Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2019 года пос. Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Насыровой Т.А.,
при секретаре Федотовой О.А.
С участием: представителя административного истца Симикиной Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-477/2019 по административному исковому заявлению прокурора Володарского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что прокуратурой района в целях надзорной деятельности за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, об информации, информационных технологиях и о защите информации выявлен Интернет-ресурс, имеющий адрес <данные изъяты>. На указанной веб-странице размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация, пропагандирующая нацистскую атрибутику и символику. На указанной странице размещено изображение, демонстрируется нацистская атрибутика и символика, а также символика и атрибутика, сходная с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения. Информация о собственнике сайта на указанной станице не содержится. Доступ на сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требует, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Размещение на указанной странице изображения нацистской атрибутики и символики, а также символики и атрибутики, сходной с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения, в сознании народов России ассоциируется с фашизмом. Свободный доступ к указанной информации способствует проявлению интереса к теме нацизма, пропаганде идеологии фашизма. В соответствии со ст.6 Федерального закона от 19.05.1995г. №80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли, свободу слова и право на объединение, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13, ч. 1 и ч. 2 ст.29, ст.30). В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от 25.07.2002г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" под экстремистской деятельностью понимается, в том числе, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или сомволики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или сомволики экстремистских организаций. Ссылаясь на ст.12,13 указанного Федерального закона, а так же на ст.ст.9,10,15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» административный истец просит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте: <данные изъяты>.
В судебном заседании ст. помощник прокурора ФИО2 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области (Управление Роскомнадзора по Астраханской области) извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, согласно ходатайству от 02.08.2019г. просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Выслушав доводы явившейся стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на сайте <данные изъяты> в информационно-коммуникационной сети "Интернет" размещено изображение, демонстрирующее нацистскую атрибутику и символику, а также символику и атрибутику, сходную с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения.
Согласно ст. 2 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15 указанного Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст.ст.13, 29 Конституции РФ).
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» данным Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 1 вышеуказанного закона к экстремистской деятельности (экстремизму) относится пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц (ст.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ).
В силу ст. 12, 13 указанного Федерального закона запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 19.05.1995г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 23.10.2014г. N 2480-О, само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Запрет на использование нацистской символики в любой форме, направлен, в том числе, на защиту прав и свобод других лиц.
Обеспечение свободного доступа к фотографии на которой демонстрируется нацистская атрибутика и символика способствует проявлению интереса к теме нацизма и пропаганде идеологии фашизма.
Доводы и требования прокурора Володарского района Астраханской области подтверждаются актом осмотра сайта сети Интернет от 25.06.2019г., к которому приложен скриншот Интернет-страницы: <данные изъяты>.
Оценив доводы административного истца и собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, установив факт нарушения норм действующего законодательства, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, признать информацию, размещенную на указанном сайте в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Володарского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации– удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты>.
Решение является основанием для внесения электронной страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 августа 2019 года.
Судья - Т.А.Насырова