Гражданское дело № 2-87/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2015 г. пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Смирновой С.А., при секретаре судебного заседания Крыцовой Т.В., с участием представителей истца Прокопьева А.П. – Филипповой Т.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, адвоката Павловой А.В., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокопьева А.П. к администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконными действия администрации Ишлейского сельского поселения, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Прокопьев А.П. обратился в суд с иском к администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным действие администрации Ишлейского сельского поселения, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Исковые требования мотивированы тем, что администрация Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики отказала Прокопьеву А.П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях имеющего право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах» в связи с обеспеченностью жилым помещением на одного человека свыше 12 кв.м., что превышает норму для постановки на учет.
Истец считает отказ администрации незаконным, поскольку он является инвалидом Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, в неблагоустроенном доме 1955-2011 годов постройки, в котором отсутствует централизованное отопление, водопровод, горячее водоснабжение, водоотведение (канализация). Истцу, ДД.ММ.ГГГГ исполняется 98 лет. По состоянию здоровья является инвалидом 1 группы, нуждается в проведении реабилитационных мероприятий, передвигается только на кресле-коляске, вынужден пользоваться памперсами и пеленкой. В неблагоустроенном жилом доме затруднено передвижение на коляске, выезд на улицу затруднен из-за высоких порогов дверей.
Более того, жилой дом, в котором проживает истец, является непригодным для проживания, что подтверждается заключением специалиста № № составленного ООО «ЭК «Консультант» ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно вышеуказанному заключению, физический износ жилого дома № составляет 70,5 %; не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, является непригодным для постоянного безопасного проживания граждан, в особенности не пригодным для безопасного проживания граждан, в особенности маломобильных групп населения, являющихся инвалидами и пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками.
Несмотря на указанные обстоятельства, администрация Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики своим актом проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ признала указанный дом пригодным для проживания, но не приспособленным для проживания инвалида-колясочника в связи с тем, что в доме узкие дверные проемы, отсутствуют перила и пандусы, ванная комната и туалет, передвижение по дому невозможно из-за высоких порогов. Преобразовать данный дом в специализированное приспособленное жилое помещение для инвалида-колясочника невозможно. При этом, признав фактическое признание того, что указанный жилой дом не пригоден для проживания, ответчик своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец Прокопьев А.П. просит признать незаконным действия администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики по отказу в постановке Прокопьева А.П. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом «О ветеранах» и возложить на администрацию Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района обязанность по постановке Прокопьева А.П. на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом «О ветеранах» с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Представители истца Прокопьева А.П. - Филиппова Т.Н., Павлова А.В. в судебном заседании поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик - администрация Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, извещённая о времени и месте судебного разбирательства, не направила своего представителя для участия в деле, представив в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
Третье лицо - КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашии, извещённое о времени и месте судебного разбирательства, не направило своего представителя для участия в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года "О ветеранах".
На основании ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" критерием постановки на учет членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
В силу ч. 3, ч. 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право гражданина состоять на данном учете.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Статьей 14 приведенного Федерального закона установлено, что инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
При этом нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий определяется по ряду оснований, исчерпывающий список которых указан в ст. 51 ЖК РФ.
В силу статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Прокопьев А.П. является инвалидом Великой Отечественной Войны, состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>. Собственником указанного дома является сын истца – ФИО4, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №, полученного на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Прокопьевым А.П. и ФИО4 Сведения о том, что Прокопьев А.П. является собственником, либо обладает правом пользования каким-либо иным жилым помещением отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ Прокопьев А.П. обратился в администрацию Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании того, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, а также не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членом семьи собственника жилого помещения.
Стороной истца не оспаривается, что площадь на одного человека в <адрес> превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в данном муниципальном образовании для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, отказ администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях является законным, поскольку мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем или единовременной денежной выплатой на приобретение жилого помещения предоставляется не всем участникам, инвалидам Великой Отечественной войны либо членам их семей, а только нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Ни Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", ни Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривают обеспечение жильем тех граждан соответствующих категорий, которые не нуждаются в улучшении жилищных условий. Критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий, отличные от установленных в жилищном законодательстве, о которых указывалось выше, поименованные правовые акты не устанавливают.
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Как следует из п. 54 указанного Положения для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей.
Совокупностью условий для признания нуждающимися является признание жилого помещения непригодным для постоянного проживания и невозможность ремонта и реконструкции.
Таких необходимых условий судом не установлено.
В материалах дела имеется акт проверки жилищных условий Прокопьева А.П. от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что жилой дом <адрес> пригоден для проживания, но не приспособлен для проживания инвалида колясочника, в связи с тем, что в доме узкие дверные проемы, отсутствуют перила и пандусы, ванная комната и туалет, передвижение по дому невозможно из – за высоких порогов. Преобразовать данный дом в специализированное жилое помещение для инвалида - колясочника невозможно.
Из материалов дела следует, что Прокопьев А.П. обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного человека (27,25 кв.м. площади жилого помещения при наличии учетной нормы в 12 кв.м. площади на каждого члена семьи).
В соответствии с пунктом 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей.
Учитывая, что Прокопьев А.П. не имеет возможности пользоваться жилым помещением, в связи с отсутствием централизованного отопления и водоснабжения, горячего водоснабжения, канализации, пандусов, истец полагает, что занимаемое им жилое помещение непригодно для проживания.
Между тем, Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, предусмотрен определенный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, в том числе и инвалидов, предполагающий проведение межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным требованиям и принятие ею решения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Сведений о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> установленном порядке признавался непригодным для проживания, материалы дела не содержат.
Заключение специалиста ООО Экспертная компания «Консультант» решением межведомственной комиссии не является.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что решение суда соответствующее решение межведомственной комиссии подменить собой не может, доводы на непригодность занимаемого Прокопьевым А.П. жилого помещения для проживания являются необоснованными.
Учитывая изложенное суд считает, что администрация Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обоснованно отказала в постановке Прокопьева А.П. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению исковых требований Прокопьева А.П. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Прокопьева А.П. к администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района о признании незаконным действие администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики по отказу в постановке Прокопьева А.П. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом «О ветеранах» и возложении на администрацию Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обязанности по постановке Прокопьева А.П. на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии с федеральным законом «О ветеранах», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение вынесено 30 января 2015 года.
Председательствующий судья С.А. Смирнова