Дело № 2-773/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2021 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Щеглова И.В.,
при секретаре Слесаревой А.Ю.,
с участием представителя истца Филипповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Новгородского муниципального района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП Никифоровой Е.А, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Новгородского муниципального района (далее -Администрация) обратилась в суд с иском к УФССП России по НО и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП Никифоровой Е.А.
В обоснование указано, что 07.02.2017 года судебным приставом-исполнителем Никифоровой Е.А. в рамках исполнительного производства № № вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требования о предоставлении Никитину А.А. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и требованиям по норме предоставления. Между тем, исполнить такое требование в 5-дневный срок с момента возбуждения исполнительного производства не представилось возможным по не зависящим от Администрации причинам. Для выполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот требуется проведение публичных процедур. Жилое помещение для Никитина А.А. своевременно не было предоставлено по причине неоднократных отказов Никитина А.А. от предлагаемых жилых помещений, что вызвало препятствия по исполнению решения суда. В настоящее время жилое помещение для Никитина А.А. приобретено с учетом сроков, установленных ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. По результатам проведенного аукциона был заключен муниципальный контракт, жилое помещение Никитину А.А. предоставлено. Кроме того, денежные средства на уплату исполнительского сбора в бюджете района не заложены, в связи с чем, такая уплата повлечет за собой расходование средств, предназначенных для других, в том числе, социально значимых целей.
Учитывая изложенное, Администрация просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора.
Представитель ответчика УФССП России по НО, судебный пристав-исполнитель Никифорова Е.А., третье лицо Никитин А.А., представитель третьего лица прокуратуры Новгородского района в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. От прокуратуры представлены возражения относительно заявленных исковых требований. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель Администрации в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нём основаниям.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела и материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Решением Новгородского районного суда от 13.09.2016 по делу № 2-6562/2016, Администрация была обязана предоставить Никитину А.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, по норме предоставления, установленной для региона.
Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист. 16.01.2017 возбуждено исполнительное производство № №
07.02.2017 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по НО вынесено постановление № № о взыскании с Администрации Новгородского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
15.03.2018 исполнительное производство № 624/17/53025-ИП окончено в связи с тем, что взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.
В силу ч.1, ч.2, ч.3 и ч.7 ст. 112 Федерального закона от 29 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В рассматриваемом случае судом учитывается, что фактически обеспечение жилым помещением лиц, отнесённых к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно производиться органом власти субъекта, то есть является его расходным обязательством. Это следует из положений п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В Новгородской области реализация такой обязанности возложена на основании ст. 22 Областного закона Новгородской области от 05 сентября 2014 года №618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» на органы местного самоуправления, в том числе Администрацию Новгородского муниципального района.
При этом в п.3 ст. 22 этого же Областного закона определено, что реализация мер социальной поддержки (дополнительных мер социальной поддержки) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом (за исключением мер социальной поддержки, указанных в частях 1, 2 настоящей статьи), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в соответствии с областным законом от 23 декабря 2008 №455-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки».
В соответствии с п.2 ч.3 ст. 4 Областного закона Новгородской области от 23 декабря 2008 года №455-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки» к обязанностям Правительства Новгородской области или уполномоченных им органов исполнительной власти области относятся финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных отдельных государственных полномочий за счет субвенций из областного бюджета, рассчитанных в соответствии с областными нормативами финансирования.
Таким образом, при исполнении судебного решения от 13.09.2016 по делу № 2-6562/2016 Администрация зависит от тех денежных средств, которые выделяет Правительство Новгородской области на реализацию таких обязанностей.
В 2016 - 2017 г.г. имелось значительное количество неисполненных решений об обязании Администрации предоставить жилые помещения по договорам специализированного найма.
При этом, для выполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот требуется проведение публичных процедур, установленных ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
Отсутствие надлежащего финансирования и дефицит бюджета подтверждаются сведениями, представленными Комитетом финансов Администрации Новгородского муниципального района.
Между тем, Администрацией предпринимались все необходимые меры для исполнения решения суда. Как следует из материалов исполнительного производства, Никитину А.А. предлагались различные варианты жилых помещений, в том числе в п. Пролетарий, п. Тесово-Нетыльский Новгородского района. От предложенных квартир Никитин А.А. отказался по причине удаленности от В.Новгорода.
В настоящее время жилое помещение Никитину А.А. предоставлено, что подтверждается договором найма № 1127 от 26.06.2020 и актом приема-передачи жилого помещения).
Учитывая установленные обстоятельства и, принимая во внимание, что данные обстоятельства объективно находились вне зоны прямого обеспечения именно Администрацией, так как требовались субсидии из областного бюджета и необходимость соблюдения сроков и порядка проведения конкурсных процедур в рамках действующего законодательства о муниципальных контрактах, при этом Никитин А.А. неоднократно отказывался от предлагаемых ему жилых помещений, что препятствовало исполнению требований исполнительного документа, суд усматривает основания для освобождения Администрации от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Освободить Администрацию Новгородского муниципального района от взыскания исполнительского сбора по постановлению № 53025/17/9237 от 07.02.2017, вынесенному судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области в рамках исполнительного производства № №
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения – 20.01.2021.
Председательствующий И.В. Щеглов
Мотивированное решение составлено 20.01.2021