ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Харханова М.В.
Дело № 33-2807 поступило 15 апреля 2016 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Улан-Удэ 30 мая 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,
судей коллегии Гимадеевой О.Л., Базарова В.Н.,
при секретаре Григорьевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сагалуева С.В., Баторова З.Б. к администрации муниципального образования «Тункинский район» о признании права на получение финансовой помощи в размере <...> руб., обязании включить в списки нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией по апелляционной жалобе заинтересованного лица Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Хайдаковой О.В. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 8 февраля 2016 года, которым постановлено:
Исковое заявление Сагалуева С.В., Баторова З.Б. к администрации МО «Тункинский район» о признании права на получение финансовой помощи в размере <...> руб., обязании включить в списки нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, удовлетворить частично.
Признать право Сагалуева С.В.. Баторова З.Б. пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей 28 июня 2014 г. в <...> Республики Бурятия, на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере <...> руб. на каждого.
Обязать администрацию МО «Тункинский район» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить Сагалуева С.В., Баторова в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. В остальной части - отказать.
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в районный суд с иском, о признании права на получение единовременной финансовой помощи за частичное утраченное имущество первой необходимости в размере <...> руб. на каждого, обязать ответчика включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 28.06.2014 г. в связи со сходом селевых потоков в <...> РБ.
В обоснование иска указали, что их дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <...>, 28 июня 2014 года вследствие селевого потока и паводковых вод р. Кынгыра были затоплены. В связи с чем, было утрачено имущество истцов, относящееся к предметам первой необходимости. При обращении с заявлением о признании их пострадавшими и оказании им мер государственной поддержки в связи с ЧС, им было отказано.
Истец Салагуев С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить. Суду пояснил, что по настоящее время не получал материальной помощи. Частично утрачено первой необходимости – холодильник, стиральная машина, мебель, одежда, постельные принадлжености.
Итец Баторов З.Б. иск поддержал, пояснил, что получить денежные средства не успели, поскольку устанавливали факт проживания, однако согласно протоколу ... от 26.12.2014 г. за ними признано право на получение финансовой помощи.
Представитель администрации МО «Туникнский район» по доверенности Шабжуроов С.Н. иск признал частично, не возражал против удовлетворения иска.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Хайдакова О.В. согласилась с исковыми требованиями, при этом отметила, что не приведен перечень и стоимость имущества первой необходимости, утраченного семьей в связи со сходом селевых потоков в <...>.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Хайдакова О.В. просит решение районного суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что суд без достаточных оснований сделал вывод об утрате имущества первой необходимости и его стоимости.
В суде апелляционной инстанции, представитель Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Тарбаева Р.В. жалобу поддержала, просила удовлетворить ее по доводам указанным в жалобе.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены были надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Судом, верно, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно и всесторонне исследованы доказательства, правильно применены нормы материального права.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года №280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (пп. "п" пункта 4).
28 июня 2014 г. в селе <...> произошло стихийное бедствие - сход селевых паводковых вод реки Кынгырга.
В связи с чрезвычайной ситуацией на территории МО СП «Аршан» Тункинского района Правительством Республики Бурятия приняты Распоряжение №384-р от 01.07.2014 г. и Распоряжение №433-р от 17.07.2014 г.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия №433-р от 17.07.2014 г. выделены денежные средства из резервного фонда Правительства Республики Бурятия на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Порядок предоставления и расходования средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества в результате чрезвычайной ситуации природного характера в <...> Республики Бурятия установлен Соглашением о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в <...> Республики Бурятия №25 от 23.07.2014 г.
В соответствии с п. 2.2.2 Соглашения основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.
Этим же пунктом установлено, что получатель бюджетных средств (МО «Тункинский район») определяет размер финансовой помощи за частично утраченное имущество из расчета 50 000 руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество – 100 000 руб. на гражданина. При сумме ущерба менее 50 000 руб., финансовая помощь оказывается в размере равном размеру ущерба.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Администрации МО «Тункинский район» 21 июля 2014 г. №259.
В частности указанным пунктом установлено, что размер финансовой помощи определяется комиссией, созданной администрацией района на основании представленных документов, из расчета за частично утраченное имущество 5 000 руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество – 100 000 руб. на гражданина. Если сумма ущерба составляет менее 5 0000, то финансовая помощь оказывается в размере, равном сумме ущерба.
В материалах имеется акт ... обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате наводнения и селевого схода в <...> Республики Бурятия, согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что предварительный ущерб составляет <...> руб. Кроме того, согласно протоколу ... от 26.12.2014 г. «Заседания комиссии на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от ЧС…» решено выделить средства Сагалуеву С.В., Баторову З.Б. из резервного фонда в размере <...> руб. каждому.
При таких обстоятельствах, районный суд правомерно пришел к выводу о том, что дом по указанному адресу являлся постоянным местом жительства истцов, который пострадал в результате наводнения 28 июня 2014 года, частично утрачено имущество первой необходимости, истцы имеют право на получение материальной помощи и включении в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи.
Доводы жалобы о том, что судом не установлено, какое конкретно имущество утрачено истцами, не определена его стоимость, противоречит материалам дела. Факт частичной утраты имущества истцов, в частности предметов первой необходимости был подтвержден в суде первой инстанции посредством предоставления кассовых и товарных чеков, актом обследования частного жилого помещения иными письменными доказатешльствами.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 8 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Ихисеева
Судьи О.Л. Гимадеева
В.Н. Базаров