КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Царев В.М. Дело № 33-3428/2018
А-079г
14 марта 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.
судей Беляковой Н.В., Маркатюк Г.В.
с участием прокурора Жилкина П.А.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Паршуковой Алены Александровны о признании действий не законными, о понуждении к совершению действия
по апелляционной жалобе руководителя УСЗН г.Минусинска - Хаметшиной Н.А.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 15 января 2018 года, которым постановлено:
«Признать решения Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.06.2017 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов, и с 01.01.2018 года по оплате и доставке твердого топлива инвалиду 2 группы Паршуковой Алене Александровне незаконными.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска возобновить предоставление инвалиду 2 группы Паршуковой Алене Александровне меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01.06.2017 г. оплате и доставке твердого топлива с 01.01.2018 года.
В остальной части исковых требований отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минусинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Паршуковой А.А., обратился в суд с требованиями к УСЗН администрации г.Минусинска о признании незаконными решений о приостановлении и последующем прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 % и на оплату и доставку твердого топлива, возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 % с 01.05.2017г. и на оплату и доставку твердого топлива с 01.01.2018 г.
Требования мотивированы тем, что истцу, как инвалиду 2 группы, предоставлялись меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг и на оплату и доставку твердого топлива. В связи с поступившими сведениями о наличии у нее более двух месяцев задолженности по оплате коммунальных услуг и по оплате и доставке твердого топлива в общем размере 9633,65 руб., ответчиком принято решение о приостановлении ей с 01.05.2017г. предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг и предупреждении о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату и доставку твердого топлива с 01.01.2018г., о прекращении с 01.06.2017 года предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, о прекращении с 01.01.2018г. компенсации расходов на оплату и доставку твердого топлива.
Указанные действия прокурор считает неоснованными на нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель УСЗН города Минусинска – Хаметшина Н.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Жилкина П.А., находящего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Паршукова А.А. является инвалидом 2 группы бессрочно.
УСЗН администрации г.Минусинска ей были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором материальный истец зарегистрирована и является собственником 1/5 доли в праве собственности. Также материальному истцу были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов по оплате и доставке твердого топлива.
В связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг за два и более месяца и по оплате и доставке твердого топлива в размере 9633,65 руб., ответчиком были приняты решения о приостановлении Паршуковой А.А. на месяц мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг с 01.05.2017г., предупреждении о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату и доставку твердого топлива с 01.01.2018г. и о прекращении с 01.06.2017 года предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату и доставку твердого топлива с 01.01.2018г.
Не согласившись с позицией ответчика, истец обратилась к Минусинскому межрайонному прокурору, который в ее интересах обратился в суд с иском о признании незаконными вышеуказанных решений ответчика.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Поскольку никаких ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, суд пришел к верному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, об обоснованном приостановлении предоставления Паршуковой А.А. на месяц мер социальной защиты по оплате коммунальных услуг с 01.05.2017 года в связи с наличием у нее задолженности за данные услуги свыше 2-х месяцев, предупреждении ее о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату и доставку твердого топлива с 01.01.2018г., и, соответственно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о признании незаконным решения ответчика о приостановлении истцу с 01.05.2017г. предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
Кроме того, суд, правильно определив, что в связи с тем, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», верно указал, что наличие у Паршуковой А.А. задолженности по оплате коммунальных услуг и по оплате и доставке твердого топлива не может являться основанием для прекращения в предоставлении ей, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, в связи с чем решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Определяя дату, с которой истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, суд, со ссылкой на то, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, верно указал, что возобновление предоставления истцу мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг подлежит с 01.06.2017г., по оплате и доставке твердого топлива - с 01.01.2018г., в связи с чем возложил на ответчика соответствующую обязанность.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы со ссылкой на обоснованность прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, которые не оспорены и являются действующими.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 15 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу руководителя УСЗН г.Минусинска - Хаметшиной Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Баимова И.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Маркатюк Г.В