Решение по делу № 33-615/2019 от 14.01.2019

    Дело № 33-615/2019

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г.Тюмень                              18 февраля 2019 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

    председательствующего судьи    Лаврентьева А.А.,

    судей:                    Пуминовой Т.Н., Ситниковой Л.П.,

    при секретаре                 Копановой М.С.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Иванова Николая Викторовича на решение Калининского районного суда г.Тюмени от 22 ноября 2018 года, которым постановлено:

    «В удовлетворении исковых требований Иванова Николая Викторовича к Государственному учреждению – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий (бездействий) незаконными, обязании предоставить путевку - отказать.».

    Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – Веселовой Е.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,

    установила:

    Иванов Н.В. обратился с иском (с учетом уточнения) к Государственному учреждению – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выраженного в не предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 2012 года, возложении обязанности предоставить в течение 30 дней путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год продолжительностью в соответствии с профилем заболевания.

    Требования мотивированы тем, что Иванову Н.В. 24 января 2007 года филиалом №11 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области» выдана справка о признании <.......>. По заключению медико-социальной экспертной комиссии Иванов Н.В. имеет заболевания <.......>. На основании решения суда Иванов Н.В. состоит в очереди на получение санаторно-курортной путевки с 2014 года (на начало 2018 года номер в очереди – 1600). Справкой №070/у-40 Иванову Н.В. рекомендовано санаторно-курортное лечение в летний период на территории Краснодарского края, Черноморского побережья. 01 октября 2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки, однако путевка на санаторно-курортное лечение на территории Краснодарского края не была предоставлена. Бездействие ответчика по предоставлению путевки по заявлению от 2012 года является незаконным. У ответчика возникла обязанность предоставить путевку за 2014 год именно на территории Краснодарского края, поскольку по правилу п.4.3.8 ГОСТ Р 52142-2003, принятого постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 года №326-ст, направление по заключению врачей на санаторно-курортное лечение осуществляется строго по медицинским показаниям, с учётом пожелания клиента. Среди 3 644 закупленных ответчиком путевок, ни одной путевки для лиц, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, не имеется. Указанными действиями (бездействием) ответчика нарушены права истца на получение санаторно-курортной путевки в Краснодарский край, нарушены права на реабилитацию.

    Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

    Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

    Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Иванов Н.В.. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что согласно положениям Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», у Иванова Н.В. возникло право на санаторно-курортное лечение. Суд не принял во внимание нарушение ответчиком положений Административного регламента, поскольку ответчик не отобрал для санаторно-курортного лечения санатории Краснодарского края, нарушил ГОСТ Р 52142-2003. Выданная медицинская справка не может оспариваться ответчиком, не являющимся специализированным медицинским учреждением. Ответчик допустил дискриминацию истца, которому требуется особые условия для реализации своих прав. Кроме того, судом первой инстанции не отражены результаты оценки доказательств, не обоснованы выводы, причинно-следственная связь нарушена.

    На апелляционную жалобу от ответчика Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации поступили возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Как следует из материалов дела, Иванов Н.В. признан <.......> бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2006 №0003807893 Филиала №11 ФГУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России (л.д.9).

    В отношении Иванова Н.В. подготовлена индивидуальная программа реабилитации №52.4.ФБ/2016 от 30 ноября 2016 года, которая не включает в себя нуждаемость в санаторно-курортном лечении (л.д. 15-22).

    По сведениям п.20 справки от 27 августа 2018 года №765 по учётной форме №070/у, предпочтительное для Иванова Н.В. место санаторно-курортного лечения: Краснодарский край, Черноморское побережье (л.д.26).

    01 октября 2018 года Иванов Н.В. обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в летний период в Краснодарском крае и разъяснении причин, по которым путевки в указанный субъект не приобретена (л.д.10).

    По факту обращения в уполномоченный орган, Иванову Н.В. письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от                  03 октября 2018 года сообщено о том, что Иванову Н.В. предлагались путевки на санаторно-курортное лечение (13 июня 2018 года - путевка в ООО «Санаторий «Геолог» с датой заезда в июне и июле 2018 года;                   14 августа 2018 года - путевка в ООО «Санаторий «Геолог» с датой заезда в августе 2018 года; 28 августа 2018 года и 02 октября 2018 года - путевка АУ СОН ТО «Социально оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Красная гвоздика»), при этом истцу разъяснено, что путевки предоставляются гражданам только в те санатории, с которыми заключен контракт, право выбора иного санатория, кроме предложенных, законом не предусмотрено (л.д.12-14).

    Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав и законных интересов Иванова Н.В., отсутствия основания для возложения обязанности предоставить путевку в санаторий в предпочитаемом истцом месте.

    Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими нормам материального права с учётом фактических обстоятельств дела.

    Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

    В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

    В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

    Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).

    В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Представленным в материалы дела списком санаторно-курортных учреждений подтверждается, что ответчиком осуществлена закупка 3644 путевок (л.д.23-25).

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, ссылается на то обстоятельство, что суд при вынесении решения необоснованно не принял во внимание, что медицинская справка, содержащая предпочтительное место лечения, не была оспорена, кроме того, ответчиком нарушены административный регламент и ГОСТ                       Р 52142-2003.

    Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы, так как они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему правовому регулированию по следующим основаниям.

    Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27 марта 2012 года №271н утвержден Административный регламент предоставления ФСС РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

    Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом ФСС РФ заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме №070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п.13 Административного регламента).

    Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами ФСС РФ путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

    Согласно п.3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме №070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года №256, в п. 1.5. которого указано, что срок действия справки для получения путевки составляет 6 месяцев.

    Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года №834н утверждены новые унифицированные формы медицинской документации, используемой в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению, в том числе учетная форма №070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», а также порядок её заполнения. Срок действия справки 12 месяцев.

    Пунктом 3 Порядка заполнения учетной формы №070/у (приложение №12 к приказу Минздрава России от 15 декабря 2014 года №834н) установлены отдельные стандарты заполнения пунктов справки по учётной форме №070/у.

    Пунктом 19 справки по учётной форме №070/у установлено рекомендуемое лечение: амбулаторно или в условиях пребывания в санаторно-курортной организации.

    Тогда как, пунктом 20 справки по учётной форме №070/у установлено предпочтительное место лечения. Требований к заполнению п.20 справки по учётной форме №070/у указанным Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года №834н не установлено.

    Вопреки толкованию справки Ивановым Н.В., п.19 справки по учётной форме №070/у является рекомендацией врача, а п.20 указанной Справки – предпочтением пациента.

    Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением (абзац второй п.1 о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года №101).

    Согласно п.6 указанного Положения, одной из задач Фонда является обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

    Таким образом, в совокупности содержания положений пп. 1, 6 указанного Положения, указанную задачу по санаторно-курортному обслуживанию Фонд осуществляет в рамках вышеуказанного Административного регламента, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27 марта 2012 года №271н.

    Вследствие того, что функциональное назначение Фонда социального страхования Российской Федерации строго предопределено требованиями действующего законодательства, являющегося основой недопустимости реализации властных функций в нарушение установленной процедуры и при умалении прав граждан, Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации разрешено осуществлять свои функции и реализовывать полномочия только в рамках действующего законодательства, подзаконных актов и с учетом разъяснений вышестоящих органов власти и суда.

    Вместе с тем, законом и подзаконными актами не установлена обязанность Фонда социального страхования Российской Федерации предоставлять путевки на санаторно-курортное лечение в определённой местности (субъекте Российской Федерации) в зависимости от предпочтений граждан, указанных в соответствующих справках.

    При этом, п.3.1 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от                      29 декабря 2004 года №328, также предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам только при наличии медицинских показаний (рекомендаций), но не предпочтений.

    Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

    Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

    определила:

    Решение Калининского районного суда г.Тюмени от 22 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова Николая Викторовича – без удовлетворения.

    Председательствующий                    подпись

    Судьи:                                 подписи

    Копия верна.

    Судья

33-615/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Н. В.
Иванов Николай Викторович
Ответчики
ГУ-Тюменской региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Пуминова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
18.02.2019Судебное заседание
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
18.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее