Судья Моцный Н.В. Дело № 2-2689/2021
(суд первой инстанции)
Дело № 33-483/2022
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 февраля 2022 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
председательствующего судьи – Григорова Ж.В.,
судей: Устинова О.И., Анашкиной И.А.,
при секретаре – Бабийчук Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мончара Б. А. на решение Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Министерства обороны Российской Федерации к Мончару Б. А., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании государственного акта на право собственности на земельный участок недействительным, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, заслушав доклад судьи Устинова О.И.,
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском, в котором просило признать недействительным Государственный акт о праве собственности на земельный участок, площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>, ранее учтенный кадастровый №, серии ЯИ №, выданный Мончару Б.А. ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Госкомзема в <адрес>; истребовать в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения ответчика указанный земельный участок.
Заявленные требования мотивированы тем, что согласно государственному акту на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии ЯИ №, Мончар Б.А. является собственником земельного участка площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: <адрес>, ранее учтенный кадастровый №, целевое назначение земельного участка – для индивидуального дачного строительства.
Однако спорный земельный участок в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, а именно в пределах территории военного городка № 474, переданного для использования Черноморским флотом Российской Федерации. После принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20 марта 2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок № 474. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО», подписан акт приема-передачи имущества военного городка № 474, общей площадью 11,1063 га.
В процессе оформления правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка № 474 и регистрации права собственности стало известно о том, что фактически спорный земельный участок является частью земельного участка, занимаемого воинским формированием Черноморскогог флота Российской Федерации, и не мог быть передан в собственность физических лиц.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 августа 2021 года исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации удовлетворено.
Признан недействительным Государственный акт о праве собственности на земельный участок, площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>, ранее учтенный кадастровый №, серии ЯИ №, выданный Мончару Б.А. ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Госкомзема в <адрес>
Истребован в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения Мончара Б.А. земельный участок, кадастровый №, площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>.
Указано, что решение является основанием для исключения сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости. Разрешен вопрос о судебных расходах.
В апелляционной жалобе Мончар Б.А. просит решение суда отменить, в иске отказать. Указывает на ошибочность выводов суда о том, что принадлежащий ответчику земельный участок налагается на земельный участок истца, поскольку границы участка истца на местности не определены, ограждение отсутствует, строений также не имеется. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. При этом земельный участок ответчика предоставлен ему в соответствии с действующим на тот момент законодательством, зарегистрирован надлежащим образом, разумных и осмотрительных мер по контролю за земельным участком военного городска №474 истцом не предпринималось, оснований для истребования участка не имеется.
Судом не учтено, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку о нарушенном праве истцу стало известно не позднее 20 марта 2018 года.
Выводы суда о негаторном характере исковых требований Министерства обороны Российской Федерации полагает ошибочными, требования являются виндикационными и на них распространяется исковая давность.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство обороны Российской Федерации указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы. Считают, что законным владельцем земельного участка военного городка № 474 являлась Российская Федерация, на момент принятия Севастопольской городской государственной администрацией распоряжения от 6 апреля 2010 года № 1030-р земля находилась в ограниченном обороте и администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями военного городка. Спорный участок не использовался ответчиком, находился на территории военного городка, которая ограждена фундаментальным забором.
Также отмечают, что о нарушенном праве истцу стало известно только 1 марта 2021 года, после составления акта осмотра земельного участка, в связи с чем срок исковой давности не пропущен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Мончара Б.А. – Нургалиев А.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации – Рубцова Т.В., а также представитель ФГКУ «Крымское ТУИО» - Юрчук Е.И. относительно доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение оставить без изменения.
Мончар Б.А. и представители третьих лиц: Правительства Севастополя и Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом мнения стороны апеллянта, стороны истца, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика и представителей третьих лиц.
Судебная коллегия, выслушав мнение представителей сторон и представителя третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, приходит к следующему.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Согласно пункту 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.
Как разъяснено в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что права, предусмотренные статьями 301 – 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают такие способы защиты права, как признание судом недействительным акта государственного органа в связи с его несоответствием закону или иным правовым актам, а также нарушением гражданских прав и охраняемых законом интересов, истребования имущества из незаконного владения.
Распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20 марта 2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок № 474 (№ 224 в прилагаемом перечне).
25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, подписан акт приема-передачи имущества, в том числе и военный городок № 224, общей площадью 11,1063 га. При этом в акте имеется ссылка на производство кадастровых работ по уточнению фактической площади земельного участка.
Пунктом 3 распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 20 марта 2015 года ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.
До передачи в федеральную собственность военный городок № 474 использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии со статей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № 2 и № 3 и картах № 1 и № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в городе Севастополе. В основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации в городе Севастополе, содержатся в Приложении № 2.
Согласно Приложению № 2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находился военный городок № 31.
Постановлением Правительства Севастополя от 14 ноября 2014 года № 483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, в том числе к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины до 28 мая 1997 года; используемое Министерством обороны Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
Как усматривается из Акта осмотра земельного участка военного городка № 474, проведенного 1 марта 2021 года, земельный участок с кадастровым номером 91:02:001001:172, по адресу: г. Севастополь, ул. Челнокова, 9/25, налагается на земельный участок, занятый воинским формированием.
Согласно материалам дела, Мончару Б.А. на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 6 апреля 2010 года № 1030-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 2,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной дачной) Общественной организации «Дачное товарищество «Планета плюс» и о передаче в собственность членам данной организации земельных участков, расположенных по <адрес> в <адрес>» передан в собственность земельный участок, общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства, кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №) в порядке статей 116, 118 Земельного кодекса Украины, предусматривающих получение земельных участков в собственность гражданами Украины в порядке бесплатной приватизации.
На основании указанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ответчику Главным управлением Госкомзема в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдан правоустанавливающий документ – государственный акт на земельный участок серии ЯИ №.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактически Севастопольской городской государственной администрацией принято решение относительно части земельного участка, находящегося в пользовании Черноморского флота Российской Федерации по Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии со статьей 6 Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, воинские формирования осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти Украины уважают статус воинских формирований, принимают необходимые и согласованные с их командованием меры, обеспечивающие безопасность личного состава, защиту прав собственности и сохранность имущества воинских формирований, и не вмешиваются в их внутреннюю жизнь.
Распоряжением Кабинета Министров Украины № 555-р от 21 декабря 2005 года «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Кабинета Министров Украины № 246 утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины.
Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка по результатам инвентаризации земельных участков составляются согласованные с Российской стороной планы земельных участков, которые передаются Государственному агентству земельных ресурсов.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено создание совместных рабочих групп в составе представителей Украинской и Российской сторон. Форма актов инвентаризации объектов, очередность и сроки проведения работ согласовываются представителями сторон и утверждаются председателем комиссии. По результатам инвентаризации составляются акты, которые подписываются членами совместных рабочих групп и передаются в региональное отделение Фонда госимущества в АРК и г. Севастополя для обобщения.
Пунктом 9 распоряжения № 555-р от 21 декабря 2005 года Фонду госимущества Украины поручено заключить от имени Правительства Украины договоры аренды государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению.
Фактически процесс инвентаризации земель, находящихся в пользовании Черноморским флотом Российской Федерации до принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации завершен не был в соответствии с достигнутыми межправительственными соглашениями.
Для проверки доводов истца о том, что на момент предоставления Мончару Б. А. спорного земельного участка, тот входил в состав военного городка, истцом было заявлено ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы, однако из протокола судебного заседания усматривается, что представитель ответчика категорически возражал относительно проведения экспертизы, при этом указал, что ответчик не оспаривает тот факт, что земельный участок расположен в пределах военного городка (л.д. 173 об.).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что материалами дела достоверно подтверждено, что спорный земельный участок на момент его предоставления в собственность в 2010 году входил в состав земельного участка военного городка № 474, расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, в районе бухта «Круглая», площадью 5,69 га.
Установив вышеуказанные обстоятельства и учитывая, что в настоящее время спорный земельный участок передан в федеральную собственность в составе земель обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании недействительным правоустанавливающего документа на недвижимое имущество – государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯИ №076300, выданного Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе 30 апреля 2010 года, а также об истребовании спорного земельного участка из незаконного владения ответчика в федеральную собственность Российской Федерации.
При этом суд исходил из того, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность физического лица в нарушение норм действовавшего на тот момент законодательства; на момент принятия распоряжения, на основании которого ответчику был предоставлен в собственность земельный участок, земля занятая военным городком № 474 находилась в ограниченном обороте, и распоряжение этим имуществом могло осуществляться в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины, заключенными по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины; Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями государственной собственности, не обладала соответствующей компетенцией и не имела правовых оснований для принятия решений о передаче третьим лицам части земельного участка военного городка № 474, относящегося к государственной форме собственности Украины и находящегося в аренде у Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Мончара Б.А. в целом направлены на несогласие с произведенной судом оценкой представленных доказательств и основанием для отмены решения суда не являются.
Судом в решении произведен подробный анализ норм законодательства Украины, действующего на момент предоставления ответчику земельного участка, а также Соглашения между Российской Федерацией и Украиной «О параметрах раздела Черноморского флота», что позволило прийти к однозначному выводу, что функции управления государственным имуществом, в том числе земельным участком военного городка № 474 и расположенными на нем зданиями и сооружениями, который находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации в период его дислокации на территории Украины, были возложены на Фонд государственного имущества Украины, в связи с чем вопросы управления указанным имуществом могли решаться только в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины, заключенными по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины и, в случае возникновения споров относительно толкования и применения положений указанных межгосударственных соглашений, должны были решаться специально созданной Российско–Украинской комиссией, а в случае невозможности разрешения спора такой комиссией, он подлежал разрешению дипломатическим путем. При таких обстоятельствах, Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями, фактически занимаемыми военным городком № 474.
Доводы заявителя о том, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку в силу закона течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, подлежат отклонению.
В данном случае о нарушении своего права Министерство обороны Российской Федерации в момент передачи территории военного городка 474 в федеральную собственность на основании распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 20 марта 2015 года не могло знать, поскольку о нарушенном праве истцу стало известно после составления акта обследования земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено место расположения земельного участка № 9/25; поступления ответа Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 22 апреля 2021 года об отсутствии в ЕГРН сведений о правообладателе земельного участка с кадастровым номером №
При таких обстоятельствах срок исковой давности пропущен не был.
В силу изложенного выше, решение суда является законным и обоснованным, принятым при верном применении норм материального права, надлежащая правовая оценка дана всем представленным доказательствам, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мончара Б. А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 8 февраля 2022 года.
Председательствующий судья Ж. В. Григорова
Судьи: О.И. Устинов
И.А. Анашкина