Решение по делу № 2а-157/2022 (2а-4437/2021;) от 06.10.2021

КОПИЯ

УИД: 59RS0004-01-2021-006997-05

Дело № 2а-157/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пермь 19 января 2022 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Елоховой А.С.,

с участием представителя Пепеляева В.Л. – Рожневой Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пепеляева ФИО7 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконными решения о приостановлении и об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Пепеляев В.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконными решений Управления Росреестра по Пермскому краю о приостановлении и об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований Пепеляев В.Л. указывает о том, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <Адрес>, <Адрес>». Земельный участок расположен в кадастровом квартале: , имеет площадь 12 676 кв.м, категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства, право собственности на земельный участок возникло ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи.

В Управление Росреестра по Пермскому краю 30.12.2020 им подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество - садовый дом 2020 года постройки, возведенный на данном земельном участке. К заявлению приложен технический план здания, подготовленный кадастровым инженером Лузиной О.А.

Управление Росреестра по Пермскому краю 25.01.2021 уведомило его о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости. Основанием приостановления послужило то, что объект недвижимости возведен на землях сельскохозяйственных угодий - пашни, возведение строений на таких земельных участках допускается после изменения категорий земель в предусмотренном законом порядке.

В адрес апелляционной комиссии Управления Росреестра по Пермскому краю подано заявление о признании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ апелляционная комиссия по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права отклонила его заявления от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <Адрес> подготовлено уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав №

Правилами землепользования и застройки Посёрского сельского поселения <Адрес> определены основные и условно разрешенные виды использования земельных участков для территориальной зоны «Зоны сельскохозяйственного использования» С-1, в границах которой расположен его земельный участок. Одним из условно разрешенных видов использования земельных участков является «ведение садоводства» (код 13.2). Согласно п. 13.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков «ведение садоводства» включает в себя осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома.

На основании изложенного, с учетом изменения предмета заявленных требований Пепеляев В.Л. просит:

- признать незаконными решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ; решение Управления Росреестра по <Адрес> об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ;

- возложить на Управление Росреестра по <Адрес> обязанность по возобновлению государственного кадастрового учета и государственной регистраций прав в отношении объекта недвижимости - садового <Адрес> года постройки по адресу: <Адрес>, <Адрес>

Административный истец о времени и месте судебного заседания уведомлен.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддерживает, указывая на то, что условно-разрешенный вид использования земельного участка разрешает возводить на нем садовый дом, в связи с чем оспариваемые решения регистрирующего органа являются незаконными.

Административный ответчик о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, согласно письменным возражениям на иск Управление Росреестра по <Адрес> просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку земельный участок с кадастровым номером: по адресу: <Адрес>, <Адрес>» с видом разрешенного использования: «для садоводства», категорией земель – «земли сельскохозяйственного назначения», образован из земельного участка с кадастровым номером: , который в свою очередь сформирован путем выдела в счет долей из земельного участка с кадастровым номером: площадью 5127 га, представленного СХП «Обвинское» с видом разрешенного использования – сельскохозяйственные угодья-пашни. В отношении исходного земельного участка в ЕГРН в настоящее время содержатся актуальные сведения о правах на земельные доли. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление Росреестра по <Адрес> с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении здания, расположенного по адресу: <Адрес>, <Адрес>». ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Катышевой М.В. принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ. Согласно поступившему ответу смена категории земельного участка не производилась. До перевода земельного участка из одной категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» основания для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объекта, расположенного на земельном участке отсутствуют. В отношении земельного участка с кадастровым номером: должно было быть установлено разрешенное использование исходного земельного участка «сельскохозяйственное производство». Земельные участки выделялись гражданам из земельного участка с кадастровым номером: на основании свидетельств о праве собственности на землю в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона об обороте с/х земель для ведения личного подсобного хозяйства в счет земельных долей в земельном участке, предоставленном сельхозпредприятию «Обвинское» с разрешенным использованием как полевой земельный участок, используемый исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Вопросы выделения в натуре земельных участков гражданам в счет земельных долей решались на общем собрании владельцев земельных долей в земельном участке сельхозпредприятие «Обвинское». Таким образом, спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственных угодий, строительство на нем не предусмотрено, разрешенное использование которых может быть изменено только после перевода их в другую категорию (л.д. 52-55, 208).

Определением суда от 23.12.2021 в протокольной форме из числа заинтересованных лиц исключена администрация Ильинского сельского поседения, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Ильинского городского округа.

Заинтересованное лицо – администрация Ильинского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без участия ее представителя (л.д. 222). Из содержания письменного отзыва, направленного суду ранее следует, что земельный участок с кадастровым номером расположен на территории сельскохозяйственных угодий. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Посерского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Посерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Думы Ильинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ) указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны С-1, то есть зоны сельскохозяйственного использования. Согласно видам разрешенного использования, установленным для данной зоны, земельный участок не может использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек, в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению (л.д. 42).

Суд, исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, в письменных возражениях, заслушав представителя административного истца, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 5 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ч. 1 ст. 27 указанного Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов административного дела, Пепеляеву В.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 12 676 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для садоводства, с кадастровым номером по адресу: <Адрес>, <Адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, договором купли-продажи земельного участка (л.д. 11-20, 21).

На данном земельном участке административным истцом построен садовый дом.

Пепеляев В.Л. 30.12.2020 обратился в Управление Росреестра по <Адрес> с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на объект недвижимости: садовый дом по адресу: <Адрес>, <Адрес>», приложив технический план здания.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <Адрес> принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что в ходе правовой экспертизы Управлением Росреестра по <Адрес> установлено, что земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: «для садоводства» образован из земельного участка с кадастровым номером: , который в свою очередь сформирован путем выдела в счет долей из земельного участка с кадастровым номером: площадью 5127 га, представленного СХП «Обвинское» с видом разрешенного использования – сельскохозяйственные угодья-пашни. Градостроительный регламент не предусматривает возможность возведения на нем объектов капитального строительства. Учитывая изложенное, до перевода земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» и изменения разрешенного вида использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, основания для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объекта, расположенного на земельном участке, отсутствуют.

Заявителю предложено представить документ, подтверждающий перевод земельных участков из одной категории в другую с установлением вида разрешенного использования (л.д. 22-23).

Пепеляевым В.Л. уведомление Управления Росреестра по Пермскому краю от 25.01.2021 № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав обжаловано в апелляционную комиссию.

Апелляционной комиссией принято решение № 16 от 17.03.2021 об отклонении заявления от 20.02.2021 об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (л.д.24).

15.09.2021 Управлением Росреестра по Пермскому краю принято решение № об отказе в государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением срока приостановления (л.д.57-58).

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

В силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовым земельным участком является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

На основании ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Сводом правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» СП 53.13330.2011, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2020 № 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе – теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей (пункт 6.4). При этом в приложении Б «Термины и определения» к указанному своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом – здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.

Согласно ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

При рассмотрении дела судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером по адресу: <Адрес>, <Адрес>» согласно Правилам землепользования и застройки МО «Посерское сельское поселение», действовавших до ноября 2021 г., утвержденных решением Совета депутатов Посерского сельского поселения Ильинского муниципального района <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Посерского сельского поселения» (в редакции решения Земского Собрания Ильинского муниципального района <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , решения Думы Ильинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ) располагается на сельскохозяйственных угодьях земель сельскохозяйственного назначения, в границах территориальной зоны С-1 «Зоны сельскохозяйственного использования». Согласно данным Правилам землепользования и застройки к основным видам разрешенного использования зоны отнесено «садоводство» (п. 1.5), которое предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур (л.д. 103, 104-оборот). Среди основных видов разрешенного использования земельного участка такой вид как «ведение садоводства» вышеуказанными Правилами землепользования и застройки не предусмотрен, как и другие виды разрешённого использования, которые бы позволяли осуществлять на нем строительство садового дома.

Таким образом, на момент принятия оспариваемых решений ни территориальная зона, ни основные виды разрешенного использования не предусматривали возможность возведения на земельном участке административного истца садового дома.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемых решений у административного ответчика имелись достаточные основания для приостановления, отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости - садового <Адрес> года постройки по адресу: <Адрес>, <Адрес>

Доводы представителя административного истца о том, что данными Правилами землепользования и застройки вид разрешенного использования «ведение садоводство» предусмотрен в условно-разрешенных видах использования, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, что административным истцом в установленном законном порядке получено разрешение, согласие на условно разрешенный вид использования земельного участка – «ведение садоводства», суду не представлено.

Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что Пепеляевым В.Л. подано в администрацию заявление о получении согласия на использование условно-разрешенного вида использования земельного участка, однако указанные действия совершены после принятия регистрирующим органом оспариваемых решений, в связи с чем не могут являться основанием для признания их незаконными.

При этом судом учитывается тот факт, что 26 ноября 2021 г. в Правила землепользования и застройки территории Посерского сельского поселения внесены изменения, которыми основные виды разрешенного использования территориальной зоны С1-сельскохозяйственного использования дополнены видом разрешённого использования: ведение садоводства, в связи с чем восстановление законных прав и интересов административного истца не утрачено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Пепеляева ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконными решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении № от 25 января 2021 г.; об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении № от 15 сентября 2021 года, возложении обязанности отказать в полном объеме.

Решение суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: Манько А.В.

2а-157/2022 (2а-4437/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Пепеляев Василий Леонидович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Другие
Рожнева Екатерина Альбертовна
Администрация Ильинского городского округа
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Манько А.В.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
06.10.2021Регистрация административного искового заявления
06.10.2021Передача материалов судье
08.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2021Судебное заседание
08.11.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее