УИД 69RS0031-01-2022-000077-88
Дело № 2а-59/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Старица 10 марта 2022 г.
Старицкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шалыгина А.А.,
при секретаре судебного заседания Лисичкиной А.В.,
с участием: представителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Озеровой Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести мероприятия по обустройству зон санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных правил,
установил:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области (далее также – администрация Степуринского сельского поселения, администрация), в котором просил обязать администрацию Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области обустроить зоны санитарной охраны артезианских скважин в д. Степурино по ул. Молодежная, в д. Степурино по ул. Заводская, в д. Степурино по ул. Заречная, в д. Сидорово в соответствии с требованиями санитарных правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
В обоснование заявленных требований указано, что при проведении анализа исполнения законодательства в деятельности администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно Уставу, к вопросам местного значения Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В собственности администрации имеется 23 источника водоснабжения (артезианские скважины). Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), определены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Вместе с тем, согласно акту проверки территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Ржеве от 03.06.2021: при обследовании артезианской скважины в д. Степурино по ул. Молодежная установлено, что в нарушение п.п. 3.2.1.1, СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса не спланирована; при обследовании артезианской скважины в д. Степурино по ул. Заводская установлено, что в нарушение п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса не спланирована, отсутствует водоизмерительная аппаратура на скважине; при обследовании артезианской скважины в д. Степурино по ул. Заречная установлено, что в нарушение п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса не спланирована, отсутствует водоизмерительная аппаратура на скважине; при обследовании артезианской скважины в д. Сидорово установлено, что в нарушение п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория 1 пояса ЗСО не спланирована, отсутствует дорожка с твердым покрытием. По данному факту в адрес главы администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области внесено представление от 21.09.2021 № 02-07-2021/230, однако меры к устранению нарушений не приняты.
Прокурор считает, что игнорирование администрацией Степуринского сельского поселения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, нарушает гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права жителей Степуринского сельского поселения, а также других граждан, посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду, создает угрозу здоровью жителей поселения.
В соответствии с определением суда от 11.02.2022, дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора рассмотрено по правилам административного судопроизводства.
В ходе рассмотрения дела Осташковский межрайонный природоохранный прокурор уточнил свои требования, просил признать незаконным бездействие администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области, выразившееся в неисполнении санитарно-эпидемиологических требований к источникам централизованного водоснабжения - артезианским скважинам в д. Степурино по ул. Молодежная, в д. Степурино по ул. Заводская, в д. Степурино по ул. Заречная, в д. Сидорово и обязать администрацию Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области в срок до 1 марта 2023 года провести мероприятия по обустройству зон санитарной охраны в соответствии с требованиями санитарных правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10: проложить дорожку с твердым покрытием и спланировать территорию первого пояса ЗСО артезианской скважины в д. Степурино по ул. Молодежная; проложить дорожку с твердым покрытием, спланировать территорию первого пояса ЗСО, установить водоизмерительную аппаратуру на артезианской скважине в д. Степурино по ул. Заводская; проложить дорожку с твердым покрытием, спланировать территорию первого пояса ЗСО, установить водоизмерительную аппаратуру на артезианской скважине в д. Степурино по ул. Заречная; проложить дорожку с твердым покрытием и спланировать территорию первого пояса ЗСО артезианской скважины в д. Сидорово.
В судебном заседании представитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Озерова Н.Д. исковые требования поддержала с учетом уточнений.
Представитель административного ответчика – администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области в судебное заседание не явился при надлежащем извещении о времени и месте слушания дела. В письменном заявлении глава Степуринского сельского поселения Никонорова О.Н. ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия, указала на отсутствие возражений по иску.
При таких обстоятельствах, поскольку явка представителя административного ответчика в судебное заседание по данному делу не является обязательной, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения дела не имеется, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав представителя прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (также по тексту - КАС РФ) прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.14.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов; первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Согласно пункту 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Согласно пункту 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Согласно пункту 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
Судом установлено и подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности МО «Степуринское сельское поселение Старицкого района Тверской области», что на балансе администрации Степуринского сельского поселения находятся 23 артезианские скважины, от которых осуществляется централизованное водоснабжение населения, в том числе: в д. Степурино по ул. Молодежная, в д. Степурино по ул. Заречная, в д. Степурино по ул. Заводская, в д. Сидорово (л.д. 70-71).
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 г. № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения водоснабжения населения, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения.
В пункте 4 статьи 8 Устава муниципального образования «Степуринское сельское поселение Старицкого района Тверской области», закреплено, что организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно положениям ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, обязанность по выполнению санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, установленных СанПиН 2.1.4.1110-02, в отношении источников водоснабжения (артезианских скважин), находящихся в муниципальной собственности, лежит на органе местного самоуправления, в данном случае – на администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области».
Вместе с тем, из материалов дела следует и подтверждается представленным прокурором актом проверки от 03.06.2021, составленным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Ржеве П.А.Е.., что в нарушение требований пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02: на территории артезианской скважины в д. Степурино по ул. Молодежная отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса ЗСО не спланирована; на территории артезианской скважины в д. Степурино по ул. Заводская отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса ЗСО не спланирована, отсутствует водоизмерительная аппаратура на скважине; на территории артезианской скважины в д. Степурино по ул. Заречная отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса ЗСО не спланирована, отсутствует водоизмерительная аппаратура на скважине; на территории артезианской скважины в д. Сидорово отсутствует дорожка с твердым покрытием, территория 1 пояса ЗСО не спланирована (л.д. 15-20).
По результатам данной проверки Осташковским межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области внесено представление от 21.09.2021 (л.д. 11-13), однако меры к устранению нарушений не приняты, что не оспаривалось административным ответчиком.
Выявленное бездействие административного ответчика нарушает законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу загрязнения источников водоснабжения и, как следствие, нарушает прав и законные интересы неопределенного круга лиц, находящихся на территории муниципального образования, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства и положения приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Предложенный прокурором срок для исполнения ответчиком решения суда - до 1 марта 2023 года суд считает разумным и достаточным.
Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанный срок устранить выявленные нарушения законодательства, административным ответчиком не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести мероприятия по обустройству зон санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных правил, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области, выразившееся в неисполнении санитарно-эпидемиологических требований к источникам централизованного водоснабжения - артезианским скважинам в д. Степурино по ул. Молодежная, в д. Степурино по ул. Заводская, в д. Степурино по ул. Заречная, в д. Сидорово.
Обязать администрацию Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области в срок до 1 марта 2023 года провести мероприятия по обустройству зон санитарной охраны в соответствии с требованиями санитарных правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, а именно:
проложить дорожку с твердым покрытием и спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины в д. Степурино по ул. Молодежная;
проложить дорожку с твердым покрытием, спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны, установить водоизмерительную аппаратуру на артезианской скважине в д. Степурино по ул. Заводская;
проложить дорожку с твердым покрытием, спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны, установить водоизмерительную аппаратуру на артезианской скважине в д. Степурино по ул. Заречная;
проложить дорожку с твердым покрытием и спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины в д. Сидорово.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ указать административному ответчику на необходимость в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения возложенных судом обязанностей, сообщить об исполнении настоящего решения в суд и Осташковскому межрайонному природоохранному прокурору.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме принято 11 марта 2022 г.
Председательствующий
УИД 69RS0031-01-2022-000077-88
Дело № 2а-59/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Старица 10 марта 2022 г.
Старицкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шалыгина А.А.,
при секретаре судебного заседания Лисичкиной А.В.,
с участием: представителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Озеровой Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести мероприятия по обустройству зон санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных правил,
установил:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области (далее также – администрация Степуринского сельского поселения, администрация), в котором просил обязать администрацию Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области обустроить зоны санитарной охраны артезианских скважин в д. Степурино по ул. Молодежная, в д. Степурино по ул. Заводская, в д. Степурино по ул. Заречная, в д. Сидорово в соответствии с требованиями санитарных правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
В обоснование заявленных требований указано, что при проведении анализа исполнения законодательства в деятельности администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно Уставу, к вопросам местного значения Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В собственности администрации имеется 23 источника водоснабжения (артезианские скважины). Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), определены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Вместе с тем, согласно акту проверки территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Ржеве от 03.06.2021: при обследовании артезианской скважины в д. Степурино по ул. Молодежная установлено, что в нарушение п.п. 3.2.1.1, СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса не спланирована; при обследовании артезианской скважины в д. Степурино по ул. Заводская установлено, что в нарушение п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса не спланирована, отсутствует водоизмерительная аппаратура на скважине; при обследовании артезианской скважины в д. Степурино по ул. Заречная установлено, что в нарушение п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса не спланирована, отсутствует водоизмерительная аппаратура на скважине; при обследовании артезианской скважины в д. Сидорово установлено, что в нарушение п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория 1 пояса ЗСО не спланирована, отсутствует дорожка с твердым покрытием. По данному факту в адрес главы администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области внесено представление от 21.09.2021 № 02-07-2021/230, однако меры к устранению нарушений не приняты.
Прокурор считает, что игнорирование администрацией Степуринского сельского поселения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, нарушает гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права жителей Степуринского сельского поселения, а также других граждан, посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду, создает угрозу здоровью жителей поселения.
В соответствии с определением суда от 11.02.2022, дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора рассмотрено по правилам административного судопроизводства.
В ходе рассмотрения дела Осташковский межрайонный природоохранный прокурор уточнил свои требования, просил признать незаконным бездействие администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области, выразившееся в неисполнении санитарно-эпидемиологических требований к источникам централизованного водоснабжения - артезианским скважинам в д. Степурино по ул. Молодежная, в д. Степурино по ул. Заводская, в д. Степурино по ул. Заречная, в д. Сидорово и обязать администрацию Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области в срок до 1 марта 2023 года провести мероприятия по обустройству зон санитарной охраны в соответствии с требованиями санитарных правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10: проложить дорожку с твердым покрытием и спланировать территорию первого пояса ЗСО артезианской скважины в д. Степурино по ул. Молодежная; проложить дорожку с твердым покрытием, спланировать территорию первого пояса ЗСО, установить водоизмерительную аппаратуру на артезианской скважине в д. Степурино по ул. Заводская; проложить дорожку с твердым покрытием, спланировать территорию первого пояса ЗСО, установить водоизмерительную аппаратуру на артезианской скважине в д. Степурино по ул. Заречная; проложить дорожку с твердым покрытием и спланировать территорию первого пояса ЗСО артезианской скважины в д. Сидорово.
В судебном заседании представитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Озерова Н.Д. исковые требования поддержала с учетом уточнений.
Представитель административного ответчика – администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области в судебное заседание не явился при надлежащем извещении о времени и месте слушания дела. В письменном заявлении глава Степуринского сельского поселения Никонорова О.Н. ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия, указала на отсутствие возражений по иску.
При таких обстоятельствах, поскольку явка представителя административного ответчика в судебное заседание по данному делу не является обязательной, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения дела не имеется, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав представителя прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (также по тексту - КАС РФ) прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.14.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов; первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Согласно пункту 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Согласно пункту 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Согласно пункту 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
Судом установлено и подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности МО «Степуринское сельское поселение Старицкого района Тверской области», что на балансе администрации Степуринского сельского поселения находятся 23 артезианские скважины, от которых осуществляется централизованное водоснабжение населения, в том числе: в д. Степурино по ул. Молодежная, в д. Степурино по ул. Заречная, в д. Степурино по ул. Заводская, в д. Сидорово (л.д. 70-71).
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 г. № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения водоснабжения населения, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения.
В пункте 4 статьи 8 Устава муниципального образования «Степуринское сельское поселение Старицкого района Тверской области», закреплено, что организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно положениям ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, обязанность по выполнению санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, установленных СанПиН 2.1.4.1110-02, в отношении источников водоснабжения (артезианских скважин), находящихся в муниципальной собственности, лежит на органе местного самоуправления, в данном случае – на администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области».
Вместе с тем, из материалов дела следует и подтверждается представленным прокурором актом проверки от 03.06.2021, составленным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Ржеве П.А.Е.., что в нарушение требований пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02: на территории артезианской скважины в д. Степурино по ул. Молодежная отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса ЗСО не спланирована; на территории артезианской скважины в д. Степурино по ул. Заводская отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса ЗСО не спланирована, отсутствует водоизмерительная аппаратура на скважине; на территории артезианской скважины в д. Степурино по ул. Заречная отсутствует дорожка с твердым покрытием к сооружению, территория 1 пояса ЗСО не спланирована, отсутствует водоизмерительная аппаратура на скважине; на территории артезианской скважины в д. Сидорово отсутствует дорожка с твердым покрытием, территория 1 пояса ЗСО не спланирована (л.д. 15-20).
По результатам данной проверки Осташковским межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области внесено представление от 21.09.2021 (л.д. 11-13), однако меры к устранению нарушений не приняты, что не оспаривалось административным ответчиком.
Выявленное бездействие административного ответчика нарушает законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу загрязнения источников водоснабжения и, как следствие, нарушает прав и законные интересы неопределенного круга лиц, находящихся на территории муниципального образования, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства и положения приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Предложенный прокурором срок для исполнения ответчиком решения суда - до 1 марта 2023 года суд считает разумным и достаточным.
Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанный срок устранить выявленные нарушения законодательства, административным ответчиком не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести мероприятия по обустройству зон санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных правил, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области, выразившееся в неисполнении санитарно-эпидемиологических требований к источникам централизованного водоснабжения - артезианским скважинам в д. Степурино по ул. Молодежная, в д. Степурино по ул. Заводская, в д. Степурино по ул. Заречная, в д. Сидорово.
Обязать администрацию Степуринского сельского поселения Старицкого района Тверской области в срок до 1 марта 2023 года провести мероприятия по обустройству зон санитарной охраны в соответствии с требованиями санитарных правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, а именно:
проложить дорожку с твердым покрытием и спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины в д. Степурино по ул. Молодежная;
проложить дорожку с твердым покрытием, спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны, установить водоизмерительную аппаратуру на артезианской скважине в д. Степурино по ул. Заводская;
проложить дорожку с твердым покрытием, спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны, установить водоизмерительную аппаратуру на артезианской скважине в д. Степурино по ул. Заречная;
проложить дорожку с твердым покрытием и спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины в д. Сидорово.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ указать административному ответчику на необходимость в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения возложенных судом обязанностей, сообщить об исполнении настоящего решения в суд и Осташковскому межрайонному природоохранному прокурору.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме принято 11 марта 2022 г.
Председательствующий