Решение по делу № 2а-6994/2022 от 25.05.2022

Дело № 2а-6994/2022

УИД: 11RS0001-01-2022-008511-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 25 августа 2022 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,

с участием административного истца Мелещенко А.В.,

представителя административных ответчиков Морозовой М.А.,

при секретаре Чалановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мелещенко Александра Валерьевича к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,

установил:

Мелещенко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении операции ..., назначенного индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее ИПРА), взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 1 500 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, заинтересованного лица – УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец Мелещенко А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что в период с ** ** ** года по ** ** ** административный ответчик бездействует, чем нарушает его право на медицинскую помощь.

Представитель административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России Морозова М.А. требования не признала и пояснила, что ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России не бездействует, обращается в медицинские организации по вопросу протезирования.

Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по ... в судебном заседании участия не принял, извещен надлежаще.

Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что Мелещенко А.В., осужденный приговором Ухтинского городского суда Республики Коми от ** ** **, с ** ** ** по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК -1 УФСИН России по Республики Коми.

Мелещенко А.В. ** ** ** года рождения, наблюдается работниками филиала «Медицинская часть №...» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России с ** ** ** с диагнозами: «...

Мелещенко А.В. является инвалидом ... гр. Впервые группа инвалидности выставлена ** ** **. ИПРА автоматически продлевается ежегодно.

Согласно ИПРА инвалида ..., Мелещенко А.В. нуждается в ....

Из информации, представленной административным ответчиком, также следует, что Мелещенко А.В. ** ** ** осмотрен травматологом-ортопедом ГБУЗ РК «...» с целью решения вопроса ... Рекомендовано курсами консервативное лечение.

С ** ** ** - ** ** ** находился на стационарном обследование и лечении филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России (далее - Больница). Диагноз: «...

** ** ** ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в Министерство Здравоохранения Республики Коми направлен пакет документов для решения вопроса о проведении ВМП.

** ** ** с Министерства Здравоохранения Республики Коми пришло заключение от ** ** **: оперативное лечение в ... отделении ГБУЗ РК «...» (далее - ...).

** ** ** осмотрен ... Больницы с целью решения вопроса о .... Диагноз: «...». Рекомендовано консервативное лечение: ...

** ** ** (исх. ...) в ... направлен запрос на проведение ...

Согласно Постановлению №... заместителя начальника филиала «Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки запрещены плановые вывозы по медицинским показаниям в учреждения гражданского и муниципального здравоохранения, а также госпитализация больных из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях У ФСИН России по Республике Коми и У ФСИН России по Ямало - Ненецкому автономному округу с ** ** ** до особого распоряжения.

В соответствии с Приказом Министерства Здравоохранения Республики Коми №... от ** ** ** «О временном режиме функционирования государственных учреждений здравоохранения РК» с ** ** ** до особого распоряжения ... не осуществляет плановый прием пациентов. С ** ** ** ГБУЗ РК «...» перепрофилирована в инфекционный многопрофильный стационар для оказания медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

** ** ** исх. №... направлен запрос в ФКУЗ МСЧ-36 ФСИН России о возможности планового оперативного лечения осужденного Мелещенко А.В на базе ФКУЗ МСЧ-36 ФСИН России в соответствии с пунктом 4 Приложения № 1 Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от ** ** ** №... «Об утверждении перечней лечебно профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным».

** ** ** исх. № ... осужденному Мелещенко А.В.пришел отказ, ввиду того, что лицензии на оказание ВМП в стационарных условиях по ортопедии больница не имеет.

** ** ** исх. №... направлен повторный запрос в ФКУЗ МСЧ-36 ФСИН России с целью рассмотреть вопрос о возможности планового оперативного лечения осужденного Мелещенко А.В.

** ** ** исх. №.../-137 осужденному Мелещенко А.В.пришел отказ, ввиду того, что лицензии на оказание высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях по ортопедии больница не имеет.

Плановый прием пациентов в ГБУЗ РК «...» был возобновлен только ** ** **.

** ** ** исх. ... направлен запрос в ГБУЗ РК «...» на проведение Мелещенко А.В. ... по рекомендации врача ... от ** ** **.

В связи с наличием большого количества осужденных, нуждающихся в срочном проведении консультаций, госпитализаций, направление Мелещенко А.В. было запланировано на конец июня 2021 года, однако с ** ** ** ГБУЗ РК «КРКБ» вновь была перепрофилирована под временный инфекционный covid- госпиталь.

** ** ** исх-... направлен запрос в КОГКБУЗ «...» с целью рассмотреть вопрос о возможности планового оперативного лечения осужденного Мелещенко А.В.

** ** ** исх. №... осужденному Мелещенко А.В. пришел отказ.

** ** ** исх-... сделан запрос в ФГБОУ ВО «... о возможности планового оперативного лечения осужденного Мелещенко А.В.

** ** ** исх. №... Мелещенко А.В. пришел отказ.

** ** ** исх-... сделан запрос в ФГБУ «... о возможности планового оперативного лечения осужденного Мелещенко А.В. Ответ по настоящее время не поступал

** ** ** в связи с ослаблением коронавирусных ограничений сделан повторный запрос в ГБУЗ РК «...».

** ** ** получен ответ о возможности записи на прием ....

До настоящего времени ... Мелещенко А.В. не произведено.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4).

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу пункта 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (часть 3).

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).

В силу статьи 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (часть 1).

Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 2).

При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи (часть 4).

В соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьей 101 УИК РФ приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 2 вышеприведенного Порядка предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за ненадлежащее оказание медицинской помощи.

В соответствии со ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что Мелещенко А.В. имеет право на предоставление ему оперативного лечения .... В силу нахождения в местах лишения свободы самостоятельно не имеет возможности обратиться в лечебное учреждение. Длительное время, с ** ** ** года, оперативное лечение не организовано, следовательно, административный истец имеет право на присуждение ему компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Принимая во внимание продолжительность нарушений, обстоятельства, при которых допускались нарушения, их последствия для административного истца, который претерпевает нравственные страдания, выражающиеся в чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий администрации исправительного учреждения, физические страдания, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу Мелещенко А.В. с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в период с ** ** ** года по ** ** **, в размере 20 000 рублей.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, выразившееся в непредоставлении Мелещенко Александру Валерьевичу операции по ..., в период с ** ** ** года по ** ** **.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Мелещенко Александра Валерьевича компенсацию за нарушение условий содержания в период с ** ** ** года по ** ** **, в размере 20 000 рублей.

В иске Мелещенко Александру Валерьевичу к ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК отказать.

Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Мелещенко Александра Валерьевича по следующим реквизитам:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.09.2022.

Судья - Н.Е. Колосова

2а-6994/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Мелещенко Александр Валерьевич
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Колосова Надежда Егоровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
25.05.2022Регистрация административного искового заявления
30.05.2022Передача материалов судье
31.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.06.2022Предварительное судебное заседание
25.08.2022Судебное заседание
01.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее