дело № 2а-341/2019
уникальный идентификатор дела - 75RS0013-01-2019-000466-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Карымское
Карымского р-на
Забайкальского края 20 июня 2019 года
Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Огурцовой О.В.,
с участием представителя исправительного учреждения: Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю, - Андреева Р.С. (далее – Андреев Р.С.),
лица, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, - Клименко С.Ю.,
прокурора – помощника прокурора Карымского района Забайкальского края (далее – прокурор) Сухарева А.А. (далее – Сухарев А.А.),
при ведении протокола судебного заседания секретарём Цыденовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи и аудиопротоколирования административное дело по административному исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю) об установлении административного надзора в отношении Клименко С.Ю. (далее – Клименко С.Ю.),
установил:
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю обратилось в Карымский районный суд Забайкальского края с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Приговором Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 06.07.2015 Клименко С.Ю. осуждён по части 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) к 4 (четырём) годам 2 (двум) месяцам лишения свободы, без дополнительного наказания, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Срок наказания постановлено исчислять с 06.07.2015. Назначенное приговором суда наказание Клименко С.Ю. отбывает в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю. Конец срока наказания 05.09.2019. После освобождения Клименко С.Ю. намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: <адрес>. Вместе с тем, преступление, за совершение которого Клименко С.Ю. осуждён приговором Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 06.07.2015, относится к категории тяжких. Кроме того, указанным приговором в действиях Клименко С.Ю. установлено наличие особо опасного рецидива преступлений. При этом на протяжении всего срока отбывания наказания Клименко С.Ю. допущено девять нарушений установленного порядка отбывания наказания. В связи с этим на основании статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» в отношении Клименко С.Ю. подлежит установлению административный надзор на срок 8 (восемь) лет с установлением следующих ограничений: запрет пребывания в увеселительных, игровых и развлекательных учреждениях (ресторанах, барах, клубах, казино, дискотеках, ночных заведениях), запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, демонстраций, шествий, пикетов, празднований знаменательных дат) и участия в них, запрет посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и прилегающей к ним территории (в зоне режимных ограничений) без разрешения органа, осуществляющего административный надзор, запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов до 06 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время, запрет выезда за пределы <данные изъяты> р-на <данные изъяты> без разрешения органа, осуществляющего административный надзор, обязательная явка 4 (четыре) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица для регистрации.
В судебном заседании представитель исправительного учреждения: ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, - Андреев Р.С. заявленные административные исковые требования поддержал.
Лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, - Клименко С.Ю. выразил своё несогласие с заявленными административными исковыми требованиями в части числа явок на регистрацию, ссылаясь на необходимость выезда для такой регистрации в другой населённый пункт, транспортное сообщение с которым затруднено, а также на финансовые затруднения, не позволяющие обеспечивать оплату проезда.
Заслушав пояснения лица, участвующего в деле, представителя, заключение прокурора Сухарева А.А., полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре) административным надзором является осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, административным ограничением признаётся временное ограничение прав и свобод лица, освобождённого из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е» части 2 статьи 111, пунктом «з» части 2 статьи 117, частью 4 статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 – 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Как следует из ксерокопии паспорта Клименко С.Ю., последний на момент рассмотрения административного искового заявления достиг совершеннолетнего возраста, является гражданином Российской Федерации.
Приговором Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 06.07.2015 Клименко С.Ю. осуждён по части 2 статьи 228 УК РФ к 4 (четырём) годам 2 (двум) месяцам лишения свободы, без дополнительного наказания, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Срок наказания постановлено исчислять с 06.07.2015.
При рассмотрении заявленных административных исковых требований об административном надзоре судом не установлено внесение в УК РФ изменений, улучшающих положение осуждённого Клименко С.Ю. и влияющих на определение вида рецидива, погашение судимости или иным образом препятствующее рассмотрению административного дела по существу.
Назначенное приговором суда наказание Клименко С.Ю. отбывает в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю. Конец срока наказания – 05.09.2019.
В соответствии с положениями части 4 статьи 15 УК РФ преступление, предусмотренное частью 2 статьи 228 УК РФ, относится к категории тяжких.
И погашение, и снятие судимости, как следует из положений статьи 86 УК РФ, возможно только после отбытия наказания.
Приговором Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 06.07.2015 в действиях Клименко С.Ю. установлен особо опасный рецидив преступлений.
Учитывая изложенное, суд полагает установленным, что Клименко С.Ю. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение при особо опасном рецидиве преступлений тяжкого преступления.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу пункта «г» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 218-ФЗ, действовавшего на момент совершения Клименко С.Ю. преступления) в отношении лиц, осуждённых за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении 8 (восьми) лет после отбытия наказания.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 4 Закона об административном надзоре, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определённых местах, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток, запрещение выезда за установленные судом пределы территории, обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; при этом обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории, запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершённого Клименко С.Ю. преступления, обстоятельства его совершения, объект преступного посягательства, данные о личности Клименко С.Ю., ранее неоднократно судимого, вновь совершившего тяжкое преступление спустя менее полугода после истечения срока условно-досрочного освобождения от отбывания наказания по предыдущему приговору, за период отбывания наказания допустившего девять нарушений установленного порядка отбывания наказания, а в целом администрацией исправительного учреждения характеризующегося как осуждённый, поведение которого за весь период отбывания наказания не явилось устойчивым и правопослушным, несмотря на наличие одного поощрения, суд полагает заявленные административные исковые требования в части перечня административных ограничений и числа явок на регистрацию обоснованными и не чрезмерными, полагая возможным только таким перечнем административных ограничений и таким числом явок достичь индивидуального профилактического воздействия.
Вопреки соответствующему доводу Клименко С.Ю., пункт полиции дислоцируется непосредственно в <данные изъяты> <данные изъяты> р-на <данные изъяты>.
Вместе с тем, суд полагает необходимым исключить из числа ограничений ограничение в виде запрета посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и прилегающей к ним территории (в зоне режимных ограничений) без разрешения органа, осуществляющего административный надзор, поскольку учащение случаев незаконной доставки запрещённых веществ и предметов в следственные изоляторы и исправительные учреждения лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы и освобождёнными из мест лишения свободы, как не связанное с личностью конкретного осуждённого, не является основанием для установления такого ограничения.
Кроме того, доставляемые в следственные изоляторы и исправительные учреждения вещества и предметы не всегда являются запрещёнными для лиц, их доставляющих, в связи с чем оснований полагать их действия незаконными не имеется.
При этом суд принимает во внимание составление характеристики Клименко С.Ю. уполномоченными на то должностными лицами в рамках предоставленных им полномочий, её надлежащее утверждение и заверение, а также отсутствие объективных данных, свидетельствующих о заинтересованности должностных лиц, составивших, согласовавших или утвердивших представленную суду характеристику, в неправомерном установлении в отношении Клименко С.Ю. административного надзора. Оснований сомневаться в достоверности указанных в представленной характеристике сведений у суда не имеется. Кроме того, представленная характеристика полностью согласуется с иными представленными суду доказательствами, в частности, со сведениями, содержащимися в справке о поощрениях и взысканиях, в судебных постановлениях. Объективно не опровергнуты сведения, содержащиеся в характеристике, и самим Клименко С.Ю., каких-либо доказательств в опровержение сведений, содержащихся в характеристике, Клименко С.Ю. суду не представлено.
Одновременно суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 24.09.2012 № 1739-О, согласно которой административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом об административном надзоре временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершённое правонарушение.
При этом установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобождённых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Законом об административном надзоре оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3) согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 597-О-О).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно части 1 статьи 8 Закона об административном надзоре наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю удовлетворить частично.
Установить в отношении Клименко С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, после освобождения следующего к месту своего жительства по адресу: <адрес>, административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с ограничением срока административного надзора датой погашения судимости, выпадающей на 05.09.2027.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Клименко С.Ю. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Клименко С.Ю. следующие административные ограничения: запрет пребывания в увеселительных, игровых и развлекательных учреждениях (ресторанах, барах, клубах, казино, дискотеках, ночных заведениях), запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, демонстраций, шествий, пикетов, празднований знаменательных дат) и участия в них, запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания Клименко С.Ю., в период с 22 часов до 06 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время, запрет выезда за пределы <данные изъяты> р-на <данные изъяты> без разрешения органа, осуществляющего административный надзор, обязательная явка 4 (четыре) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Клименко С.Ю. для регистрации.
В удовлетворении административного искового заявления в части установления в отношении Клименко С.Ю. административного ограничения в виде запрета посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и прилегающей к ним территории (в зоне режимных ограничений) без разрешения органа, осуществляющего административный надзор, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия судом решения путём подачи апелляционной жалобы в Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Огурцова
Мотивированное решение суда изготовлено 20.06.2019.