Судья Ланшаков С.В. Дело № 21-777/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М., рассмотрев 06 сентября 2017 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ТУ Росимущества в Республике Коми) на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 июля 2017 года, которым
постановление должностного лица Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 25 мая 2017 года оставлено без изменения, жалоба ТУ Росимущества в Республике Коми - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Сыктывкару №1 Управления ФССП по Республике Коми от 25 мая 2017 года ТУ Росимущества в Республике Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <Номер обезличен> руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ТУ Росимущества в Республике Коми обратилось с жалобой, в которой просило об отмене вынесенного постановления, указывая, на допущенное должностным лицом службы судебных приставов нарушение процедуры передачи арестованного имущества на его принудительную реализацию.
Судом принято указанное решение.
Оспаривая законность вынесенного решения, ТУ Росимущества в Республике Коми направило в Верховный Суд Республики Коми жалобу, в которой просит об его отмене, заявляя доводы, аналогичные заявленным при обжаловании постановления должностного лица в районный суд, указывает на отсутствие возможности исполнения требования судебного пристава-исполнителя от 06 апреля 2017 года и направления в адрес приставов подтверждения оказания услуг по реализации арестованного имущества, нарушение процессуальных требований закона при рассмотрении должностным лицом настоящего дела и вынесении обжалуемого постановления.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены обжалуемого решения суда не усматриваю.
В силу положений статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с положениями статьи 68 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебному приставу - исполнителю в целях исполнения требований исполнительного документа предоставлено право применения к должнику мер принудительного исполнения, одной из которых является обращение взыскания на имущество должника.
Порядок реализации имущества должника в целях исполнения требований исполнительного документа регламентирован статьей 87 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с требованиями настоящей статьи принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.
На основании части 7 статьи 87 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.
С целью определения общих условий взаимодействия Федеральной службы судебных приставов России, ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), его территориальных органов по вопросам, связанным с передачей на принудительную реализацию имущества, реализацией имущества, учетом и распределением средств, полученных от реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, осуществления контроля за соблюдением порядка реализации арестованного имущества, 30 апреля 2015 года утверждено соглашение Федеральной службы судебных приставов России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 "О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество" (далее - Соглашение).
По условиям Соглашения Территориальный орган ФССП России не позднее следующего рабочего дня после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о передаче имущества должника на реализацию, в котором в качестве организатора реализации арестованного имущества указывается Росимущество (его территориальный орган), передает в Росимущество (его территориальный орган) уведомление о готовности к реализации арестованного имущества и его местонахождении с приложением копии такого постановления и копий правоустанавливающих и подтверждающих право документов.
В свою очередь, Росимущество (его территориальный орган) не позднее семи рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о привлечении специализированных организаций, о чем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России.
Согласно пункту 2.2. Соглашения постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.
По условиям Соглашения, судебный пристав-исполнитель обязан передать Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации), а Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) обязано принять от судебного пристава-исполнителя для реализации арестованное имущество (правоустанавливающие и подтверждающие право документы) в течение десяти рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию.
Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, влечет наступление административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела и установлено судом, В Отделе СП по Сыктывкару №1 УФССП России по Республике Коми на исполнении находится исполнительное производство <Номер обезличен>, возбужденное в отношении ФИО6, о взыскании с нее денежных средств в размере .... в пользу ФИО7.
На основании вступившего в законную силу заочного решения ... городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по делу № <Номер обезличен> обращено взыскание на долю ФИО8 в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, ... кв.м, расположенный по адресу: <Адрес обезличен> доля в праве ?, на жилой дом с надворными постройками, ... кв.м, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, доля в праве ?, путем продажи долей с публичных торгов, с обращением вырученных от продажи средств в погашение долга.
22 февраля 2017 года судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о принятии оценки данного имущества.
13 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем Ивановой А.А. вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги, которое передано 14 марта 2017 года в Управление ФССП по Республике Коми.
Уведомление о готовности к реализации арестованного имущества на торги передано и поступило в ТУ Росимущества в Республике Коми нарочным 21 марта 2017 года, что подтверждается отметкой о получении уведомления.
04 апреля 2017 года письмом ТУ Росимущества в Республике Коми в адрес Управления ФССП по РК сообщено о необходимости приостановления исполнительного производства, поскольку не обращено взыскание на земельный участок.
Согласно обстоятельствам дела, 06 апреля 2017 года судебным приставом-исполнителем в адрес ТУ Росимущества в Республике Коми было вынесено требование в срок до 14 апреля 2017 года представить в Управление ФССП России по Республике Коми извещение о готовности на оказание услуг по реализации арестованного имущества. Названное требование получено ТУ Росимущества в Республике Коми 06 апреля 2017 года, о чем свидетельствует штамп ведомства на требовании от 06 апреля 2017 года <Номер обезличен>. Одновременно с направлением требования обязанному лицу разъяснено о возможности понести административную ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя.
Материалами дела подтверждается, что в определенный срок требование должностного лица службы судебных приставов не исполнено, решение о принятии арестованного имущества для реализации не принято.
По рассмотрению направленного требования 14 апреля 2017 года за <Номер обезличен> ТУ Росимущества в Республике Коми в адрес судебного пристава-исполнителя направлено письмо об отложении исполнения данного требования по основанию необходимости получения ФССП России оценки в сложившейся ситуации по реализации имущества должника.
По результатам рассмотрения поданного обращения постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 апреля 2017 года <Номер обезличен> в удовлетворении заявления об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения отказано.
Указанные обстоятельства по неисполнению требования судебного пристава-исполнителя и по не направлению в адрес Управление ФССП России по Республике Коми извещения о готовности на оказание услуг по реализации арестованного имущества явились основанием привлечения ТУ Росимущества в Республике Коми к административной ответственности по части 3 статьи 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Совокупность фактических обстоятельств применительно к вышеназванным требованиями закона свидетельствует об обоснованности привлечения ТУ Росимущества в Республике Коми к административной ответственности.
Факт совершения ТУ Росимущества в Республике Коми правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При решении вопроса о правомерности привлечения ТУ Росимущества в Республике Коми к административной ответственности судом на основании оценки представленных доказательств достоверно установлено и обосновано принято во внимание, что законные требования должностного лица службы судебных приставов в рамках процедуры реализации арестованного имущества о необходимости предоставления сведений о готовности оказания услуг по его реализации не исполнены, в результате чего ТУ Росимущества в Республике Коми как обязанным лицом, не являющимся должником, допущено нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Указанные ТУ Росимущества в Республике Коми в ответе на требование судебного пристава от 06 апреля 2017 года обстоятельства в качестве объективных причин неисполнения требований судебного пристава-исполнителя таковыми не являются.
Отсутствие каких-либо законных оснований для принятия ТУ Росимущества в Республике Коми решения о реализации арестованного имущества либо о привлечении специализированных организаций установлено судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Коми 24 июля 2017 года при оценке законности принятого Сыктывкарским городским судом Республики Коми 28 апреля 2017 года решения по требованиям Иванова Л.С. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности принять имущество для организации и проведения торгов. При рассмотрении настоящего административного искового заявления установлено бездействие ТУ Росимущества, выразившееся в необоснованном отказе в принятии имущества на реализацию.
При этом следует отметить, что вопрос, послуживший, по мнению ТУ Росимущества в Республике Коми, препятствием для осуществления предусмотренного порядка реализации имущества и предоставления необходимых сведений в определенный судебным приставом-исполнителем в требовании от 06 апреля 2017 года срок, а именно: недопущение нарушения норм действующего законодательства (целостности имущества и земельного участка), мог быть поставлен на разрешение Росимущества с целью установления позиции Росимущества по данному вопросу, начиная с 21 марта 2017 года, -после получения ТУ Росимущества в Республике Коми уведомления о готовности к реализации арестованного имущества на торги, что установлено вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 апреля 2017 года. Вместе с тем, этого сделано не было.
Допущенное Управлением ФССП по Республике Коми нарушение предусмотренного Соглашением срока направления в адрес ТУ Росимущества в Республике Коми уведомления о готовности к реализации арестованного имущества, на что указано в жалобе, не может быть принято во внимание в качестве основания к отмене оспариваемых постановления должностного лица и судебного решения, поскольку вывода о наличии в действиях ТУ Росимущества в Республике Коми состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не опровергает.
В данном случае, предусмотренный Соглашением срок направления в адрес Управление ФССП России по Республике Коми уведомления о готовности на оказание услуг по реализации арестованного имущества, за несоблюдение которого ТУ Росимущества в Республике Коми привлечено к административной ответственности, фактически исчислен и установлен для исполнения с момента уведомления о такой необходимости территориального органа Росимущества.
С учетом установленного порядка и предоставленных судебному приставу-исполнителю полномочий законность требования судебного пристава-исполнителя по предоставлению сведений о готовности реализации передаваемого арестованного имущества подтверждена.
Доводы жалобы, в которых заявитель указывает на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, безосновательны.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентирован главой 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу требований пункта 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении свидетельствует о возбуждении в отношении лица дела об административном правонарушении, одним из поводов к возбуждению которого согласно части 1 названной статьи является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела и фактических обстоятельств, протокол об административном правонарушении составлен 11 мая 2017 года, по истечении предусмотренного законом срока на обжалование постановления об отказе в удовлетворении заявления об отложении исполнительных действий, именно по окончании которого, в результате отказа, в действиях ТУ Росимущества в Республике Коми усматривался состав вмененного административного правонарушения. Также следует отметить, что законодатель, связывая необходимость возбуждения дела об административных правонарушениях с моментом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, конкретных пресекательных сроков не устанавливает.
В соответствии с частью 2 статьи 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей порядок объявления постановления по делу об административном правонарушении, предусмотрено, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Согласно штампу на копии постановления по делу об административном правонарушении копия указанного постановления от 25 мая 2017 года поступила в адрес привлекаемого лица нарочно 29 мая 2017 года, что указывает на нарушение при его направлении установленного для его вручения срока.
Вместе с тем, нарушение срока направления постановления по делу об административном правонарушении в адрес привлекаемого лица, на что также указано в жалобе, не может быть принято во внимание в качестве основания к отмене обжалуемых актов, поскольку с учетом установленного статьей 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях порядка исчисления срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении - с даты получения копии обжалуемого постановления, прав заявителя на судебную защиту не нарушает.
Учитывая изложенное, исходя из того, что нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену постановления и решения, не допущено, оспариваемое решение является законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Обстоятельства совершения привлекаемым лицом вмененного административного правонарушения нашли свое подтверждение в материалах дела.
Доказательства по делу собраны в соответствии с законом, согласуются между собой и подтверждают вину привлекаемого лица в совершении вменяемого правонарушения при отсутствии оснований для освобождения его от административной ответственности. Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 июля 2017 года оставить без изменения, жалобу ТУ Росимущества в Республике Коми - без удовлетворения.
Судья .
.