенные расходы на компенсацию убытков теплоснабжающих организаций, возникших в результате снижения подключенной нагрузки потребителей котельных. Полагают, что исковые требования не подлежат удовлетворению (том III л.д. 129-140, том IV л.д. 103-105).

Представитель ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области Рыбаков И.Ю. в ходе рассмотрения дела пояснил, что истцы заверяют о надлежащем подключении системы теплоснабжения дома и на случай аварии, однако это невозможно с учетом того, что истцами сделано в доме.

Третье лицо Горохов С.Ж. в судебном заседании не присутствует. В ходе рассмотрения дела пояснил, что дом технологически присоединен к системе отопления, но что происходит внутри неизвестно, с августа 2017 года их не пускают в дом. Действия истцов по переоборудованию представляют угрозу безопасности. Они самовольно отпилили трубу. В августе 2018 года трубу восстановили, но что происходит внутри дома - не известно. Через дом 11 транзитом проходит водопроводная труба в дом № 9.

Представитель третьего лица ИП Горохова С.Ж. по доверенности Пашутин П.В. в судебном заседании полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, так как отсутствует необходимый проект и не выполнены иные условия, позволяющие согласовать переустройство. Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 03.12.2018 была актуализирована схема теплоснабжения Сущевского сельского поселения в период с 2013 по 2027 годы, данный нормативный акт не был обжалован. Данным актом не предусмотрен переход на иные виды отопления для п. Прибрежный. В соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений с использованием индивидуальных источников теплоснабжения. Истцы ссылаются на постановление Правительства № 870 от 29.10.2010, однако п. 4 данного акта предусмотрено, что требования технического регламента не распространяются на сеть газоснабжения жилых зданий. Полагал, что за основу необходимо брать заключение экспертов ООО «Ивановское Бюро Экспертиз», так как выводы экспертов отвечают требованиям всесторонности, объективности, достоверности. Истцы своими действия постарались «подогнать» рабочую документацию под результат ее реализации на практике и устранить отдельные нарушения, выявленные и экспертами ООО «Ивановское Бюро Экспертизы», что прямо свидетельствуют о том, что сторона истцов согласилась с целым рядом выводов, сделанных экспертами. Незаконность действий истцов подтверждена также органами прокуратуры, проводившими проверку. Система центрального отопления греет воздух не только в жилом помещении, но и в помещениях общего пользования, передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам здания в целом, предупреждая, тем самым, его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Вышеуказанное нарушение, само по себе уже является достаточным основанием для отказа. Кроме того, в экспертном заключении сделан вывод о нарушении прав жителей дома №9, согласно которому отключение дома №11 от центрального отопления приведет к аварийному прекращению водоснабжения дома №9, так как отключение от сети центрального теплоснабжения дома №11 и прекращение подачи теплоносителя на участке тепловой сети может привести к замораживанию и повреждению на данном участке трубопровода для дома №9 в холодный период года при отрицательных температурах воздуха.

Представитель третьего лица ИП Горохова С.Ж. Беляев Н.В. в ходе рассмотрения дела полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Действия истцами совершены самовольно.

Представитель третьего лица ИП Горохова С.Ж. по доверенности Григорьева И.В. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указала, что в результате переоборудования места общего пользования не отапливаются. Закон содержит запрет на переход на индивидуальное отопление жилых помещений за исключением случаев, предусмотренных схемой теплоснабжения. Так как это единая система, стоит вопрос о нарушении баланса теплоснабжения всего поселка. Газовое оборудование источник повышенной опасности, известны случаи, когда газовое оборудование является причиной катастроф.

Представитель третьего лица МУП «Коммунсервис» Костромского района Хамзина Е.А.в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что дом был передан МУП в 2005 году с той схемой, что имеется сейчас. Проблемы с водой у жителей соседнего дома № 9 уже были, вода замерзала.

Представитель третьего лица МУП «Коммунсервис» Костромского района Тумакова А.Е. в ходе рассмотрения дела поясняла, что имеется схема водоснабжения, в которой указано, что дом № 9 подключен к центральным сетям, а не внутридомовым дома 11. Водопроводная труба идет от дома № 11 к дому № 9 через сеть теплоснабжения, и если теплоснабжение отключить, то в доме № 9 вода замерзнет.

Третье лицо Плахин М.А. (собственник жилого помещения в доме № 9), что в доме № 9 две квартиры. Водопровод к дому № 9 идет от дома № 11. В доме № 9 центральное отопление. Полагал, что в случае удовлетворения иска, затрагиваются их права, так как вода зимой замерзнет. Просил рассматривать дело без его участия.

Его представитель Данченко А.А. также указал, что в данном случае затрагивается вся система центрального отопления поселка. После получения заключения экспертизы стороной истца осуществляется целый ряд мероприятий, начиная составлением корректировки рабочей документации, заканчивая техническими моментами, которые подводят выполнение работы уже под сделанное положительное заключение судебной экспертизы. Выполнено не переустройство отдельных квартир, а изменение системы инженерного оборудования всего МКД. Произвольные действия со стороны истцов несут угрозу и для дома №9. Полгал, что требования истцов не подлежат удовлетворению.

Третье лицо Колесникова М.Э. (собственник жилого помещения в доме № 9) в настоящем заседании не присутствует. В ходе рассмотрения дела возражала против удовлетворения исковых требований, так как уже был случай, что при плохой изоляции труб от дома № 11, замерз водопровод, идущий к дому № 9.

Третьи лица Булатов С.Ю., Булатов Ю.С., Бахарева Т.Н., Сабуров С.А., Пестининкас С.В., Смирнова Д.Б., Минакина А.В., Молчанов Г.И., Жерлицына А.А., Иванченко В.И., Иванченков А.И., Паньшина З.Д., Козлова М.Г., Горлов Н.П., просили рассматривать дело без их участия. При этом третьи лица Бахарева Т.Н., Жерлицына А.А., Иванченко В.И., в ходе рассмотрения дела поддержали позицию истцов. Третье лицо Козлова З.Г. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица ООО «ЖКХ-Сервис», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Третье лицо ООО «Спецстроймонтаж» в письменном отзыве указали, что каких-либо работ по переустройству жилых помещений на территории Сущевского сельского поселение не производили.

Третье лицо ООО «Экспресс-Мастер» просили рассматривать дело без их участия. В письменном отзыве указали, что по заказу Елисеевой Н.А. 24.07.2018 ООО был разработан проект установки газовых котлов в МКД, проект разработан на основании письма о подтверждении технической возможности транспортировки природного газа АО «Газпром газораспределение Кострома» от ДДММГГГГ. Проект согласован в ООО «НОВАТЭК-Кострома» и АО «Газпром газораспределение Кострома» 23.07.2018 (том III л.д. 35).

Третье лицо АО «Газпром газораспределение Кострома» просили рассматривать дело без их участия. В письменном отзыве указали, что согласно акту-наряду № 115 от 05.04.2018 работники АО «Газпром газораспределение Кострома» осуществили пуск природного газа в жилой дом (адрес) после переустройства сети газопотребления со сжиженного газа на природный. В дальнейшем 29.06.2018 представитель МКД Елисеева Н.А. обратилась к ним за предоставлением технических условий. Письмом от 11.07.2018 ООО подтвердило техническую возможность транспортировки природного газа в объеме 25,5 куб.м в час. монтаж газового оборудования осуществляло ООО «Экспресс-Мастер». Согласно акту приемки были установлены: плиты газовые, колонки газовые, счетчики газа. Осуществлен пуск газа в газовые приборы (том III л.д. 39).

Третье лицо Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в судебном заседании не присутствуют, направили письменный отзыв, в котором ссылаясь на п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении», п. 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», СП 41-108-2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе», ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 26, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ указали, что отсутствие указанных в приведенных нормах документов может трактоваться как самовольное отключение от централизованного теплоснабжения. Приборы отопления служат частью отопительной системы жилого дома, их демонтаж без соответствующего разрешения уполномоченных органов и технического проекта, может привести к нарушению порядка теплоснабжения МКД. То есть, если с момента постройки МКД рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую схему подачи тепла, что недопустимо. Самовольная реконструкция систем теплопотребления - это не что иное, как разрегулировка сетей и внутренних систем всего МКД. Эти работы могут привести к нарушению гидравлики, неправильному распределению тепла, перегреву или недогреву помещений, и нарушению прав других потребителей тепловых услуг. Перевод на автономное отопление отдельных квартир в МКД приводит к изменению теплового баланса дома и нарушении. Работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) на рассчитаны. Отключение основной доли потребителей в МКД увеличивает резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации. Демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия гражданами не потреблялась, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом. Собственниками помещений МКД, перешедшими с централизованного отопления на индивидуальное, оплачивается столько собственное потребление. Однако жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления МКД и расход тепловой энергии на общедомовые нужды. Установке газовых теплогенераторов для теплоснабжения возможна только для всех помещений МКД с обеспечением принудительной подачи (циркуляцией воды) в контуры отопления и горячего водоснабжения. Массовая установка индивидуальных котлов не может быть разрешена там, где диаметр газовых труб рассчитан только на подключение кухонных плит, так как будет недостаточным давление газа. Согласно гидравлическим расчетам, котел потребляет газа больше, чем газовая колонка или плита, так как значительный период времени работает в постоянном режиме, рассчитанном на обогрев квартиры и на подачу горячей воды. В связи с изложенным, заявленные исковые требования истцов не законные, не обоснованны и не подлежат удовлетворению. Просили рассматривать дело без участия представителя департамента.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, изучив надзорное производство прокуратуры Костромского района, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков; компенсации морального вреда.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В силу ч. 15 ст. 14 Федерального закона 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Пунктом 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 N 787, предусмотрено, что в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:

а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;

в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;

г) давление теплоносителя - до 1 МПа.

Аналогичные требования содержались в п. 44 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).

Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов (п.1.7.1 Правил).

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2 Правил).

Порядок переоборудование и переустройства предусмотрен нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

В соответствии со ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса (ч. 1).

Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность (ч. 2).

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3).

Согласно пп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

В соответствии с разделом I «Определение состава общего имущества» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, внутридомовая инженерная система газоснабжения, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В силу указанных норм права система газоснабжения и отопления входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

В силу ст.ст. 246, 247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

По смыслу приведенных выше правовых норм, переустройство должно быть произведено с соблюдением установленного законом разрешительного порядка, а факт переустройства должен быть подтвержден соответствующими документами, в частности его разрешением и актом приемочной комиссии, подтверждающей произведенное переустройство.

При демонтаже элементов центральной системы отопления, теплоносителем которой является горячая вода, и их замене (в том числе материала), имеет место переустройство жилого помещения, поскольку происходит изменение технического описания квартиры.

Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2). Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Судом при рассмотрении дела установлено следующее.

ДДММГГГГ Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области № 2495 утверждена актуализированная Схема теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период 2013 по 2027 годы (том I л.д. 171).

Согласно разделу 12 Схемы теплоснабжения не предусмотрена возможность перехода индивидуальных жилых домов, отдельных квартиры в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением и в целом многоквартирных домов на иной вид индивидуального отопления. Решение о переходе на автономное отопление возможно только в случае, если потребитель расположен за пределами эффективного радиуса теплоснабжения и теплоснабжение которых является убыточным для теплоснабжающих организаций (том II л.д. 60-61).

При этом при решении вопроса об организации теплоснабжения в п.Прибрежный было рекомендовано в срок до 10.04.2017 организовать проведение общих собраний собственников МКД по вопросу перехода на индивидуальное отопление (том III л.д. 191-192). Как следует из письменных отзывов администрации Костромского муниципального района Костромской области с жителями неоднократно в течение 2017 года велись беседы о возможности перехода на индивидуальное автономное отопление МКД.

Согласно плану организационных мероприятий на 2018 год, утвержденному 13.04.2018, в него включено выполнение работ по реконструкции котельной и тепловых сетей в п. Прибрежный, исполнитель ИП Горохов С.Ж. (том III л.д. 161-163).

С 08.09.2018 статус единой теплоснабжающей организации с границах системы теплоснабжения, состоящей из источника теплоснабжения - собственной котельной в п. Прибрежный присвоено ИП Горохову С.Ж. на основании постановления главы Костромского муниципального района Костромской области от 07.09.3018 № 1785 (том III л.д. 166).

20.08.2018 составлен акт о технологическом присоединении объектов централизованной системы отопления п. Прибрежный к котельной ИП Горохова С.Ж. (том III л.д. 187).

03.12.2018 Елисеева Н.А. направила в адрес администрации Сущевского сельского поселения несогласие по вопросу включения в схему теплоснабжения дом 11, поскольку он оборудован автономным отоплением (том I л.д. 172).

Как следует из материалов дела собственниками квартир, расположенных в МКД по адресу: (адрес), являются: Рябцева М.А. - (адрес), Булатов Ю.С., Булатова Г.А., Булатов С.Ю. - (адрес) (по 1/3 доле в праве), Бахарева Т.Н., Бахарев Н.И. - (адрес) (по 1/2 доле в праве), Киселев В.Д. - (адрес), Елисеева Н.А., Сабуров С.А. - (адрес) (по 1/2 доле в праве), Пестининкас С.В., Заставная Т.П. - (адрес) (по 1/2 доле в праве), Смирнова Д.Б., Смирнов Н.Б. - (адрес), Зубкова Г.Н. - (адрес), Молчанова А.И. ДДММГГГГ года рождения, Молчанов Г.И., ДДММГГГГ года рождения, Жерлицын Е.С., Минакина А.В. - (адрес) (по 1/4 доле в праве), Иванченко В.И., Иванченко А.И., Иванченко Р.А. - (адрес) (по 1/3 доле в праве), Степанова Л.В. - (адрес), Туманова Н.А. - (адрес), Горлова Н.А., Горлов Н.П. - (адрес) (по 1/2 доле в праве), Козлов С.В. - (адрес), Паньшина З.Д., Паньшин Н.А. - (адрес) ( по 1/2 доля в праве), Туманова Н.А. - (адрес), Козлов С.В. - (адрес), Киселева Л.Л. - (адрес) (выписки из ЕГРН, том I л.д. 48-137).

В указанных жилых помещениях зарегистрированы: Рябцев А.П. ((адрес)), Булатов С.Ю., Булатова Г.А., Булатов Ю.С. ((адрес)), Бахарев Н.И., Бахарева Т.Н. ((адрес)), Киселев С.В., Киселев К.С., ДДММГГГГ года рождения ((адрес)), Заставная Т.П., Пестининкас С.В. ((адрес)), Смирнов Н.С., Смирнова Д.Б., Смирнова В.Н. 2002 года рождения, Смирнова Э.Н. ДДММГГГГ года рождения ((адрес)), Зубков М.В., Жерлицын Е.С., Жерлицына А.А. ((адрес)), Иванченко Р.А., Иванченко В.И., Иванченко А.И. ((адрес)), Степанова Л.В. ((адрес)), Туманова Н.А., Туманов А.Л., Калинникова С.А. ((адрес)), Горлов Н.П., Горлова Н.А., Горлов А.Н. ((адрес)), Козлов С.В., Козлова З.А. ((адрес)), Паньшина З.Д., Паньшин Н.А., Паньшин М.Н. ДДММГГГГ года рождения ((адрес)), Козлова М.Г. ((адрес)), Киселева Л.л. ((адрес)) (сведения ОВМ ОМВД России по (адрес) том I л.д. 46).

29.12.2016 завершено строительство подземного газопровода сети газораспределения согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (том III л.д. 100-102).

05.04.2019 было завершено переустройство сети газопотребления МКД со сжиженного на природный газ, которая введена в эксплуатацию 02.04.2018(том III л.д. 39,40, 42, 98).

12.06.2018 состоялось общее собрание собственников помещений МКД, на котором было решено отключить жилой дом от центрального отопления, перейти на индивидуальное газовое отопление. При этом суду в подтверждение принятого решения истцами представлено две копии протокола от указанной даты, отличающиеся как по оформлению, так и по содержанию (том I л.д. 9, том III л.д. 152-156), а также его оригинал одного из них (том IV л.д. 152-159).

О данном решении была уведомлена администрация Костромского муниципального района Костромской области 14.06.2018 и 31.08.2018 (том I л.д. 9 оборотная сторона, том III л.д. 150-151).

Данное обращение было перенаправлено надлежащему лицу - в администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района, повторно 12.02.2019 (том III л.д. 143, 144), а также дан ответ от 11.09.2018 о том, что у администрации нет законных оснований для согласования вопросов о переустройстве квартир и отключения МКД от центрального отопления. Сохранение жилого помещения в переустроенном состоянии может быть решено только в судебном порядке (том III л.д. 148-149).

Собственниками МКД в 2018 году своими силами произведено переоборудование системы отопления и горячего водоснабжения с нарушением установленного главой 4 ЖК РФ порядка, что также подтверждается ответом прокуратуры Костромского района от 09.01.2019 (том I л.д. 8). МКД был отключен от сетей центрального теплоснабжения п.Прибрежный, что также подтверждается:

- паспортом готовности МКД к эксплуатации в зимний период 2018-2019 гг. из которого следует, что приборы центрального отопления сняты жителями, идет переоборудование на газовое отопление (том I л.д. 11).

- актом осмотра от 27.08.2018. зафиксировавшим самовольную обрезку тепловой сети жильцами дома без разрешительной документации, а именно: обрезка прямого и обратного трубопровода наружной тепловой сети на расстоянии примерно 15 см от наружной стены здания МКД у среднего подъезда. На жителей возложена обязанность восстановить ввод тепловой сети в дом в срок до 28.08.2018 (том III л.д. 188).

- актом обследования системы теплоснабжения п. Прибрежный от 12.08.2019, фотоматериалами, которыми установлен факт самовольного демонтажа приборов отопления и обрезка внутридомовых труб теплоснабжения (акт том III л.д. 120-128).

Истцами суду представлена рабочая документация «Система внутреннего газоснабжения» выполненная ООО «Экспресс-Мастер», разработанная 24.07.2018 (том I л.д. 175-197). В данной рабочей документации имеется письменное подтверждение технической возможности транспортировки природного газа в объеме 25,5 м^3/4, необходимого для газоснабжения МКД с учетом планируемого переустройства, по газораспределительной сети низкого давления 0,00185 МПа диаметром 57 мм в точке подключения сети газопотребления объекта капительного строительства. До начала проектирование необходимо получить согласие собственников внутреннего газопровода на подключение. Также сообщено, что переустройство системы газопотребления необходимо проводить в соответствии с Жилищным кодексом РФ и другими действующими нормативно-правовыми актами. На основании данного письма был разработан проект установки газовых котлов в МКД. Подача газа предусматривается на отопление, горячее водоснабжение пищеприготовление. В кухнях жилого дома к установке приняты сертифицированные настенные газовые котлы полной заводской готовности с закрытой камерой сгорания для нужд ГВС и отопления. Для исключения протекания через газопровод токов утечки предусмотрена установка изолирующих соединений перед плитами и газовыми котлами. В квартирах предусмотреть установку сигнализаторов загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10 % НКПРП или ПДК природного газа. Сигнализаторы должны быть сблокированы с быстродействующими запорными клапанами, установленными на вводе газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности.

Собственниками МКД № 11 были заключены договоры поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан с ООО «НОВАТЭК- Кострома» (том IV л.д. 113-114, 132-133), в которых указаны газовые приборы: газовая плита и газовая колонка.

13.03.2018, 15.03.2019, 16.03.2019 заключены договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, в которых в перечне газового оборудования уже указаны: газовая плита, отопительный газовый котел, приборы учета газа (том IV л.д. 115, 117-127, 137-139, 141-142, 144-146, 148-149, 151, 179-182). Также суду представлены акты-наряды на первичный пуску газа в газопроводы и газоиспользующее оборудование жилых зданий от 01.10.2020 и 02.10.2018, составленные ООО «Спецстроймонтаж+», согласно которым в квартирах МКД № 11 был пущен газ в газовые приборы и оборудование, в том числе в котлы (том IV л.д. 160-177).

19.07.2018 МУП «Коммунсервис» Костромского района направил в адрес жителей МКД № 11 письмо том, что в адрес предприятия не поступало технической документации о переводе МКД, в связи с чем отключение дома от центрального отопления не возможно. Также сообщено, что с 01.08.2018 полномочия по осуществлению функций единой теплоснабжающей организации в п. Прибрежный переходят к ИП Горохову С.Ж. (том I л.д. 7).

26.07.2018 в адрес ООО «ЖКХ «Кострома-сервис» направлено заявление об отключении МКД от центрального отопления в связи с установкой индивидуальной системы отопления и горячего водоснабжения в каждой квартире (том I л.д. 10).

Письмом от 06.08.2018 № 198 ООО «ЖКХ-сервис» уведомило МУП «Коммунсервис» и администрацию Костромского муниципального района Костромской области о том, что согласно протоколу от 12.06.2018 собственники МКД по адресу: (адрес), приняли решение о переходе на индивидуальную систему отопления, в связи с чем ООО «ЖКХ-сервис» просит рассмотреть вопрос отключения МКД от центрального отопления и выдать собственникам технические условия на индивидуальное подключение согласно заявлению от 26.06.2018 (том I л.д. 10 оборотная сторона).

06.09.2018 Елисеева Н.А. обратилась к ИП Горохову С.Ж. с просьбой отключить дом от центрального отопления в связи с установкой индивидуальной системы отопления и горячего водоснабжения в каждой квартире (том I л.д. 6 оборотная сторона).

С аналогичными письмами Елисеева Н.А. и собственники квартир в МКД обращалась в МУП «Коммунсервис» 26.06.2018 и 25.07.2018, на что получили ответ, что по вопросу отключении от центрального теплоснабжения необходимо обратиться в администрацию Сущевского сельского поселения (том I л.д. 7, л.д. 7 оборотная сторона).

30.08.2018 ООО «ЖКХ-Сервис» сообщило председателю совета МКД Тумановой Н.А. о том, что по заявлению от 26.06.2018 ООО направило письма главе Костромского муниципального района Костромской области, директору МУП «Коммунсервис с извещением собственников об отключении от системы центрального отопления, выдаче технических условий и переходе на индивидуальное отопление.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что через МКД № 11 проходит водопроводная труба, снабжающая водой жителей дома (адрес), что подтверждается пояснительной запиской к схеме совмещенных сетей отопления водопровода п. Прибрежный. Для исключения размораживания прокладка водовода от дома № 11 к дому № 9 произведена совместно с трубопроводами тепловой сети под тепловой изоляцией труб отопления. Такая прокладка водовода исключает вывод из эксплуатации трубопроводов отопления между домами № 11 и № 9. Поскольку при сливе горячего теплоносителя из трубопроводов тепловой сети вода в водоводе в осенне-зимний период может замерзнуть в течение нескольких часов (том IV л.д. 107-108).

Собственниками жилых помещений в доме № 9 являются Плахин М.А. (квартира 1), Колесникова М.Э. (квартира 2) (выписки из ЕГРН том III л.д. 274-283), которые были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.

По ходатайству сторон по делу была назначена комиссионная судебная техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Ивановское Бюро Экспертизы» и ООО «Проектно-строительное бюро».

Эксперты ООО «Проектно-строительное бюро» пришли к следующим выводам. Проектная документация (шифр 02.18/52-ГСВ) «Система внутреннего газового снабжения», разработан для квартир 18-квартирног жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), ООО «Экспресс-Мастер» в 2018 году. Проект выполнен на основании письма АО «Газпром газораспределение Кострома» от 11.07.2018 «О подтверждении технической возможности транспортировки объема природного газа». Проектная документация согласована с вышеуказанной организацией. Технические решения принятые при разработке проектной документации «Система внутреннего газоснабжения», соответствует существующему законодательству и не нарушает требования Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 03.04.2018 в части главы 4, а также действующих технических регламентов, стандартов и сводов правил, в том числе СП 402.132800.2018 «Здания жилые. Правила проектирования систем газопротребления», «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.201 N 870). Выполненные работы по устройству системы внутреннего газоснабжения квартир МКД № 11 соответствует техническим решениям принятым в проектной документации и соответствуют строительным нормам и правилам (СНиП) и другим нормативным документам, согласно санитарным, экологическим и противопожарным нормам, действующим на территории РФ и обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей.

Технологические решения, принятые при переустройстве квартир (систем внутреннего газоснабжения квартир и устройстве системы индивидуального теплоснабжения), не нарушают работу основных несущих конструкций здания, являются безопасными для его эксплуатации, соответствует требованиям СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» и другим нормативным документам, действующим на территории РФ. Произведенное переустройство квартир жилого дома не создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в квартирах.

Переустройство квартир жилого дома - устройство системы индивидуального теплоснабжения (отопления и ГВС) от газовых теплогенераторов обеспечивает нормативную температуру воздуха и не нарушает необходимых условий для людей в процессе эксплуатации здания, в части обеспечения нормируемых параметров микроклимата воздуха жилых помещений. В соответствии с СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные», ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» (том V л.д. 202-241).

Эксперт ООО «Проектно-строительное бюро» Соловьев Д.С. в судебном заседании выводы экспертизы подтвердил. Пояснил, что он был привлечен для проведения экспертизы по договору подряда. При проведении экспертизы был проведен визуальный осмотр каждой квартиры. При осмотре использовалась только рулетка. Исследование проводилось на предмет смонтированного газового оборудования в соответствии с проектной документацией. Вентиляция, дымоходы, система электропитания котлов ими не обследовались. В квартирах установлены на кухнях котлы мощность 24 кВт, а по проекту должны быть 15 кВт. Отступлением от проектной документации это является, но в соответствии с законодательством допускается установка в многоквартирных домах котлов мощностью до 50 кВт включительно, в кухнях, за исключением ванных комнат, коридоров, душевых и санузлов. Они не указали на это несоответствие проектной документации, так как это соответствует законодательству. Также в заключении не было указано, что забор воздуха для горения осуществляться должен по проектной документации снаружи здания, в части квартир забор воздуха соответствует проекту, а в части - забор воздуха происходит с помещений лоджии. В лоджиях установлены клапаны, арматура, то есть приток воздуха обеспечен. То есть с точки зрения проектной документации, в части квартир сделано по проекту, а в части забор воздуха не по проекту из помещения лоджии. Имеющаяся в заключении фотография ввода теплосети в дом им не делалась, подвальное помещение он не изучал. Заключение экспертизы составляли коллективно. Ими изучались только проектная документация внутреннего устройства газоснабжения, акт законченного строительства объекта. В работе был сделан акцент на Свод правил «Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления». ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», указанные в перечне, не использовался. Также указал, что у него образование в области текстильной промышленности, аттестацию проходил в Ростехнадзоре по правилам проектирования систем газопотребления, газоснабжения, монтаж газопроводов, строительный контроль за строительством газопроводов промышленных объектов. У него имеется удостоверение национального агентства контроля сварки относительно монтажа газопроводов. Опыта по проведению экспертиз у него ранее не было. Это его первая экспертиза.

Эксперт Кудряшов А.Ю. в судебном заседании пояснил, что у него образование первичная обработка, технология производства натуральных волокон, проходил такие же курсы повышения квалификации как и Соловьев Д.С. к проведению экспертизы договора был привлечен по договору подряда. Это первая его экспертиза. Они беседовали с проектировщиками ООО «Экспресс-Мастер», которые указали на возможность увеличения мощности газового оборудования и что можно сделать корректировку проекта.

Эксперты ООО «Ивановское Бюро Экспертизы» пришли к следующим выводам.

Исследуемая рабочая документация «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанная ООО «Экспресс-Мастер» в 2018 году, по составу и содержанию не соответствует предъявляемым к ней требованиям, а именно: отсутствует разработанная проектная документация, которая является основанием для разработки рабочей документации в соответствии с «Положением о составе разделов проектной документации…», в связи с чем разработка рабочей документации в соответствии с нормативными требованиями не представляется возможной. В составе рабочей документации отсутствуют: 1. комплекты основных чертежей марки электроснабжение (ЭС) на устройство розеток и заземления для подключения энергозависимых газовых теплогенераторов; 2. комплект основных чертежей марки ОВ (отопление, вентиляция и кондиционирование): на устройство дымоходов из стальных труб и санацию существующих вентиляционных каналов и дымоходов в кирпичных стенах, на переустройство общедомовой централизованной системы отопления МКД на систему поквартирного отопления, на отключение МКД от сетей центрального теплоснабжения; 3. документы на основании которых выполнена разработка рабочей документации: задание на проектирование, технические условия ресурсоснабжающей организации и организации, осуществляющей обслуживание и эксплуатацию внутридомовых сетей газоснабжения, утвержденная проектная документация, акты результатов предпроектного обследования ветканалов и дымоходов МКД. 4. Отсутствует согласование рабочей документации и ресурсоснабжающими и эксплуатирующей организациями.

Рабочая документация «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанная ООО «Экспресс-Мастер» соответствует градостроительным и экологическим требованиям.

Рабочая документация не соответствует строительным требованиям в части отсутствия проектных решений по разделам электроснабжение, отопление и вентиляция, также подлежащих переустройству наравне с внутренними сетями газоснабжения, что нарушает требования ч. 2 и ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 5 N 384-ФЗ Технических регламент безопасности зданий и сооружений.

Рабочая документация не соответствует требованиям пожарной безопасности, установленным N 123-ФЗ Технический регламент о пожарной безопасности в части нарушения требований п. 6.7.2 СП4.13130.2013, п. 7.1.50 ПУЭ.

Результаты выполненных работ по переустройству квартир МКД для перехода с централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление не соответствует рабочей документации «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанная ООО «Экспресс-Мастер» в 2018году, в части нарушения целого ряда ее проектных решений.

Выполненные работы по реализации проектных решений рабочей документации «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанная ООО «Экспресс-Мастер» в 2018году соответствует экологическим требованиям. Но нарушают нормативные требования сводов и правил и требований действующих технических регламентов в области строительства и пожарной безопасности. Следовательно, работы по реализации проектных решений рабочей документации «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанная ООО «Экспресс-Мастер», создают угрозу жизни, здоровью, сохранности имущества граждан, проживающих в вышеуказанном МКД.

Опираясь только на реализацию проектных решений рабочей документации «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанная ООО «Экспресс-Мастер», при отсутствии проектов на переустройства внутридомовой системы отопления, вентиляции, электроснабжения, без разработки проекта отключения данного МКД от сетей централизованного теплоснабжения и без разработки компенсационных мероприятий, исключающих негативное влияние данного переустройства на эксплуатационный режим самого исследуемого МКД теплоснабжения окружающей застройки и водоснабжения дома № 9, не представляется возможным.

Перевод МКД с центрального отопления на индивидуальное поквартирное отопление приводит к изменению давления и расхода теплоносителя (гидравлической разрегулировке) и, как следствие, к нарушению теплового баланса в централизованной системе отопления п. Прибрежный на всех участках централизованной сети теплоснабжения поселка, в связи с чем требуется внесение изменений в схему теплоснабжения п. Прибрежный, перерасчет и регулировка режимов сети централизованного теплоснабжения.

При существующей схеме тепло- и водоснабжения п. прибрежный отключение дома (адрес) от центрального отопления приведет к аварийному прекращению водоснабжения дома (адрес), так как отключение от сети централизованного теплоснабжения дома (адрес) и прекращение подачи теплоносителя на участке тепловой сети на участке от УТ10 до (адрес) может привести к замораживанию и повреждению на данном участке трубопровода ХВС дома № 9 в холодный период года при отрицательных температурах воздуха.

Эксперт ООО «Ивановское Бюро Экспертизы» Кусков А.Н. в судебном заседании выводы экспертизы подтвердил. Пояснил, что давал заключение по общестроительным вопросам и вопросам газоснабжения. Тип котлов не соответствует проектной документации по типу, марке и мощности. Все что было указано в проектной документации, должно было быть точно реализовано. Основной недостаток котлов был в том, что у установленных котлов большая мощность, чем была заявлена. Потребление газа идет почти в 2 раза больше тех лимитов, которые предоставляет газоснабжающая организация. Монтаж котлов произведен не на тех местах, которые предусмотрены проектом. Подключение котлов, газовых плит выполнено в рамках меньшего диаметра шлангов, должно быть 3/4 дюйма, выполнено практически в 1/2 дюйма. Часть дымоходов от котлов размещено не в сами дымоходы, а в вентиляционные каналы, что является отступлением от проекта. Дымоходы предусматривают устройство прочистки, делается канал вниз с отверстиями для регулярной прочистки, удаления сажи. Проектом была предусмотрена прокладка дымоходов внутри существующего дымового канала, а по факту часть дымоходов проложены внутри существующих вентиляционных каналов, и ни в одном дымоходе не сделано устройство прочистки. Что касается монтажа: забор воздуха у части котлов сделан из объема лоджий. Так как объем лоджий через форточки соединяется с кухней, проем открыт, по факту забор воздуха для горения котлов происходит из объема лоджий, а не с улицы. В связи с чем теряется смысл камеры закрытого сгорания котлов. Так как такие газовые котлы предусматривают забор воздуха именно с улицы. На некоторых лоджиях отверстия есть. Но отверстие диаметром 120x120 мм через стену из кирпича. Получается, что сам забор воздуха происходит из кухни, преимущественно воздухообмен идет по пути кухня-лоджия. Ими проводились замеры воздухообмена в помещениях жилого дома, установлено, что в части квартир воздухообмен не соответствует нормативным требованиям. Газовые котлы являются энергозависимыми приборами, они должны быть подключаться в трехпроводные розетки, должно быть заземление у электрической сети. Ряд котлов были подключены в двухпроводные розетки. Что противоречит требованиям и проекту. Также ими обследовались общедомовое имущество, система отопления, водопровод в соседнее здание, вводы на трассу, лестничные клетки, подвал, где идет подключение к водопроводу. Лестничные клетки остались без отопления, что нарушает обязательные требования о температурном режиме. Это обязательное условие технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Отключение от магистральных сетей было произвольно без согласования с теплоснабжающей организацией. Согласование - это проведение определенных мероприятий, отключения, подключения, закольцевания и так далее. Ни одно отключение просто так не проходит.

Эксперт ООО «Ивановское Бюро Экспертизы» Иванов В.О. в судебном заседании пояснил, что он отвечал при проведении экспертизы на вопросы отопления, теплоснабжения, водоснабжения. Он сделал выводы о разбалансировке центральной системы отопления. Отопительная нагрузка отключенного дома составляет существенную часть от участка теплоснабжения, порядка 45%. Данную сеть он не рассчитывал, но у него есть большой опыт расчета тепловых сетей. Также в литературе есть, что отключение абонентов ведет к технологическим изменениям системы центрального отопления.

Эксперт ООО «Ивановское Бюро Экспертизы» Шульц В.Л. и Проклова Е.В. в судебном заседании выводы экспертизы поддержали.

Согласно ч. 3 ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее -ГПК РФ) заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст.67 настоящего Кодекса.

Оценив заключения экспертов по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд принимает в качестве доказательства заключение, выполненное экспертами ООО «Ивановское Бюро Экспертизы», так как оно являются более полным, последовательным и научно обоснованным по сравнению с заключением данным ООО «Проектно-строительное бюро». Заключение дано экспертами, имеющими соответствующие образование и специальные знания, большой опыт работы, в то время как заключение ООО «Проектно-строительное бюро» дано лицами, не имеющими опыта по проведению каких-либо экспертиз.

При проведении экспертизы экспертами ООО «Ивановское Бюро Экспертизы» использовались средства измерений и фиксирующие инструменты, обследовалось не только само газовое оборудование, но и дымоходы, вентиляция, места общего пользования МКД, производились соответствующие замеры, в то время как эксперты ООО «Проектно-строительное бюро» ограничились визуальным осмотром газового оборудования в квартирах. Кроме того, опрошенные эксперты ООО «Проектно-строительное бюро» в судебном заседании указали на имеющиеся недостатки переустройства квартир, которые они не указали в заключении.

Представленные стороной истцов письменные возражения на заключение экспертов ООО «Ивановское Борю Экспертизы» не подтверждают недостоверность проведенного экспертного исследования, поскольку данные возражения составлены лицами, не являющимися экспертами, не обладающими специальными знаниями, изложенные доводы не подтверждают наличие ошибок в заключении экспертов и являются исключительно их субъективным мнением, в связи с чем, не могут быть положены в основу настоящего решения суда.

Суду также после проведенных экспертиз и выявленных существенных недостатков были представлены:

- информационное письмо АО «Газпром газораспределение Кострома» от 16.09.2020 о технической возможности транспортировки газа в общем объеме 30,2 м^3/час учетом планируемого переустройства, так как переустройство уже фактически выполнено (том VII л.д. 175);

- акт периодической проверки и очистки дымоходов от газовых аппаратов и проверки вентиляционных каналов от 04.06.2020 (том VII л.д. 176);

- акт осмотра, выполненный ООО «Ликбериум» (осуществляющим управление МКД 3 11 с 01.08.2020, о том, что забор воздуха для камер сгорания теплогенераторов квартир производится снаружи здания; воздухоотвод забора наружного воздуха теплогенераторов имеет теплоизоляцию, установка теплогенераторов на поверхности стены выполнена из негорючих материалов, имеется заземление розеток для теплогенераторов имеется (том VII л.д. 179-180);

- акт на периодическую проверку и прочистку дымовых и вентиляционных каналов от 24.09.2020 о том, что все проверенные дымовые и вентиляционные каналы на момент проверки пригодны к эксплуатации (том VII л.д. 181);

- письмо о замене в квартирах МКД гибких шлангов сильфонного типа диаметром 1/2 дюйма на 3/4 дюйма для подключения отопительных котлов (том VII л.д. 182-199);

Данные документы свидетельствуют об устранении лишь части недостатков переустройства квартир.

Откорректированную рабочую документацию, представленную истцами после выявленных экспертами недостатков (том VIII л.д. 1-30), суд не принимает во внимание, так как она не являлась предметом исследования экспертами, а суд не обладает специальными знаниями для ее надлежащей оценки.

Таким образом, судом установлено, что ответчики не выполнили установленный законом обязательный порядок проведения переустройства квартир: произведенные работы выполнены самовольно без соответствующих разрешений, не в соответствии с рабочей документацией «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанной ООО «Экспресс-Мастер» в 2018 году, которая в свою очередь также не соответствует строительным требованиям, требованиям пожарной безопасности. Соответственно, выполненное переустройство жилых помещений МКД № 11 создает угрозу жизни, здоровью, сохранности имущества граждан, проживающих в данном доме, ведет к нарушению теплового баланса в централизованной системе отопления (адрес) и к нарушению водоснабжения дома № 9.

Кроме того, из приведенных выше норм следует, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях. Действующее нормативно-правовое регулирование схема теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области не предусматривает возможности перехода жилых помещений МКД с центрального теплоснабжения на индивидуальное.

Из взаимосвязанных положений ст.ст. 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления. В данном случае, у истцов отсутствует проект переустройства, согласованный с теплоснабжающей организацией. А представленный рабочая документация, таковой не является, выполнена с многочисленными нарушениями.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Рябцевой М.А., Булатовой Г.А., Бахарева Н.И., Киселева В.Д., Елисеевой Н.А., Заставная Т.П., Смирнова Н.С., Зубковой Г.Н., Жерлицына Е.С., Иванченко Р.А., Степановой Л.В., Тумановой Н.А., Горловой Н.А., Козлова С.В., Паньшина Н.А., Тумановой Н.А., Козлова С.В., Киселевой Л.Л. к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, администрации Костромского муниципального района Костромской области, о признании законным переустройство жилых помещений сохранении жилых помещений в переустроенном и перепланированном состоянии - с переустроенной системой отопления отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.

Судья

О.В.Гурьянова

Решение суда в окончательной форме

изготовлено 11 ноября 2020 г.

2-10/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Елисеева Наталья Анатольевна
Степанова Людмила Васильевна
Горлова Нина Андреевна
Жерлицин Евгений Семенович
Иванченко Римма Александровна
Рябцева Марина Анатольевна
Бахарев Николай Иванович
Киселёв Владимир Дмитриевич
Смирнов Николай Сергеевич
Туманова Наталья Александровна
Булатова Галина Андреевна
Паньшин Никита Александрович
КИСЕЛЕВА ЛЮДМИЛА ЛЕОНИДОВНА
Заставная Тамара Петровна
Зубкова Галина Николаевна
Козлов Сергей Владимирович
Ответчики
администрация Сущевского сельского поселения
Администрация Костромского муниципального района
Другие
Молчанов Глеб Иванович
Бахарева Татьяна Николаевна
МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области
ООО «Экспересс-Мастер»
Горлов Николай Павлович
Нарышев Андрей Владимирович
Беляев Никита Викторович
Булатов Сергей Юрьевич
Паньшина Зинаида Дмитриевна
Иванченко Алексей Игоревич
ООО «СпецСтройМонтаж»
Данченко Андрей Александрович
Департамент ЖКХ по Кострмоской области
Иванченко Владимир Игоревич
УК ООО «ЖКХ-сервис»
Колесникова Мария Эдуардовна
Жерлицина Ангелина Алексеевна
Булатов Юрий Сергеевич
Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области
Минакина Анастасия Владимировна
ИП Горохов Сергей Жоржевич
АО «Газпром газораспределение»
Пестининкас Сергей Владиславович
Сабуров Сергей Алексеевич
Плахин Михаил Алексеевич
Смирнова Диана Борисовна
Козлова Мария Гавриловна
Козлова Зулейха Абадулаховна
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Гурьянова Ольга Вячеславовна
Дело на странице суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
31.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2019Передача материалов судье
03.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2019Подготовка дела (собеседование)
18.06.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.08.2019Предварительное судебное заседание
06.09.2019Судебное заседание
22.10.2019Судебное заседание
15.11.2019Судебное заседание
11.12.2019Судебное заседание
21.01.2020Судебное заседание
07.02.2020Судебное заседание
07.08.2020Производство по делу возобновлено
10.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее