Дело №а-832/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2020 года <адрес>
Назрановский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Ярыжева А.Б.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> РИ к администрации Назрановского муниципального района и администрации сельского поселения Сурхахи Назрановского муниципального района о принятия мер по устранению нарушений указанных в представлении прокурора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, в котором просит суд признать незаконным бездействие руководства руководства администрации Назрановского муниципального района и с.<адрес> выразившихся в непринятии конкретных мер по устранению нарушений указанных в представлении прокурора района от 30.03.2020г., и обязать руководство администрации Назрановского муниципального района и с.<адрес> устранить нарушения указанные в представлении от 30.03.2020г., а именно: принять меры по изъятию указанных в представлениях 203 земельных участка и аннулированию правоустанавливающих документов на них в судебном порядке.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что в ходе прокурорской проверки установлено, что неустановленные должностные лица администрации с.<адрес> в период 2005-2018г.г., при отсутствии законных оснований выдали выписки из похозяйственных книг и постановления администраций с.<адрес>, которые в последующем послужили основанием для регистрации права собственности на 203 земельных участка, расположенных в с.<адрес>, общей площадью более 231000 кв.м, и кадастровой стоимостью более 66 000 000 руб. Данные земельные участки зарегистрированы на основании выписок из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> «О выделении земель под расширение приусадебного фонда <адрес>» из и похозяйственных книг администрации с.<адрес>.
Проверкой установлено, что в администрациях <адрес> и с.<адрес>, в том числе архивном отделе администрации <адрес> нет каких-либо документов, подтверждающих факт предоставления вышеуказанных земельных участков гражданам под ИЖС в с.<адрес>, в том числе заявления граждан, решения, протокола, постановления и другие документы, касающиеся исследуемого вопроса.
Факт выдачи указанных выписок должностными лицами администрации с.<адрес> также подтверждается записями в похозяйственных книгах администрации с.<адрес> и пояснениями самих граждан, которым выданы выписки.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ материал по фактам незаконного предоставления должностными лицами администрации с.<адрес> муниципального района земельных участков и выдачи незаконных выписок и постановлений из похозяйственных книг направлен в Назрановский межрайонный следственный отдел СУ СК России по <адрес> для решения вопроса об уголовном преследовании.
31.07.2020г. возбуждено уголовное дело по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ и ч. 4 ст. 159 УК РФ.
В ходе повторной проверки выявлено, что администрациями <адрес> и с.<адрес> выявленные нарушения не устранены, направленный ответ на представление, администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № носит формальный характер и не соответствует фактическим обстоятельствам. С администрации района ответ на представление в прокуратуру <адрес> не поступил по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, меры по устранению нарушений земельного законодательства не приняты.
Представитель административного истца - старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика - Муниципального учреждения «Администрация Назрановского муниципального района» ФИО3 требования истца не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Соответчик - глава Муниципального образования «Администрация сельского поселения СурхахиАли-Юрт» Назрановского муниципального района ФИО4 в судебном заседании требования истца признал, обязался устранить выявленные нарушения.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки установлено, что неустановленные должностные лица администрации с.<адрес> в период 2005-2018г.г., при отсутствии законных оснований выдали выписки из похозяйственных книг и постановления администраций с.<адрес>, которые в последующем послужили основанием для регистрации их права собственности на 203 земельных участка, расположенных в с.<адрес>, общей площадью более 231000 кв.м, и кадастровой стоимостью более 66 000 000 руб. Данные земельные участки зарегистрированы на основании выписок из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> «О выделении земель под расширение приусадебного фонда <адрес>» из и похозяйственных книг администрации с.<адрес>.
Проверкой установлено, что в администрациях <адрес> и с.<адрес>, в том числе архивном отделе администрации <адрес> нет каких-либо документов, подтверждающих факт предоставления вышеуказанных земельных участков гражданам под ИЖС в с.<адрес>, в том числе заявления граждан, решения, протокола, постановления и другие ты, касающиеся исследуемого вопроса.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № администрации <адрес> «О выделении земель под расширение приусадебного фонда <адрес>», на основании которых готовились выписки, нет сведений о выделении вышеуказанных земельных участков гражданам под ИЖС, а указано об отводе земельных участков, площадью 69 га., под расширение приусадебного фонда в <адрес>.
Как следует из административного иска, опрошенный ранее по данному факту бывший глава администрации с.<адрес> ФИО5 пояснил, что вышеуказанные выписки из постановления и из похозяйственных книг администрации с.<адрес>, а также письма, адресованные в адрес руководства Росреестра, с подтверждением о выделении вышеуказанных земельных участков, он не готовил, не подписывал и не выдавал. Подписи от его имени в выписках и в письмах принадлежат другим лицам, печати в них также учинены не им. Земельные участки под ИЖС он не выделял и не отводил, правоустанавливающие документы не выдавал.
Как следует из административного иска, опрошенный ранее по данному факту бывший глава администрации с.<адрес> ФИО6 и управляющий делами администрации с.<адрес> ФИО7 пояснили, что выписки из вышеуказанного постановления они не готовили, не выдавали и не подписывали. Подписи от их имени в выписках из постановления и в письмах, принадлежат другим лицам, печати в них также учинены не ими. Земельные участки под ИЖС они не выделяли и не отводили. В то же время подтвердили факт выдачи ими часть выписок из похозяйственных книг администрации с.<адрес> и направления писем в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, подтверждающих факт выделения земельных участков.
Факт выдачи указанных выписок должностными лицами администрации с.<адрес> также подтверждается записями в похозяйственных книгах администрации с.<адрес> и пояснениями самих граждан, которым выданы выписки.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и ч.4 ст. 23 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании земельных отношений» земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно однократно отдельным категориям граждан. Документы, подтверждающие право бесплатного получения земельных участков в администрациях <адрес> и с.<адрес> отсутствуют.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ материал по фактам незаконного предоставления должностными лицами администрации с.<адрес> муниципального района земельных участков и выдачи незаконных выписок и постановлений и похозяйственных книг направлен в Назрановский межрайонный следственный отдел СУ СК России по <адрес> для решения вопроса об уголовном преследовании.
31.07.2020г. возбуждено уголовное дело по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ и ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Государственная собственность на указанные земельные участки не разграничена, в связи с чем, правом распоряжения этими участками в соответствии с ч.2 ст.3.3 Федерального закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», имеет только администрация Назрановского муниципального района.
Согласно сведениям Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республики Ингушетия (письмо за исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) общая кадастровая стоимость вышеуказанных 203 земельных участка составляет более 66 000 000 руб.
Должностными лицами администрации <адрес>, несмотря на явные нарушения закона, каких-либо действенных мер по приостановке незаконного захвата земельных участков, установлению лиц, осуществивших самовольный захват земельных участков, не принято. Также не приняты меры по обращению в суд с целью возврата в муниципальную собственность незаконно захваченных земельных участков.
Фактически ответственными должностными лицами администрации <адрес> земельный контроль не осуществлялся.
Между тем, согласно ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и 72 Земельного кодекса Российской Федерации к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление земельного контроля за использованием земель.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно которым, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
По результатам проверки в адрес глав администрации <адрес> и с.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесены представления об устранении нарушений земельного законодательства.
В ходе повторной проверки выявлено, что администрациями <адрес> и с.<адрес> выявленные нарушения не устранены, направленный ответ на представление, администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № носит формальный характер и не соответствует фактическим обстоятельствам. С администрации района ответ на представление в прокуратуру <адрес> не поступил по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, меры по устранению нарушений земельного законодательства не приняты.
В результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, должностными лицами администраций <адрес> с.<адрес> по настоящее время не возвращены в муниципальную собственность находящиеся в нарушение требований земельного законодательства в незаконном владении 203 земельных участка, общей площадью более 231000 кв.м, и стоимостью более 66 000 000 руб.
При изложенных обстоятельствах суд находит требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес> РИ к администрации Назрановского муниципального района и администрации сельского поселения Сурхахи о принятия мер по устранению нарушений указанных в представлении прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие руководства администрации Назрановского муниципального района и сельского поселения Сурхахи выразившихся в непринятии конкретных мер по устранению нарушений указанных в представлении прокурора района от 30.03.2020г.
Обязать руководство администрации Назрановского муниципального района и сельского поселения Сурхахи устранить нарушения указанные в представлении прокурора <адрес> от 30.03.2020г., а именно: принять меры по изъятию указанных в представлении 203 земельных участка и аннулированию правоустанавливающих документов на них в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья А.Б. Ярыжев