Дело № 3а-45/2020
УИД 21OS0000-01-2019-000170-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Иванова П.Д.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
с участием представителя административного истца Карымова П.А.,
представителей административных ответчиков: Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В., Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
рассмотрев воткрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Хозторг» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Хозторг» (далее также ООО «Фирма «Хозторг») обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства - здания управления с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:844, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением суда от 16 июня 2020 года произведено процессуальное правопреемство по делу: административный ответчик Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики заменено на правопреемника Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Также на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 апреля 2020 года № 149 произошло переименование административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
В обоснование требований указано, что ООО «Фирма «Хозторг» является собственником объекта недвижимости - здания управления с кадастровым номером 21<данные изъяты>:844, площадью 2306,6 кв.м., назначение: нежилое, расположенного по адресу: <адрес>. По данным Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января 2018 года составляет 49007888,57 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости № КУВИ-001/2019-21574003, выданной 4 сентября 2019 года, в то время как рыночная стоимость объекта недвижимости в соответствии с отчетом ООО «Центр оценки и экспертизы «Автоассистанс» № А-0710/2019 по состоянию на 1 января 2018 года составляет 21234000 руб.
Указывая, что установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость здания, что создает для административного истца бремя чрезмерной фискальной нагрузки, влечет значительное нарушение прав и законных интересов административного истца, ссылаясь на статью 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», положив в основу указанный отчет по определению рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:844, истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 21234000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Карымов П.А. просил удовлетворить административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. в судебном заседании разрешение административных исковых требований ООО «Фирма «Хозторг» оставил на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. в судебном заседании разрешение административных исковых требований ООО «Фирма «Хозторг» оставила на усмотрение суда и полагала возможным установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере ее рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике – Чувашии, ПАО «Сбербанк России» в лице Чувашского отделения № 8613 представили заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Чебоксары, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО «Фирма «Хозторг» является собственником здания управления с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:844, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности за ним зарегистрировано 26 июня 2006 года, номер государственной регистрации права 21-21-01/142/2006-241.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 № 457, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон № 237-ФЗ) были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики, по состоянию на 1 января 2018 года.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:844, утвержденная указанным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, составляет 49007888,57 руб.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
В силу ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст. 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (ст. 378.2 НК РФ).
В соответствии со ст. 18 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории Чувашской Республики.
Статьей 18.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» определены виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Таким образом, поскольку ООО «Фирма «Хозторг» является собственником указанного выше нежилого здания, и размер налога на имущество зависит от кадастровой стоимости, результаты кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем Общество имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
ООО «Фирма «Хозторг» в подтверждение заявленных требований представлен отчет ООО «Центр оценки и экспертизы Автоассистанс» от 17 сентября 2019 года № А-0710/2019, согласно которому рыночная стоимость здания управления общей площадью 2306,6 кв.м., с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:844, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года, то есть на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, составляет 21234000 руб.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 21 января 2020 года по ходатайству административного истца с учетом мнения сторон, не возражавших против назначения судебной экспертизы, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Институт оценки и консалтинга».
Согласно экспертному заключению ООО «Институт оценки и консалтинга» № Э-20-014 от 13 мая 2020 года рыночная стоимость объекта недвижимости – здания управления общей площадью 2306,6 кв.м., с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:844, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 31425955,24 руб.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Из заключения экспертизы, проведенной на основании определения суда, следует, что эксперт Старостин А.В. обладает специальным образованием, имеет диплом на предоставление права на ведение профессиональной деятельности в сфере оценки стоимости предприятия (бизнеса), квалификационный аттестат в области оценочной деятельности и опыт работы, включен в реестр членов Ассоциации саморегулируемой организации оценщиков «Свободный Оценочный Департамент» и имеет право осуществлять оценочную деятельность на территории Российской Федерации, он предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Выводы, изложенные в заключении, мотивированы, соответствуют предмету исследования, оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость объекта недвижимости определена экспертом как среднее по двум подходам: сравнительного и затратного.
В заключении проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости как среднее по двум подходам: сравнительного и затратного, экспертом приведено обоснование методов оценки в рамках указанных подходов. Вполне понятна последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком методов оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов экспертизы. В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Указанное заключение неясностей не содержит, сторонами по делу не оспаривается и оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного заключения не имеется. Учитывая изложенное, суд считает необходимым определить кадастровую стоимость на основании указанного заключения, а не первоначально представленного истцом отчета, к которому представителем административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики представлена рецензия с указанием допущенных нарушений при составлении отчета, при этом необоснованность указанных нарушений административным истцом не оспаривалась.
Согласно положениям Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» массовая оценка недвижимости – это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.
В отличие от работ по массовой оценке, при проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому кадастровая и рыночная стоимости могут не совпадать. С указанным обстоятельством и связано право заинтересованных лиц по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Исходя из изложенного, суд находит административное исковое заявление ООО «Фирма «Хозторг» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной подлежащим удовлетворению и определяет кадастровую стоимость объекта недвижимости в соответствии с результатами экспертизы, проведенной ООО «Институт оценки и консалтинга».
Датой обращения ООО «Фирма «Хозторг» в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является 8 ноября 2019 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания управления с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:844, площадью 2306,6 кв.м., назначение: нежилое, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 31425955 (тридцать один миллион четыреста двадцать пять тысяч девятьсот пятьдесят пять) руб. 24 коп.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Хозторг» в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной считать 8 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья П.Д. Иванов
Мотивированное решение составлено 9 июля 2020 года.