Решение по делу № 33-84/2022 (33-4267/2021;) от 01.12.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судьи Рабдаева Н.Г., Болдонов А.И.

Поступило 1 декабря 2021 г.

дело №33-84/2022

04RS0020-01-2021-002205-67

АПЕЛЛЯЦИОННО Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2022 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Урмаевой Т.А.,

судей коллегии Казанцевой Т.Б., Дампиловой Ц.В.,

при секретаре Гетмановой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Теплоэнерго», администрации МО «Город Северобайкальск» о возложении обязательств,

по апелляционной жалобе представителя ответчика АО «Теплоэнерго» Чертовских К.С. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 6 октября 2021 года, которым постановлено:

обязать АО «Теплоэнерго» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021-2022 г.г. общего нормативного запаса топлива для котельных г. Северобайкальск в соответствии с действующими Приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия «Об утверждении нормативов запасов топлива».

Обязать Администрацию МО «Северобайкальский район» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021-2022 г.г. общего нормативного запаса топлива г. Северобайкальск в соответствии с действующими Приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия «Об утверждении нормативов запасов топлива».

частной жалобе представителей ответчика АО «Теплоэнерго» Чертовских К.С. и Андросовой И.Г.на определение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 октября 2021 года, которым постановлено:

решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 6 октября 2021 года по гражданскому делу по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Теплоэнерго», администрации МО «Город Северобайкальск» о возложении обязательств обратить к немедленному исполнению.

Заслушав доклад председательствующего, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной и частной жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, Северобайкальский межрайонный прокурор просил обязать ответчиков выполнить обязанности по поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021-2022 г.г. общего нормативного запаса топлива для котельных г. Северобайкальск в соответствии с действующими Приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия «Об утверждении нормативов запасов топлива».

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что запас топлива (... тонны) на котельных АО «Теплоэнерго» по состоянию на ... г. значительно меньше общего нормативного запаса топлива, утвержденного приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 29.09.2020 г. №6-пр216/20.

В соответствии с договором поставки от .... №..., заключенным между АО «Теплоэнерго» и ООО «...», поставщик обязуется в срок до ... г. поставить уголь в объеме, предусмотренном приложением №2 к договору.

Бездействие администрации МО «Город Сеевробайкальск» выражается в отсутствии контроля за создание общего нормативного запаса топлива на котельных в количестве, требуемом законом.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца – помощник прокурора Жамбалов Б.Б. исковые требования поддержал.

Представитель администрации МО «Город Северобайкальск» Викулова И.Ю. иск не признала, поскольку котельные с имуществом переданы по концессионному соглашению ресурсоснабжающей организации.

Представитель АО «Теплоэнерго» Чертовских К.С. просила в иске отказать, пояснила, что законом на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по созданию нормативного запаса топлива на ... г. с учетом графика поставок угля к договору от ... г., данный запас будет сформирован. Также указала, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ). Требование прокурора противоречит Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ, повлечет за собой их нарушение, приведет к порче закупленного топлива в полном объеме.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика АО «Теплоэнерго» Чертовских К.С. просит об отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что требование прокурора о поддержании в течение отопительного сезона общего нормативного запаса топлива, а не только ННЗТ, приведет к не использованию НЭЗТ для выработки тепловой энергии весь отопительный период.

В соответствии с приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 29.09.2020 г. №6-пр216/20 установлены следующие нормативы создания запасов топлива на котельных в 2021 году: ННЗТ – ... тыс. тонн; НЭЗТ – ... тыс.тонны.

НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива, при расчете размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количества суток, которое по твердому топливу составляет ... суток.

ННЗТ на отопительных котельных определяется с учетом необходимости их работы в условиях непредвиденных обстоятельств, то есть, является неприкосновенным запасом и должен сохраняться весь год в размере ... тыс.тонн.

Согласно п.4.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. №115, для предупреждения снижения качества твердого топлива при его длительном хранении необходимо систематически менять его запасы за счет сжигания и закладки свежего топлива, в связи с чем требование прокурора о поддержании НЭЗТ весь отопительный период в размере ... тыс. тонн является нецелесообразным.

Согласно ответу Минэнерго России в действующем законодательстве отсутствует прямой запрет на использование теплоснабжающей организацией НЭЗТ в условиях отсутствия перебоев с поставками основного вида топлива для плановой выработки тепловой энергии.

Требованиями ГОСТ 32347-2013 установлен срок хранения бурого угля в течение ... месяцев. Поскольку срок хранения ОНЗТ на котельных АО «Теплоэнерго» истекает в марте 2022 года, исполнение требования прокурора о поддержании НЭЗТ в количестве ... тыс. тонны до конца отопительного сезона приведет к его порче.

Согласно п.12 Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 г. №377 расчет НЭЗТ производится на ... планируемого года, в связи с чем обязанность сформировать ОНЗТ в полном объеме возникает у АО «Теплоэнерго» только на указанную дату. Как следует из графика поставки угля к договору от ... г., на ... г. ОНЗТ будет сформирован в полном объеме.

По мнению автора жалобы, обязание ответчика по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона ОНЗТ для котельных г.Северобайльск, с расчетом его использования до окончания текущего отопительного сезона, в том числе объемов НЭЗТ на ... суток, является грубым нарушением закона, поскольку НЭЗТ на ... суток должен быть обеспечен только на ... г., но не в последующие месяцы.

Кроме того, судом постановлено выше указанное определение.

В частной жалобе представитель ответчика АО «Теплоэнерго» Андросова И.Г. просит об его отмене ввиду отсутствия оснований для немедленного исполнения оспариваемого решения в соответствии со ст.211 Гражданского процессуального кодекса РФ, срывов отопительного сезона в течение трех последних лет не допускалось.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца, представители ответчиков АМО «Город Северобайкальск» и АО «Теплоэнерго» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Представитель истца – прокурор Бадмажапова Д.Е. возражала по доводам апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.

Представителем ответчика АО «Теплоэнерго» Чертовских К.С. заявлялось ходатайство об ее участии в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференцсвязи с Ленинским районным судом г.Иркутска, Арбитражным судом Иркутской области, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа.

В адрес Ленинского районного суда г.Иркутска была направлена соответствующая заявка об обеспечении видеоконференцсвязи на ... г., однако, согласно телефонограмме начальника отдела Т.., организация видеоконференцсвязи невозможна из-за отсутствия технической связи до ... года.

По смыслу ч.1 ст.155.1 Гражданского процессуального кодекса РФ организация судебного процесса с использованием систем видеоконференцсвязи является правом, а не обязанностью суда.

Поскольку ответчик АО «Теплоэнерго» имел возможность направить своего представителя для его непосредственного участия в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, дополнительно изложить свою позицию в письменном виде, с учетом характера спора в интересах неопределенного круга лиц на организацию бесперебойного теплоснабжения в настоящий отопительный период, исходя из принципа процессуальной экономии, судебная коллегия считает, что в данном случае его процессуальные права не нарушены.

Оснований для приостановления производства по делу по доводам ответчика АО «Теплоэнерго» судебная коллегия также не усматривает.

Проверив материалы дела, решение и определение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной и частной жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.

Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами (п.4.1.1, п.11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 г. №115).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность организации теплоснабжения в границах поселения, в том числе в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательства.

В целях реализации указанных обязанностей органам местного самоуправления в силу п.4 ч.1 ст.6, ч.2 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», п.2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170, предоставлены полномочия по контролю за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду, контролю за ходом работ по подготовке к зиме.

В свою очередь обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива ч.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», п.4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. №115, возложена на теплоснабжающие организации.Согласно п.2.6.10 и п.2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона. В летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне.

Как указано в п.2 Порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 г. №377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива; рассчитывается один раз в три года и восстанавливается в утвержденном размере после ликвидации последствий аварийных ситуаций.

Согласно п.20 Порядка количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки и для твердого топлива составляет 14 суток в случае доставки железнодорожным транспортом, 7 суток в случае доставки автотранспортом.

В соответствии с п.21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток.

В соответствии с п.2 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденных Приказом Министерства энергетики России от 22.08.2013 г. №469, владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации.

Согласно п.6 указанного Порядка владельцы тепловых электростанций создают ННЗТ (нормативный неснижаемый запас топлива) для обеспечения безаварийной работы оборудования с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года за предыдущие пять лет, в целях поддержания положительных температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях, а также для бесперебойного энергоснабжения потребителей, указанных в п.8 настоящего порядка (далее - режим выживания), и используют его при полном отсутствии НЭЗТ.

В силу п.12.4 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденного Министерством промышленности и энергетики РФ 25.08.2004 г., одним из основных условий для положительной оценки готовности организации к работе осенне-зимний период является наличие для котельных нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил, что АО «Теплоэнерго» в нарушение Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 г. №377, не обеспечило норматив запасов топлива, что может привести к чрезвычайной ситуации на территории г.Северобайкальск, к нарушению прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Как следует из материалов дела, с целью обеспечения жизнедеятельности населения в г. Северобайкальск между МО «Город Северобайкальск» (концедент) и АО «Теплоэнерго» (концессионер) заключено концессионное соглашение от ... г. сроком на ... лет.

Согласно п.п. «б» п. 1.1 Соглашения концессионер обязуется осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей с использованием Объекта Соглашения и имущества, принадлежащего концеденту.

Приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 29.09.2020 г. № 06-пр216/20, от 22.09.2021 г. № 06-пр189/21 утверждены нормативы запасов топлива на котельных АО «Теплоэнерго» на 2021 и 2022 годы, согласно которым установлен общий нормативный запас топлива: в 2021 году в объеме ... руб.: ННЗТ - ... тыс. тонн; НЭЗТ - ... тыс. тонн; в 2022 году в объеме ... тыс. тонн: ННЗТ – ... тыс. тонн; НЭЗТ – ... тыс. тонн.

Согласно с условиями договора поставки от ... г. №..., ООО «...» обязуется поставить в срок до ... г. уголь в объеме, предусмотренном приложением №2 к договору поставки.

Таким образом, за период с ... года на котельных АО «Теплоэнерго» должен быть сформирован совокупный запас топлива в объеме ... тыс.тонн, тогда как за период с ... г. в соответствии с графиком поставки поставщик обязуется поставить уголь в объеме ... тонны.

По состоянию на ... г. общий запас топлива на котельных АО «Теплоэнерго» составил ... тонны, на ... г. он составил ... тонн при суточном расходе ... тонн.

Задолженность АО «Теплоэнерго» перед поставщиком угля составляет ... тыс. руб.

С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска.

Так АО «Теплоэнерго» не обеспечило создание общего нормативного запаса топлива для обеспечения надежной работы котельных, а администрация МО «город Северобайкальск» не приняла достаточные меры по контролю теплоснабжающей организации при подготовке к отопительному периоду.

Установлено, что на момент рассмотрения настоящего спора запас топлива составил ... тонн при суточном расходе ... тонн, что указывает на отсутствие нормативного запаса топлива.

Данное обстоятельство создает угрозу обеспечения бесперебойного, безаварийного и надежного теплоснабжения потребителей, а также препятствует надлежащей технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Поскольку предусмотренный нормативный запас топлива на ... г. не был создан, довод АО «Теплоэнего» об исполнении обязанности по созданию общего нормативного запаса топлива в требуемом размере подлежит отклонению.

Довод апелляционной жалобы, что вывод суда противоречит п.4.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. №115, также является несостоятельным.

Данным пунктом предусмотрено, что для предупреждения снижения качества твердого топлива при его длительном хранении необходимо систематически менять его запасы за счет сжигания и закладки свежего топлива.

Указанное требование не освобождает от выполнения обязанности по поддержанию в течение всего отопительного периода общего нормативного запаса топлива.

Указание апеллянта на то, что обязанность по формированию норматива запаса топлива носит однократный характер и должна быть исполнена только к ... года, предшествующего планируемому, является несостоятельным, так как необходимость создания норматива запаса топлива обусловлена организацией надежной и стабильной работы котельных для плановой выработки тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

Ресурсоснабжающая организация АО «Теплоэнерго» в течение отопительного сезона 2021-2022 г.г. обязана располагать на специализированных местах хранения топливом не меньше установленного приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 29.09.2020 г. № 06-пр216/20, от 22.09.2021 г. № 06-пр189/21.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ОНЗТ сформирован в полном объеме на ... г., материалы дела не содержат.

Довод об отсутствии установленных требований по поддержанию НЭЗТ в течение отопительного периода, подлежит отклонению, как не имеющий правового обоснования.

НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

Использование НЭЗТ без восстановления установленных нормативом объемов запаса топлива не соответствует целям нормативного эксплуатационного запаса топлива и создает угрозу нарушения прав третьих лиц на бесперебойное и безопасное оказание услуги по теплоснабжению.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о такой организации работы котельных, при которой производится использование НЭЗТ с систематическим восстановлением объема топлива до установленных нормативов.

Отсутствие законодательного запрета на использование НЭЗТ теплоснабжающей организацией также не влияет на правильность выводов суда первой инстанции, так как данное обстоятельство не освобождает АО «Теплоэнерго» от обязанности по созданию общего нормативного запаса топлива и его поддержанию в течение отопительного сезона.

Ссылка апелляционной жалобы на срок хранения бурого угля в соответствии с требованиями ГОСТ 32347-2013 также не может влиять на правильность выводов суда первой инстанции, так как НЭЗТ в случае его регулярного восполнения может использоваться для выработки тепловой энергии не только в условиях введения ограничений поставок основного вида топлива.

Кроме того, согласно приказу Минэнерго России от 10.08.2012 г №377 определение нормативов НЭЗТ осуществляется, в том числе, на основании фактического использования топлива из ОНЗТ с выделением НЭЗТ за последний отчетный год.

Основаниями для корректировки нормативов запасов топлива являются изменения программы выработки тепловой энергии или смена вида топлива, реализация мероприятий по реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, приводящих к изменению объема выработки тепловой энергии (мощности).

Вопреки позиции автора жалобы наличие задолженности Администрации МО «Город Северобайкальск» в размере ... руб. перед АО «Теплоэнерго» не может являться основанием для освобождения от исполнения взятых обязательств по организации теплоснабжения в установленные законом сроки.

Поскольку обязанность обеспечения населения городского теплоснабжением вышеприведенными федеральными законами возложена на орган местного самоуправления, заключение концессионного соглашения с исполнителем услуги по теплоснабжению не свидетельствует о том, что он не несет ответственности за не обеспечение установленных нормативов по запасам топлива.

Обязанность по принятию мер к качественной подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса в части обеспечения нормативного запаса топлива в силу закона возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию МО «город Северобайкальск» исполнение требования прокурора в пределах ее полномочий.

Несогласие ответчика АО «Теплоэнерго» с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела.

Рассматривая доводы частной жалобы, судебная коллегия также не находит основания для ее удовлетворения, поскольку в силу ч.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе по просьбе истца обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом климатических условий в Северобайкальском районе Республики Бурятия, принимая во внимание, что отсутствие на котельных АО «Теплоэнерго» общего нормативного запаса топлива в достаточном объеме создает угрозу срыва отопительного сезона, вывод суда о необходимости немедленного исполнения оспариваемого решения является правильным и отмене также не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 6 октября 2021 года, определение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную и частную жалобы ответчика АО «Теплоэнерго» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-84/2022 (33-4267/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Северобайкальский межрайонный прокурор
Ответчики
АО "Теплоэнерго"
Админстация МО "город Северобайкальск"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Урмаева Тамара Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
01.12.2021Передача дела судье
15.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
14.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2022Передано в экспедицию
12.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее