Дело № 2а-2342/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2017 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Конгуновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по Республике Алтай, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по Республике Алтай Трашеву <данные изъяты> об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обратилось в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по Республике Алтай об уменьшении исполнительского сбора, мотивируя требования тем, что судебным приставом-исполнителем Трашевым И.Ю. возбуждено исполнительное производство об обязании Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить Казатовой А.М. жилое помещение специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого фонда на территории муниципального образования «город Горно-Алтайск». В постановлении о возбуждении исполнительного производства приставом установлен срок 5 дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.10.2017 г. принято решение о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Между тем исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Административный истец считает, что самостоятельно не распоряжается специализированным жилым фондом, и предоставить жилье Казатовой А.М. в течение 5 дней не представилось возможным, в связи с чем просил уменьшить размер исполнительского сбора.
В судебном заседании административный истец Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, административные ответчики Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по Республике Алтай, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по Республике Алтай Трашев И.Ю. участия не принимали, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 16 КАС РФ требования решения обязательны для всех и подлежат исполнению.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 04.07.2017 года, вступившим в законную силу 27.09.2017 года, на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить Казатовой А.М. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда на территории муниципального образования «город Горно-Алтайск».
09.10.2017 г. на основании исполнительного листа № от 04.10.2017 года, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай Трашевым И.Ю. возбуждено исполнительное производство №. Должнику предложено в пятидневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В связи с тем, что в течение 5 дней с момента получения должником копии постановления, решение суда исполнено не было, 30.10.2017 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по РА было вынесено постановление о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации установлен в размере 50 000 руб.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П указано, что исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 7).
Основания ответственности за нарушение обязательств установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Последовательность формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а также способы формирования специализированного жилищного фонда предусмотрена Порядком формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 05 августа 2013 года № 212 (далее - Порядок).
Согласно п.3 Порядка Министерство труда и социального развития Республики Алтай до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляет в Министерство регионального развития Республики Алтай информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Министерство регионального развития Республики Алтай на основании информации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, представляет в Министерство финансов Республики Алтай информацию об объемах средств республиканского бюджета Республики Алтай, необходимых для формирования специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год и плановый период (п. 4 Порядка).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что мероприятия по приобретению и (или) строительству многоквартирных домов и (или) жилых домов осуществляются Министерством регионального развития Республики Алтай в пределах средств, утвержденных в республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год на основании технического задания на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот (далее - техническое задание), утвержденного Министерством труда и социального развития Республики Алтай, оформленного в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в указанный список.
Кроме того, приобретение жилых помещений осуществляется Министерством регионального развития Республики Алтай в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, судом установлено, что у Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай не имелось возможности исполнить решение суда в установленный срок в постановлении о возбуждении исполнительного производства
С учетом изложенного, принимая во внимание предпринятые Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай меры для исполнения решения суда, суд приходит к выводу о принятии обязанным лицом необходимых мер по исполнению решения суда.
При таких обстоятельствах суд считает возможным снизить размер исполнительского сбора на ? от 50 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай по исполнительному производству №, на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято 29 ноября 2017 года