Гражданское дело № 2 - 1102/2022
27RS0004-01-2022-000533-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 марта 2022 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Чорновол И.В.,
при помощнике судьи Васильевой А.И.,
с участием:
представителя истца – Тутовой Н.С.,
представителя ответчика – Страшко Д.А., действующей на основании доверенности № 2.1-23-7827 от 29.12.2021,
представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Потылико А.Ю., действующей на основании доверенности № 1 от 10.01.2022, Аверкиной Л.В., действующей на основании решения Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Хабаровского района Хабаровского края к Администрации муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
ПрокурорХабаровского района Хабаровского края, действуя в интересах муниципального образования, обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка по факту передачи жилого фонда из собственности сельских поселений в собственность Хабаровского муниципального района.В ходе проведённой проверки установлено, что администрацией Хабаровского муниципального района в целях осмотра технического состояния передаваемого имущества совершались выезды в сельские поселения, осуществляющие передачу жилого фонда. По результатам осмотров было установлено, что часть передаваемого имущества находится в неудовлетворительном состоянии, непригодном для проживания. Указанное имущество не было принято администрацией Хабаровского муниципального района, осталось в собственности сельских поселений. К таким жилым помещениям относятся: Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Центральная, дом 7, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 9, квартира 2 (зарегистрированы и проживают граждане); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 15, квартира 1 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 16, квартира 1 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Рощино, ул. Ясная, дом 11, квартира 3(граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Союзная, дом 1а, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Школьная, дом 7, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Восточная, дом 3, квартира 2 (зарегистрированы и проживают граждане). Граждане, проживающие в указанных жилых помещениях, не имеют в возможности в полной мере реализовать свои права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, так как собственником жилых помещений фактически является сельское поселение, не имеющее полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, по организации содержания муниципального жилищного фонда, по осуществлению муниципального жилищного контроля и иных полномочий.Наличие дефектов, частичных разрушений, признаков аварийности или ветхости жилого помещения не является основанием для отказа в принятии жилого помещения в собственность администрации Хабаровского муниципального района, а является основанием для проведения после принятия такого жилого фонда работы по признанию их аварийными, отсутствующими фактически и иное. Таким образом, администрацией Хабаровского муниципального района не исполнены требования, предусмотренные законом, о принятии жилого фонда в собственность в полном объёме, что влечёт неосуществление в отношении непереданных домов (квартир) полномочий, а также нарушение прав граждан, проживающих в таких домах (квартирах). В связи с изложенным 16.12.2020 прокуратурой района внесено представление главе Хабаровского муниципального района, которое рассмотрено и удовлетворено, однако эффективных мер по устранению выявленных нарушений не предпринято. Кроме того, указанные жилые помещения признаны непригодными для проживания в соответствии с постановлениями администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 05.03.2021 № 216, от 16.04.2021 № 445. В настоящее время необходимо решать вопросы по расселению и сносу указанных жилых помещений, однако указанные полномочия не отнесены к полномочиям Корсаковского сельского поселения, в собственности которого такие помещения находятся. В связи с чем, прокурор просит суд обязать администрацию Хабаровского муниципального района принять в собственность жилые помещения, расположенные по адресам: Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Центральная, дом 7, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 9, квартира 2 (зарегистрированы и проживают граждане); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 15, квартира 1 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 16, квартира 1 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Рощино, ул. Ясная, дом 11, квартира 3(граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Союзная, дом 1а, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Школьная, дом 7, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Восточная, дом 3, квартира 2 (зарегистрированы и проживают граждане).
В судебном заседании помощник прокурора Хабаровского района Хабаровского края Тутова Н.С.на удовлетворении исковых требований настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, просила установить срок для возложения обязанностей на ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Хабаровского края Страшко Д.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Кроме того, пояснила, что принятие данных жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, не способствует реализаций полномочий ответчика, поскольку их невозможно фактически использовать, и это ухудшит финансово-экономическое положение муниципального района. А также возражала против установления срока для исполнения возложенных обязанностей, предложенного прокурором, а именно 3 месяца, т.к. на процедуру передачи жилых помещений необходимо не менее 6 месяцев.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Потылико А.Ю., Аверкина Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, т.к. они писали, узнавали в различных инстанциях о наличии у них полномочий по принятию непригодных для проживания жилых помещений, на что им был дан ответ, что данными полномочиями обладает толькоАдминистрациямуниципального района Хабаровского края, которая не предпринимает никаких мер по их принятию. Между тем, в данных жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, проживают люди, которым необходимо предоставлять жилые помещения. Кроме того, пояснили, что для исполнения возложенных обязанностей на ответчика действительно необходимо не менее 6 месяцев, поскольку процедура передачи жилых помещений является длительной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, и оценив их в совокупности, суд считает, что заявленные подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество,предназначенное для осуществления отдельных полномочий органовместного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренномчастью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актамипредставительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решениякоторых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для решения вопросов местногозначения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 ичастями 2 и 3 статьи 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ, а также имущество,предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросовместного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 Федеральногозакона № 131-ФЗ.
При этом, в п. 5 указанной статьи установлено, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Вопрос передачи муниципального имущества регулируется ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Разграничение имущества осуществляется, в том числе, между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
Законом Хабаровского края от 27.03.2019 № 403 внесены изменения в статью 1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», в части передачи вопросов местного значения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, по организации содержания муниципального жилищного фонда, по осуществлению муниципального жилищного контроля и иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством в муниципальные районы.
Наличие дефектов, частичных разрушений, признаков аварийности или ветхости жилого помещения не является основанием для отказа в принятии жилого помещения в собственность администрации Хабаровского муниципального района, а является основанием для проведения после принятия такого жилого фонда работы по признанию их аварийными, отсутствующими фактически и иное.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрацией Хабаровского муниципального района не исполнены требования, предусмотренные законом, о принятии жилого фонда в собственность в полном объёме, что влечёт неосуществление в отношении непереданных домов (квартир) полномочий, а также нарушение прав граждан, проживающих в таких домах (квартирах).
Судом установлено, что представление прокурораХабаровского района Хабаровского края об устранении нарушений закона РФ от 16.12.2020 года, выданное Главе Хабаровского муниципального района Хабаровского края до настоящего времени не исполнено, и обжаловано не было.
Между тем, жилые помещения, расположенные по адресам: Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Центральная, дом 7, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 9, квартира 2 (зарегистрированы и проживают граждане); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 15, квартира 1 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 16, квартира 1 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Рощино, ул. Ясная, дом 11, квартира 3 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Союзная, дом 1а, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Школьная, дом 7, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Восточная, дом 3, квартира 2 (зарегистрированы и проживают граждане) признаны непригодными для проживания в соответствии с постановлениями администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 05.03.2021 № 216, от 16.04.2021 № 445.
В настоящее время необходимо решать вопросы по расселению и сносу указанных жилых помещений, однако указанные полномочия не отнесены к полномочиям Корсаковского сельского поселения, в собственности которого такие помещения находятся.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов муниципального образования.
При таких обстоятельствах, заявленные прокуроромХабаровского района Хабаровского краятребования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок исполнения обязанности, о котором просит Администрация Хабаровского муниципального района – не менее 6 месяцев, представляется суду разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Хабаровского района Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Хабаровского края в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять в собственность жилые помещения, расположенные по адресам: Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Центральная, дом 7, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 9, квартира 2 (зарегистрированы и проживают граждане); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 15, квартира 1 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Первомайская, дом 16, квартира 1 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Рощино, ул. Ясная, дом 11, квартира 3 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Союзная, дом 1а, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы); Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Школьная, дом 7, квартира 2 (граждане не проживают, но зарегистрированы);Хабаровский район, с. Корсаково-1, ул. Восточная, дом 3, квартира 2 (зарегистрированы и проживают граждане).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска.
Судья И.В. Чорновол
Мотивированное решение изготовлено 09.03.2022 года.