Судья Казакова Л.Д. УИД 16RS0046-01-2017-015600-44
дело № 2-11038/2017
№ 33-14756/2024 учет №178г
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2024г. город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Садыковой Л.А., судей Гильманова А.С., Гафаровой Г.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ситдиковой Р.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс» на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 19 декабря 2017 г., которым постановлено: исковые требования удовлетворить. Признать расторжение договора банковского вклада физического лица №1048605 от 26 января 2016, заключенного между Тарасовым Андреем Анатольевичем и ПАО «Татфондбанк», недействительным. Применить последствия недействительности сделки, обязать ПАО «Татфондбанк» восстановить с 26 июля 2016 обязательства ПАО «Татфондбанк» перед Тарасовым Андреем Анатольевичем по договору банковского вклада физического лица №1048605 от 26 января 2016 в сумме 3 507 046,99 рублей на условиях данного договора. Признать договор доверительного управления № ДУ-1-161/16 от 26.07.2016, заключенный между ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс» и Тарасовым Андреем Анатольевичем, недействительным. Признать Тарасова Андрея Анатольевича вкладчиком ПАО «Татфондбанк» денежных средств в сумме 3 507 046 рублей 99 копеек. Обязать ПАО «Татфондбанк» включить Тарасова Андрея Анатольевича в реестр обязательств банка перед вкладчиками в порядке, установленном Банком России. Взыскать с ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс» в пользу Тарасова Андрея Анатольевича в возмещение расходов на оплату госпошлины 300 рублей. Взыскать с ПАО «Татфондбанк» в бюджет муниципального образования г. Казани государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Проверив представленные материалы, обсудив возможность рассмотрения в рамках производства апелляционной жалобы по существу, выслушав представителя Тарасова А.А. – Радужан В.А., просившего разрешить спор по существу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасов А.А. обратился в суд с иском к ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс», ПАО «Татфондбанк» о признании недействительным расторжения договора банковского вклада, признании недействительным договора доверительного управления, применении последствий недействительности сделки, признании вкладчиком, включении в реестр обязательств банка перед вкладчиками. В обоснование исковых требований указано, что 26 июля 2016 Тарасов А.А. обратился в ПАО «Татфондбанк», так как заканчивался срок действия договора банковского вклада. Сотрудником банка ему было предложено оформить вклад под более выгодный процент. Истца уверили, что данный вклад застрахован. Тарасов А.А., доверяя пояснениям сотрудника банка, согласился на названные ему условия и заключил с ООО «ИК «ТФБ Финанс» договор доверительного управления имуществом путем подписания заявления о присоединении к стандартным условиям договора. Данное заявление истца от имени ООО «ИК «ТФБ Финанс» принято сотрудником ПАО «Татфондбанк» 26 июля 2016, и в этот же день денежные средства со вклада истца в ПАО «Татфондбанк» были переведены в ООО «ИК «ТФБ Финанс».Истец полагает, что при заключении договора доверительного управления имуществом с ООО «ИК «ТФБ Финанс» он был введен в заблуждение сотрудником ПАО «Татфондбанк» относительно правовой природы сделки, и лица, с которым он вступает в сделку, так как истец считал, что заключает договор банковского вклада с ПАО «Татфондбанк».
Представитель истца в судебном заседании от 08 декабря 2017 исковые требования уточнил, просил признать расторжение договора банковского вклада физического лица, заключенного между истцом и ПАО «Татфондбанк» недействительным; применить последствия недействительности сделки, обязав ПАО «Татфондбанк» восстановить с 26 июля 2016 обязательства ПАО «Татфондбанк» перед истцом по договору банковского вклада физического лица №1048605 от 26 января 2016 в сумме 3 507 046,99 рублей; признать договор доверительного управления №ДУ-1-161/16 от 26 июля 2016 заключенного между ООО «ИК «ТФБ Финанс» и истцом недействительным; применить последствия недействительности сделки, обязав ООО ИК «ТФБ Финанс» возвратить истцу все полученное по договору доверительного управления №ДУ-1-161/16 от 26 июля 2016; признать истца вкладчиком денежных средств в сумме 3 507 046,99 рублей, включить истца в реестр обязательств банка перед вкладчиками в порядке, установленном Банком России.
Определением Вахитовского районного суда г. Казани от 19 декабря 2017 производство по требованию истца к ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс» о применении последствий недействительности сделки, обязании возвратить истцу все полученное по договору доверительного управления №ДУ-1-161/16 от 26 июля 2016 прекращено на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 19 декабря 2017 г. удовлетворены исковые требования Тарасова А.А. к ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс», ПАО «Татфондбанк» о признании недействительным расторжения договора банковского вклада, признании недействительным договора доверительного управления, применении последствий недействительности сделки, признании вкладчиком, включении в реестр обязательств банка перед вкладчиками.
Суд исходил из доказанности факта подписания истцом заявления на заключение договора доверительного управления под влиянием заблуждения; на момент совершения сделки истец исходил из неправильных, не соответствующих действительности представлений об обстоятельствах, относящихся к данной сделке, заблуждался относительно совокупности свойств (признаков, условий), характеризующих ее сущность. С учетом обстоятельств заключения сделки, Тарасов А.А. существенно заблуждался в правовой природе заключаемой сделки, добросовестно полагая, что вступает в правоотношения с ПАО «Татфондбанк».
В апелляционной жалобе представитель ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс» просил решение суда первой инстанции отменить. Утверждает, что судом при вынесении решения не были приняты во внимание представленные ООО «ИК «ТФБ Финанс» доказательства. Применяя последствия недействительности сделок, суд не учел, что истец добровольно заключил договор доверительного управления с ООО «ИК «ТФБ Финанс», при этом допустимых и достоверных доказательств того, что договор заключен под влияем заблуждения, истцом не представлено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2018г. решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики от 19 декабря 2017 г. по данному делу отменено, в удовлетворении исковых требований Тарасова Андрея Анатольевича к ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс», ПАО «Татфондбанк» о признании недействительным расторжения договора банковского вклада, признании недействительным договора доверительного управления, применении последствий недействительности сделки, признании вкладчиком, включении в реестр обязательств банка перед вкладчиками отказано.
Тарасов А.А. обратился в суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2018г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 января 2024г. отказано в удовлетворении заявления Тарасова А.А. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2018г.
Судебной коллегией по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2024 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 января 2024г. отменено. Заявление Тарасова А.А. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2018г. удовлетворено. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2018г. отменено по вновь открывшимся обстоятельствам. Гражданское дело направлено в Верховный Суд Республики Татарстан для рассмотрения по существу апелляционной жалобы ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс» на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики от 19 декабря 2017 г.
Представитель Радужан В.А., действующий в интересах Тарасова А.А., в суде апелляционной инстанции просил рассмотреть апелляционную жалобу по существу, отказав в ее удовлетворении, решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель ПАО «Татфондбанк» в лице конкурсного управляющего ГК АСВ, участвовавший в заседании судебной коллегии апелляционной инстанции 23 сентября 2024 г. посредством видеоконференцсвязи, правовую позицию относительно прекращения производства по апелляционной жалобе ООО «ИК «ТФБ Финанс» в связи с ликвидацией 26 марта 2024 г. не представил.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с частью 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (статья 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абзацы второй - шестой статьи 222 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В главе 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации «Производство в суде апелляционной инстанции» не имеется специальной нормы, предусматривающей действия апелляционной инстанции после ликвидации организации, подавшей апелляционную жалобу.
Между тем, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, в силу части 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допустимо применение нормы, регулирующей сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с абзацем 7 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.
Определением Арбитражного Суда Республики Татарстан от 29 января 2024 г. по делу №А65-17382/2017 конкурсное производство в отношении общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс» завершено.
На основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в Единый государственный реестр юридических лиц 26 марта 2024 г. внесена запись о ликвидации ООО «ИК «ТФБ Финанс».
Таким образом, поскольку на данный момент податель апелляционной жалобы (ООО «ИК «ТФБ Финанс») ликвидирован, то возбужденное под № 33-14756/2024 апелляционное производство по апелляционной жалобе ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс» подлежит прекращению.
Руководствуясь статьей 199, 220, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное производство по апелляционной жалобе ООО «Инвестиционная компания «ТФБ Финанс» на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 19 декабря 2017 г. по гражданскому делу по иску Тарасова А.А. к ПАО «Татфондбанк», ООО «Инвестиционная компания ТФБ Финанс» о признании договора незаконным, включении в реестр прекратить,
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное определение составлено 26 ноября 2024 г.
Председательствующий Садыкова Л.А.
Судьи Гафарова Г.Р.
Гильманов А.С.