ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-16178/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Кемерово 29 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В.,
судей Зиновьевой К.В., Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Чемальского района Республики Алтай на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 9 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 24 июня 2021 г.
по административному делу № 02RS0009-01-2021-000187-61 (№2а-164/2021) по административному исковому заявлению прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, концессионных соглашениях, обязании провести конкурс на право заключения концессионного соглашения, обязании заключить концессионное соглашение.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В., выслушав объяснения прокурора Маслаковой О.Г., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Чемальского района Республики Алтай обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, концессионных соглашениях, обязании провести конкурс на право заключения концессионного соглашения, обязании заключить концессионное соглашение.
В обоснование заявленных требований указано, что центральная система водоотведения в с. Толгоек отсутствует, канализационная система многоквартирных домов в с. Толгоек состоит из выгребных колодцев ЖБО и канализационных сетей многоквартирных домов к указанным колодцам. Администрацией Чемальского района не предпринято мер по надлежащему текущему техническому обслуживанию канализационной системы многоквартирных домов в с. Толгоек, что служит загрязнению земельных участков в результате разлива жидких бытовых отходов, засорения внутридомовых канализационных систем. Администрацией района в нарушение требований законодательства о водоснабжении и водоотведении и концессионных соглашениях объекты канализационной системы не переданы. Но данному факту прокурором внесено представление об устранении нарушений закона. Однако по состоянию на 26.02.2021 конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта канализационной системы (выгребных колодцев ЖБО и канализационных сетей многоквартирных домов) не объявлен, конкурсная документация по утверждена, концессионное соглашение не заключено. Бездействие администрации Чемальского района может привести к нарушению права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, к возникновению угрозы жизни и здоровью людей.
В судебном заседании административный истец требования поддержал с учетом уточнений.
Представитель административного ответчика Четвернина А.И. признала административные исковые требования частично, указала, что обязать заключить концессионное соглашение невозможно.
Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 9 апреля 2021 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район» по устранению нарушений требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, концессионных соглашениях, выразившееся в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию сооружения канализации протяженностью 774 м с кадастровым номером №, расположенного в с.Толгоек Чемальского района Республики Алтай, и незаключении концессионного соглашения в отношении указанного сооружения канализации.
Обязать администрацию МО «Чемальский район» в течении 4 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести конкурс на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию сооружения канализации протяженностью 774 м с кадастровым номером №, расположенного в с.Толгоек Чемальского района Республики Алтай, и заключить концессионное соглашение в отношении указанного сооружения канализации».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 24 июня 2021г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации МО «Чемальский район» – без удовлетворения.
Администрация Чемальского района Республики Алтай 6 августа 2021г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 17 августа 2021 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 24 июня 2021 г., изменить решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 9 апреля 2021 г., не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в части обязания администрации Чемальского района заключить концессионное соглашение в отношении сооружения канализации в с. Толгоек Чемальского района.
В возражениях прокуратуры Республики Алтай содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы – без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Статьей 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие после 5 декабря 2015 года, установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что муниципальным образованием допущено бездействие по невыполнению прямого указания закона в отношении объекта водоотведения, находящегося в его собственности.
Не оспаривая необходимость заключения концессионного соглашения в отношении сооружения канализации в с. Толгоек Чемальского района, находящейся в собственности муниципального образования «Чемальский район», административный ответчик указывает на неисполнимость судебного акта об обязании заключить такое соглашение.
С указанными выводами согласиться нельзя, исходя из следующего.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, обязанность по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения должна быть исполнена административным ответчиком в течение 4 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Обязанность по заключению концессионного соглашения сроком не ограничена.
Доводы заявителя о том, что конкурс может не состояться или победитель конкурса отказаться от подписания концессионного соглашения, являются предположительными.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из судебных актов не усматривается наличие обстоятельств, делающих исполнение решения суда невозможным.
С учетом изложенного выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 9 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 24 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Чемальского района Республики Алтай – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 4 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи