ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 77-1796/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 23 сентября 2020 года
Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Скачкова А.А.,
судей Подольского Р.В. и Омарова О.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамчич И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению и.о. прокурора Краснодарского края Малкина В.А. на приговор Курганинского районного суда Краснодарского края от 25 сентября 2019 года, которым
Козбанов В.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, ранее судимый:
26 января 2018 года Курганинским районным судом Краснодарского края по п. «б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде обязательных работ сроком 300 часов. 22 июня 2018 года наказание отбыто, судимость не погашена;
- 24 апреля 2019 года тем же судом по п. «а, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, наказание не отбыто,
осужден по п. «а, б» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу до вступления приговора в законную силу.
Постановлением от 5 ноября 2019 года Курганинского районного суда Краснодарского края в резолютивную часть приговора внесены изменения. Указано, что мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Козбанова В.А. изменена на заключение под стражу с сохранением указанной меры пресечения до вступления настоящего приговора в законную силу, после чего отменить. Время нахождения Козбанова В.А. под стражей с 25 сентября 2019 года по день вступления приговора в законную силу включительно зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Пшеничный С.С., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, ранее судимый:
26 февраля 2019 года Армавирским городским судом Краснодарского края по ч. 1 ст. 228 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей, наказание не отбыто, судимость не погашена;
- 24 апреля 2019 года Курганинским районным судом Краснодарского края по п. «а, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде 2 лет лишения свободы, на основании ст. 73 УПК РФ условно с испытательным сроком два года,
осужден по п. «а, б» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы, ч. 4 ст. 74, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 2 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Срок наказания исчислен с 25 сентября 2019 года.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.
Постановлено о следовании осужденного в колонию-поселение за счет государства самостоятельно. Срок отбывания наказания исчислен со дня прибытия осужденного в колонию-поселение. Время следования к месту отбывания наказания засчитано в срок лишения свободы из расчета один день за один день.
Постановлением от 6 декабря 2019 года Курганинского районного суда Краснодарского края разъяснено, что срок отбывания наказания исчисляется со дня прибытия осужденного Пшеничного С.С. в колонию-поселение. Время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.
Разрешен вопрос о судьбе вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался.
В кассационном представлении и.о. прокурора Краснодарского края Малкин В.А. не оспаривая доказанности вины осужденных в совершении преступлений и квалификацию их действий полагает, что приговор Курганинского районного суда Краснодарского края от 25 сентября 2019 года и постановление того же суда от 5 ноября 2019 года подлежат отмене в виду существенного нарушения уголовного закона при назначении наказания. Козбанов В.А. и Пшеничный С.С. осуждены 25 сентября 2019 года Курганинским районным судом Краснодарского края за преступления, совершенные в феврале и марте 2019 года, то есть до вынесения 24 апреля 2019 года приговора Курганинского районного суда Краснодарского края. В отношении осужденного Козбанова В.А. судом верно принято решение о назначении наказания в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ. Вместе с тем, в нарушение п. 52 и 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 года № 50 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», судом не применены положения о частичном или полном сложении наказаний, при этом окончательное наказание оказалось аналогичным наказанию, входящему в совокупность преступлений, тогда как должно быть строже. Фактически судом первой инстанции неотбытое наказание по приговору от 24 апреля 2019 года не присоединено. В резолютивной части приговора от 25 сентября 2019 года не указан срок отбытого Козбановым В.А. наказания по приговору от 24 апреля 2019 года, который подлежит зачету в срок вновь назначенного наказания. В отношении осужденного Пшеничного С.С. судом принято неверное решение о назначении окончательного наказания в соответствии с ч. 4 ст. 74 и ч. 5 ст. 69 УК РФ. Согласно п. 53 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ суд первой инстанции установив, что условно осужденный Пшеничный С.С. виновен в преступлении, совершенном до вынесения 24 апреля 2019 года обвинительного приговора, при постановлении приговора 25 сентября 2019 года применять правила ч. 5 ст. 69 УК РФ не мог, поскольку в ст. 74 УК РФ дан исчерпывающий перечень обстоятельств, на основании которых возможна отмена условного осуждения. Приговоры по первому и второму делам надлежало исполнять самостоятельно. Назначая Пшеничному С.С. наказание суд незаконно мотивировал свое решение тем, что он имеет неотбытое наказание по приговору от 24 апреля 2019 года, так как преступление было совершено осужденным до вынесения этого приговора.
Неверное применение судом первой инстанции положений ст. 69 и 74 УК РФ является существенным и фундаментальным нарушением, искажающим саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, повлиявшим на исход дела. Просит приговор Курганинского районного суда Краснодарского края от 25 сентября 2019 года и постановление того же суда от 5 ноября 2019 года отменить. Уголовное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заслушав доклад судьи Скачкова А.А., выступление прокурора Сокол А.Ю., просившей кассационное представление удовлетворить, мнение осужденного Козбанова В.А. и адвоката Марковского В.В., полагавших, что кассационное представление не подлежит удовлетворению, осужденного Пшеничного С.С. и адвоката Симкина В.О., полагавших, что кассационное представление подлежит удовлетворению, судебная коллегия
установила:
согласно приговору Козбанов В.А. и Пшеничный С.С. признаны виновными в краже, совершенной группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в помещение.
Козбанов В.А. признан виновным в незаконном изготовлении и хранении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.
Преступления совершены при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, при этом он признается таковым, если постановлен в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и основан на правильном применении уголовного закона.
В соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 года № 50 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» решая вопрос о назначении наказания в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ лицу, совершившему другое преступление до вынесения приговора по первому делу, суд применяет общие правила назначения наказания по совокупности преступлений. При этом окончательное наказание, назначаемое путем частичного или полного сложения, должно быть строже наиболее строгого из наказаний, назначенных за входящие в совокупность преступления.
В нарушение вышеуказанных требований уголовного закона суд назначил осужденному Козбанову В.А. наказание в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ в размере, не превышающем наказание, назначенное в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ – 4 года 6 месяцев лишения свободы, в то время как оно должно быть более строгим.
Назначив в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ наказание суд не зачел осужденному Козбанову В.А. в окончательное наказание, наказание отбытое им по приговору от 24 апреля 2019 года.
В соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 года № 50 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» в тех случаях, когда в отношении условно осужденного лица будет установлено, что оно виновно еще и в другом преступлении, совершенном до вынесения приговора по первому делу, правила ч. 5 ст. 69 УК РФ применены быть не могут, поскольку в ст. 74 УК РФ дан исчерпывающий перечень обстоятельств, на основании которых возможна отмена условного осуждения. В таких случаях приговоры по первому и второму делам исполняются самостоятельно.
Преступление, за которое Пшеничный С.С. был осужден по приговору от 25 сентября 2019 года было совершено им до осуждения по приговору от 24 апреля 2019 года.
В этой связи в отношении Пшеничного С.С. отсутствовали основания для отмены в соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ условного осуждения по приговору от 24 апреля 2019 года и назначения наказания в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ.
В силу ст. 401.6 УПК РФ пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Необоснованное назначение осужденному Козбанову В.А. наказания в размере меньшем, чем предусмотрено уголовным законом искажает саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Предусмотренный уголовно-процессуальным законом годичный срок не истек.
В силу ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, в том числе искажающее саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, что является основанием для отмены приговора.
Поскольку приговор подлежит отмене, отмене также подлежат и все последующие судебные решения, вынесенные по вопросам связанным с исполнением этого приговора – постановления от 6 декабря 2019 года и 5 ноября 2019 года Курганинского районного суда Краснодарского края.
В связи с отменой в отношении осужденного Пшеничного С.С. приговора сохраняет свою силу ранее избранная осужденному мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, которая позволит обеспечить беспрепятственное осуществление уголовного судопроизводства.
Козбанов В.А. обвиняется в совершении двух преступлений, в том числе тяжкого преступления, ранее судим связи с чем, имеются основания полагать, что находясь на свободе, он может продолжить заниматься преступной деятельностью. С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в целях надлежащего проведения судебного заседания в разумные сроки, беспрепятственного осуществления уголовного судопроизводства Козбанову В.А. должна быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Руководствуясь ст. 401.14 и 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 5 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ 6 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░-░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 47.1 ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: