Дело № 33-1474/17 Судья Котешко Л.Л.
Категория 062 г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июня 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж. В.
судей Сулеймановой А.С., Ефимовой В.А.
при секретаре Дубравской А.И.,
при участии истца Свидиной Е.В., ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) по доверенности Новиковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свидиной Е.В. к государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе, государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) о признании права на перерасчет пенсии и возложении обязанности совершить определенные действия,
с апелляционной жалобой Свидиной Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 20.02.2017г.,
заслушав доклад судьи Сулеймановой А.С.,
УСТАНОВИЛА:
Свидина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному), Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит признать за ней право на перерасчет размера трудового (страхового) стажа в соответствии с Федеральными законами от 28.12.2013 № 400-ФЗ, № 208-ФЗ от 21.07.2014, № 76-ФЗ от 27.05.1998г., а также учет данных о военной выслуге, указанных в архивной справке ФСБ; на основании пересчитанного стажа обязать ГУ Управление ПФ РФ в г. Севастополе произвести перерасчет пенсии истца с 01.01.2015 и произвести выплату недополученных сумм пенсии; обязать ГУ Отделение ПФ РФ по г. Севастополю проконтролировать правильность и сроки проведения перерасчета стажа и размера недоплаченной пенсии, а также выплаты недоплаченной пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что на 01.01.2015 истцу была пересчитана и выплачивалась страховая пенсия на основании Федерального закона № 400-ФЗ, однако при исчислении страхового стажа истца ответчиком не были включены в страховой стаж период военной службы во время обучения в ВКШ КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского с 01.08.1979 по 25.08.1984 (5 лет 25 дней). Указанные действия ответчика, по мнению истца, противоречат законодательству, поскольку введение нового правового регулирования не может вести к ограничению пенсионных прав, приобретенных гражданами в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства. Указанный период должен быть включен в стаж истца, из которого рассчитывается пенсия истца, а также при исчислении стажа во внимание должна быть принята архивная справка Управления ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю, в которой указано, что выслуга истца на момент увольнения(13.08.1990) составляла 16 лет 8 месяцев 15 дней. Кроме того, истец полагает, что перерасчет размера пенсии с учетом включения в страховой стаж периода военной службы во время обучения должен быть осуществлен в соответствии с требованиями закона № 208-ФЗ с 01.01.2015. При этом на ответчика - ГУ Управление ПФ РФ в г. Севастополе законом № 400-ФЗ возложена обязанность самостоятельно истребовать все необходимые подтверждающие документы для подтверждения страхового стажа заявителя.
Также, истец полагает, что поскольку за ГУ Отделением ПФ РФ по г. Севастополю закреплены функции по осуществлению контроля установления и выплаты трудовых пенсий, а на неоднократные жалобы истца на действия Управления ПФ РФ по вопросу определения страхового стажа, были получены отказы, указанное фактически свидетельствует о наличии спора с указанным ответчиком, поскольку им не было проконтролировано выполнение Управлением ПФ РФ требований ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 20.02.2017г. в удовлетворении исковых требований Свидиной Е.В. было отказано в полном объеме.
Свидиной Е.В. была подана апелляционная жалоба на указанное решение суда, как необоснованное, незаконное и подлежащее отмене, поскольку при его принятии судом первой инстанции было допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению и применение закона, не подлежащего применению. Доводы жалобы сводятся к несогласию апеллянта с выводом суда об обязанности истца предоставить ответчику документы о трудовой деятельности для перерасчета пенсии, полагает, что все необходимые документы имелись в распоряжении Пенсионного органа. В связи с тем, что она обратилась к ответчику до 31.12.2015г., перерасчет должен быть произведен с 01.01.2015г.
Начальником Управления Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) были поданы возражения на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми сторона просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции явилась истец Свидина Е.В., которая поддержала доводы своей апелляционной жалобы, пояснила, что обращалась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив необходимые документы, однако действия ответчиков при подсчете ее трудового стажа привели к ущемлению ее пенсионных прав, которые выразились в существенной недоплате пенсии.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Новикова Н.В., возражала в суде апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, пояснила, что все подтверждённые документально периоды были включены Свидиной Е.В. в трудовой стаж.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
С 01.01.2015 г. основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 3 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (статья 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Согласно статье 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ, установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В силу положений ч.1 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ от 21.07.2014
периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Судом было установлено, что с 09.07.2013г. Свидина Е.В. является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с законодательством Украины согласно протоколу УПФУ Ленинского района № 779 от 27.09.2013г. (л.д. 59).
Согласно ст. 3 Федерального закона N 208-ФЗ от 21.07.2014 размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Решением отдела УПФР по Ленинскому району г. Севастополя № 170975 Свидиной Е.В. был осуществлен перерасчет пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением Федерального закона N 208-ФЗ от 21.07.2014 (л.д. 78) на основании документов выплатного дела. При этом были учтены период обучения истца с 01.09.1979 по 19.07.1984, и периоды работы с 01.04.1997 по 21.12.2012, всего 18 лет 7 чес. 6 дн. (л.д. 60).
В силу п.1, п. 2 ст. 2 Федерального закона N 208-ФЗ от 21.07.2014, с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно п.4 ст. 3 указанного закона если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере.
14.12.2015г. Свидина Е.В. обратилась в отдел Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Севастополя с заявлением о перерасчете размера пенсии, в котором просила добавить стаж по 31.12.2014г. (заявление л.д. 90-91). К заявлению были приложены паспорт гражданина РФ, справка работодателя о периодах работы, СНИЛС, трудовая книжка образца 1974г. и позднее.
Ответчиком был произведен перерасчет пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в результате которого расчетный размер пенсии исчислен исходя из страхового стажа 21 год 2 месяца 14 дней (общий стаж – 26 лет 1 месяц 2 дня) и имеющегося отношения заработков за период с 2000 года по 2001 год – 0,368. С 01.01.2015г. размер пенсии Свидиной Е.В. составил 7212,40 руб., доплата до сохраненного размера пенсии в соответствии п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» - 1391,64 руб.
Из материалов дела следует, что пенсия в сохраненном размере выплачивалась истице до 01.07.2016г. после чего размер пенсии превысил размер пенсии, выплачиваемой ей на 31 декабря 2014 года.
Таким образом, установлено, что на момент перерасчета размера пенсии по материалам выплатного дела, учтенным периодом обучения истца являлся период с 01.09.1979 по 19.07.1984, что также подтверждалось дипломом об окончании Высшей школы КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского 19.07.1984г. (л.д.65) Стаж военной службы не учитывался.
На письменные обращения Свидиной Е.В. ответчиком разъяснялось, что для включения в стаж периодов работы после учтенного на 31.12.2012г. стажа ей необходимо лично обратиться в отделение Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе с целью подачи заявления о перерасчете и предоставить оригинал трудовой книжки, паспорт, СНИЛС (ответ от 08.09.2015г. № С-1434-ЗУ), учесть период службы в рядах Советской Армии с 12.11.1976г. по 07.12.1978г. и с 01.08.1979г. по 13.08.1990г. за период службы в Войсковой части № 49401 невозможно, поскольку записи в трудовой книжке внесены с нарушением Инструкции по ведению трудовых книжек на предприятиях и организациях, а военный билет не представлен. (л.д. 31, 35-40)
После предоставления истицей ответчику архивной справки от 03.06.2016г. из Управления ФСБ РФ по Республике Крым и городу Севастополю (л.д. 19, 26) и получения по запросу ответчика уточняющего письма из ФСБ по Республике Крым и городу Севастополю от 01.11.2016г. № 1039 о том, что стаж обучения в ВКШ КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского засчитывается как период прохождения военной службы в календарном исчислении (л.д.137), стаж с 01.08.19979 по 25.08.1984 был откорректирован и учтен как военная служба, с 01.07.2016г. страховой стаж составил 40л. 1мес. 27 дн., размер пенсии истца - 11877,35руб.
В связи с изложенным выводы суда о том, что ответчиком в стаж работы истца включены спорные периоды обучения и военной службы, пересчитан размер пенсии, подтверждаются материалами дела.
Оценивая доводы апелляционной жалобы Свидиной Е.В. относительно несогласия с выводами суда первой инстанции о том, что обязанность предоставления документов о трудовой деятельности и трудовом стаже возложена на заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу ч. 2, 3 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О
страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Согласно ч.7 ст. 21 N 400-ФЗ необходимые для установления и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Так, ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что в перечень документов, которые не вправе требовать от заявителя органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не входят документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина; документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы, а также удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий (п.8,11,17)
Согласно п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015, установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, периоды замещения других государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Как указано в п. 27 указанных Правил, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.
Трудовая книжка истца содержит запись о службе в рядах Советской Армии с 12.11.1976 по 07.12.78 (л.д. 13) запись внесена на основании военного билета НО№ 3530762, дата выдачи не указана.
Пунктом 3.1. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (ред. от 31.10.2016) "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек", установлено, что в графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу.
Таким образом, в связи с тем, что запись в трудовой книжке истца за период службы в рядах Советской Армии с 12.11.1976г. по 07.12.1978 внесена с нарушением Инструкции по ведению трудовых книжек на предприятиях и организациях, сведений о периоде военной службы с 01.08.1979 по 13.08.1990 трудовая книжка не содержит, а архивная справка от 03.06.2016г., подтверждающая период военной службы, предоставлена ответчику только 17 июня 2016г., учесть указанные периоды у Пенсионного органа до 01.07.2016г. не было оснований.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Исходя из вышеизложенного судебная коллегия находит правильным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности осуществить перерасчет пенсии с 01.01.2015г. и выплатить недополученную пенсию. Так как судом правильно установлено, что основания для перерасчета истцу размера пенсии до представления ею 17.06.2016г. архивной справки, подтверждающей период военной службы, отсутствуют.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции по указанным доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не дают оснований для вывода о неполном исследовании судом первой инстанции обстоятельств дела, и их неправильной оценки.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 20.02.2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Свидиной Е.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Президиум Севастопольского городского суда.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: А.С. Сулейманова
В. А. Ефимова