Решение по делу № 2-1199/2021 от 11.08.2021

УИД 36RS0020-01-2021-002162-75

№2-1199/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лиски 30 сентября 2021 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Е.А.,

при секретаре Колычевой О.В.,

с участием истца ЛОЛ,

представителя истца ФИО7,

представителя ответчика по доверенности ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛОЛ к ГУ УПФ РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании отказа в назначении пенсии незаконным и признании права на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ЛОЛ обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании отказа в назначении пенсии незаконным и признании права на досрочное назначение пенсии, указав, что в 2020 году он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

12.03.2020 года ответчиком было принято решение об отказе истцу в досрочном назначении страховой пенсии по причине того, что не выработан требуемый специальный стаж. Из ответа следует, что работа в качестве врача-эндоскописта засчитана истцу в стаж в календарном порядке, однако в силу постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.200 г. данный период должен быть засчитан в льготном порядке как 1 год за 1 год и 6 месяцев. Истец указывает, что с учетом данного периода, исчисленного в льготном порядке, его общий медицинский стаж составлял на момент обращения более 30 лет.

Полагая, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) нарушены его права, истец просит суд признать отказ от 12.03.2020 г. в назначении ему пенсии незаконным, обязать ответчика назначить ему выплату досрочной пенсии, а также просит взыскать с ответчика судебные расходы, понесенные на оплату юридических услуг.

В судебном заседании истец ЛОЛ и его представитель ФИО7 исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, уточнив, что просят обязать ответчика включить в специальный стаж истца периоды его работы в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта в льготном исчислении, которые были засчитаны пенсионным органом в календарном порядке.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности ФИО8 исковые требования не признала, в судебном заседании поддержала представленное письменное возражение по существу исковых требований, просила в иске отказать.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела истца, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. от 01.10.2019, действующей на день возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 30 указанного Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 30 Закона 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Аналогичные положения содержались в п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 01 января 2015 года.

Данное положение закона конкретизируется в постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «"О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Разрешая вопрос о том, имеет ли истец право на досрочное назначение пенсии, суд, принимает во внимание следующие обстоятельства:

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.

Действовавшим в период до 01.11.1999 Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» конкретный перечень отделений, относящихся к отделениям хирургического профиля стационаров, не был приведен.

Действовавшим после этой даты Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» были утверждены «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», приложением к которым являлся «Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев».

В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в разделе 1 указаны оперирующие врачи-специалисты всех наименований отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка, а также операционные медицинские сестры.

В соответствии с п.1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, льготное исчисление стажа предусмотрено операционным медицинским сестрам, включая старших отделений хирургического профиля стационаров. Аналогичное требование к профилю структурного подразделения содержит Список, утвержденный Постановлением от 22.09.1999 №1066 и Список, утвержденный Постановлением от 06.09.1991№ 464.

Установление хирургического профиля подразделения производится в соответствии Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденным приказом Минздрава РФ от 29.01.1999 № 28.

Как следует из материалов дела, 25.02.2020 года истец Лукьянов О.Л. обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно, согласно п. 20 ч. 1 ст.30Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

По результатам рассмотрения заявления территориальным органом пенсионного фонда принято к зачету в специальный стаж истца в бесспорном порядке 26 лет 11 месяцев 29 дней.

Решением комиссии ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) № 200000019142/143758/20 от 12.03.2020 года вназначениидосрочной трудовойпенсииЛОЛ было отказано в связи с отсутствием требуемой не менее 30 лет продолжительности специального стажа работы в учреждениях здравоохранения.

Из указанного решения следует, что ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев не были включены периоды работы с 07.12.1992 г. по 20.02.1995 г., с 26.02.1995 г. по 14.07.1996 г., с 16.08.1996 г. по 01.12.1996 г. – в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта, с 02.12.1996 г. по 30.03.1997 г., с 01.08.1997 г. по 21.02.1999 г., с 11.04.1999 г. по 31.10.1999 г. – в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта на 0,5 ставки и были засчитаны в специальный стаж в календарном исчислении, так как в соответствии с пп. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, льготный порядок исчисления выслуги применяется к периодам работы в должностях и в структурных подразделениях хирургического профиля стационаров, перечисленных в перечне. В Лискинском ЦРБ эндоскопическое отделение как структурное подразделение не выявлено. Должность врача-эндоскопста предусмотрена штатным расписанием только в отделении функциональной диагностики. Факт принятия участия в операциях не подтвержден.

После вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 04.03.2021 г. № 322 в специальный стаж истца были засчитаны также курсы повышения квалификации, и по состоянию на 25.02.2020 г. специальный стаж у ЛОЛ составил 28 лет 04 месяца 12 дней, что также является недостаточным для назначения страховой пенсии.

Судом установлено, на основании записей в трудовой книжке, представленных в материалы дела доказательств, что истец в спорные периоды с 07.12.1992 г. по 20.02.1995 г., с 26.02.1995 г. по 14.07.1996 г., с 16.08.1996 г. по 01.12.1996 г. – работал в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта, с 02.12.1996 г. по 30.03.1997 г., с 01.08.1997 г. по 21.02.1999 г., с 11.04.1999 г. по 31.10.1999 г. – работал в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта на 0,5 ставки.

Согласно акту документальной проверки № 1 от 10.01.2020 г. по документам наблюдательного дела видно, что должность «врач-эндоскопист» Лискинского ТМО предусмотрена только в структурном подразделении – отделение функциональной диагностики.

В соответствии со штатными расписаниями, представленными работодателем в рамках документальной проверки достоверности первичных документов застрахованного лица, проводимой специалистами ГУ-УПФ РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное), по результатам которой составлен акт № 2 от 21.01.2020 г., в составе МУЗ Лискинского ТМО предусмотрены следующие структурные подразделения и должности: 01.01.1996 г. – отделение функциональной диагностики – врач-эндоскопист – 2,5; 01.01.1997 г. – отделение функциональной диагностики: заведующий кабинетом МРТ – врач-эндоскопист -1,0 («эндоскопист» зачеркнуто, исправлено на «рентгенолог»), врач-эндоскопист – 2,5. В лицевых счетах с 1996-2001 гг. ЛОЛ значится как врач-эндоскопист в структурном подразделении – корпус № 2. В книгах приказов по личному составу выявлено, что согласно приказу № 164-п от 01.12.1996 г. во 2-м корпусе ЦРБ открыт кабинет магнитно-резонансной компьютерной томографии. Приказом № 120-л от 02.12.1996 г. Лукьянов О.Л. переведен зав. кабинетом МРТ с 02.12.1996 г. и ему разрешено совместительство на 0,5 ставки врача по эндоскопической диагностике и эндоскопии лечебной.

В силу "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В п. 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781) поименованы оперирующие врачи-специалисты всех наименований отделений хирургического профиля стационаров учреждений.

Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим доказыванию, относятся занятость врача в операциях, работа в отделении хирургического профиля, соответствие наименования отделения, а также работа в стационаре.

Согласно ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

Как видно из материалов дела, каких-либо доказательств того, что в периоды работы с 07.12.1992 г. по 31.10.1999 г. в должности врача-эндоскописта в отделении функциональной диагностики БУЗ ВО «Лискинская РБ» ЛОЛ являлся оперирующим врачом, истцом не представлено.

Кроме того, отделение функциональной диагностики не содержится в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

В обоснование своих требований истец ссылается на тождественность его работы в качестве врача-эндоскописта в отделении функциональной диагностики работе врача-хирурга эндоскописта в стационаре больницы.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных в реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Однако представленные в материалы дела медицинские карты стационарных больных, содержащие заключения врача ЛОЛ по результатам проведения гастродуоденскопии в спорный период с рекомендациями лечения и направления пациентов в том числе для дальнейшего лечения в хирургическое отделение, не могут свидетельствовать о выполнении истцом работы хирургического профиля и его занятости в операциях в стационаре, поскольку надлежащих доказательств в подтверждение этому, в том числе журналов учета операций, суду представлено не было.

Более того, как следует из акта документальной проверки № 2 от 21.01.2020 г., ЛОЛ работал врачом по эндоскопической диагностике и эндоскопии лечебной, без указания хирургического характера данной работы, занимая с 02.12.1996 г. 0,5 ставки по совместительству с зав. кабинетом МРТ.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы, предусмотренной Списками, занимаемой не менее 80% рабочего времени.

На основании изложенного, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев периодов работы с с 07.12.1992 г. по 20.02.1995 г., с 26.02.1995 г. по 14.07.1996 г., с 16.08.1996 г. по 01.12.1996 г. – в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта, с 02.12.1996 г. по 30.03.1997 г., с 01.08.1997 г. по 21.02.1999 г., с 11.04.1999 г. по 31.10.1999 г. – в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта на 0,5 ставки. Таким образом, решение ГУ УПФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) №200000019142/143758/20 от 12.03.2020 г. об отказе ЛОЛ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является законным, так как на момент обращения в ГУ УПФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) необходимый 30-летний стаж лечебной деятельности у истца отсутствовал.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ЛОЛ к ГУ УПФ РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании отказа в назначении пенсии незаконным и признании права на досрочное назначение пенсии – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Воронежский областной суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.10.2021 г.

УИД 36RS0020-01-2021-002162-75

№2-1199/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лиски 30 сентября 2021 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Е.А.,

при секретаре Колычевой О.В.,

с участием истца ЛОЛ,

представителя истца ФИО7,

представителя ответчика по доверенности ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛОЛ к ГУ УПФ РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании отказа в назначении пенсии незаконным и признании права на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ЛОЛ обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании отказа в назначении пенсии незаконным и признании права на досрочное назначение пенсии, указав, что в 2020 году он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

12.03.2020 года ответчиком было принято решение об отказе истцу в досрочном назначении страховой пенсии по причине того, что не выработан требуемый специальный стаж. Из ответа следует, что работа в качестве врача-эндоскописта засчитана истцу в стаж в календарном порядке, однако в силу постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.200 г. данный период должен быть засчитан в льготном порядке как 1 год за 1 год и 6 месяцев. Истец указывает, что с учетом данного периода, исчисленного в льготном порядке, его общий медицинский стаж составлял на момент обращения более 30 лет.

Полагая, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) нарушены его права, истец просит суд признать отказ от 12.03.2020 г. в назначении ему пенсии незаконным, обязать ответчика назначить ему выплату досрочной пенсии, а также просит взыскать с ответчика судебные расходы, понесенные на оплату юридических услуг.

В судебном заседании истец ЛОЛ и его представитель ФИО7 исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, уточнив, что просят обязать ответчика включить в специальный стаж истца периоды его работы в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта в льготном исчислении, которые были засчитаны пенсионным органом в календарном порядке.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности ФИО8 исковые требования не признала, в судебном заседании поддержала представленное письменное возражение по существу исковых требований, просила в иске отказать.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела истца, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. от 01.10.2019, действующей на день возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 30 указанного Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 30 Закона 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Аналогичные положения содержались в п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 01 января 2015 года.

Данное положение закона конкретизируется в постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «"О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Разрешая вопрос о том, имеет ли истец право на досрочное назначение пенсии, суд, принимает во внимание следующие обстоятельства:

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.

Действовавшим в период до 01.11.1999 Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» конкретный перечень отделений, относящихся к отделениям хирургического профиля стационаров, не был приведен.

Действовавшим после этой даты Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» были утверждены «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», приложением к которым являлся «Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев».

В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в разделе 1 указаны оперирующие врачи-специалисты всех наименований отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка, а также операционные медицинские сестры.

В соответствии с п.1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, льготное исчисление стажа предусмотрено операционным медицинским сестрам, включая старших отделений хирургического профиля стационаров. Аналогичное требование к профилю структурного подразделения содержит Список, утвержденный Постановлением от 22.09.1999 №1066 и Список, утвержденный Постановлением от 06.09.1991№ 464.

Установление хирургического профиля подразделения производится в соответствии Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденным приказом Минздрава РФ от 29.01.1999 № 28.

Как следует из материалов дела, 25.02.2020 года истец Лукьянов О.Л. обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно, согласно п. 20 ч. 1 ст.30Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

По результатам рассмотрения заявления территориальным органом пенсионного фонда принято к зачету в специальный стаж истца в бесспорном порядке 26 лет 11 месяцев 29 дней.

Решением комиссии ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) № 200000019142/143758/20 от 12.03.2020 года вназначениидосрочной трудовойпенсииЛОЛ было отказано в связи с отсутствием требуемой не менее 30 лет продолжительности специального стажа работы в учреждениях здравоохранения.

Из указанного решения следует, что ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев не были включены периоды работы с 07.12.1992 г. по 20.02.1995 г., с 26.02.1995 г. по 14.07.1996 г., с 16.08.1996 г. по 01.12.1996 г. – в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта, с 02.12.1996 г. по 30.03.1997 г., с 01.08.1997 г. по 21.02.1999 г., с 11.04.1999 г. по 31.10.1999 г. – в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта на 0,5 ставки и были засчитаны в специальный стаж в календарном исчислении, так как в соответствии с пп. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, льготный порядок исчисления выслуги применяется к периодам работы в должностях и в структурных подразделениях хирургического профиля стационаров, перечисленных в перечне. В Лискинском ЦРБ эндоскопическое отделение как структурное подразделение не выявлено. Должность врача-эндоскопста предусмотрена штатным расписанием только в отделении функциональной диагностики. Факт принятия участия в операциях не подтвержден.

После вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 04.03.2021 г. № 322 в специальный стаж истца были засчитаны также курсы повышения квалификации, и по состоянию на 25.02.2020 г. специальный стаж у ЛОЛ составил 28 лет 04 месяца 12 дней, что также является недостаточным для назначения страховой пенсии.

Судом установлено, на основании записей в трудовой книжке, представленных в материалы дела доказательств, что истец в спорные периоды с 07.12.1992 г. по 20.02.1995 г., с 26.02.1995 г. по 14.07.1996 г., с 16.08.1996 г. по 01.12.1996 г. – работал в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта, с 02.12.1996 г. по 30.03.1997 г., с 01.08.1997 г. по 21.02.1999 г., с 11.04.1999 г. по 31.10.1999 г. – работал в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта на 0,5 ставки.

Согласно акту документальной проверки № 1 от 10.01.2020 г. по документам наблюдательного дела видно, что должность «врач-эндоскопист» Лискинского ТМО предусмотрена только в структурном подразделении – отделение функциональной диагностики.

В соответствии со штатными расписаниями, представленными работодателем в рамках документальной проверки достоверности первичных документов застрахованного лица, проводимой специалистами ГУ-УПФ РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное), по результатам которой составлен акт № 2 от 21.01.2020 г., в составе МУЗ Лискинского ТМО предусмотрены следующие структурные подразделения и должности: 01.01.1996 г. – отделение функциональной диагностики – врач-эндоскопист – 2,5; 01.01.1997 г. – отделение функциональной диагностики: заведующий кабинетом МРТ – врач-эндоскопист -1,0 («эндоскопист» зачеркнуто, исправлено на «рентгенолог»), врач-эндоскопист – 2,5. В лицевых счетах с 1996-2001 гг. ЛОЛ значится как врач-эндоскопист в структурном подразделении – корпус № 2. В книгах приказов по личному составу выявлено, что согласно приказу № 164-п от 01.12.1996 г. во 2-м корпусе ЦРБ открыт кабинет магнитно-резонансной компьютерной томографии. Приказом № 120-л от 02.12.1996 г. Лукьянов О.Л. переведен зав. кабинетом МРТ с 02.12.1996 г. и ему разрешено совместительство на 0,5 ставки врача по эндоскопической диагностике и эндоскопии лечебной.

В силу "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В п. 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781) поименованы оперирующие врачи-специалисты всех наименований отделений хирургического профиля стационаров учреждений.

Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим доказыванию, относятся занятость врача в операциях, работа в отделении хирургического профиля, соответствие наименования отделения, а также работа в стационаре.

Согласно ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

Как видно из материалов дела, каких-либо доказательств того, что в периоды работы с 07.12.1992 г. по 31.10.1999 г. в должности врача-эндоскописта в отделении функциональной диагностики БУЗ ВО «Лискинская РБ» ЛОЛ являлся оперирующим врачом, истцом не представлено.

Кроме того, отделение функциональной диагностики не содержится в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

В обоснование своих требований истец ссылается на тождественность его работы в качестве врача-эндоскописта в отделении функциональной диагностики работе врача-хирурга эндоскописта в стационаре больницы.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных в реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Однако представленные в материалы дела медицинские карты стационарных больных, содержащие заключения врача ЛОЛ по результатам проведения гастродуоденскопии в спорный период с рекомендациями лечения и направления пациентов в том числе для дальнейшего лечения в хирургическое отделение, не могут свидетельствовать о выполнении истцом работы хирургического профиля и его занятости в операциях в стационаре, поскольку надлежащих доказательств в подтверждение этому, в том числе журналов учета операций, суду представлено не было.

Более того, как следует из акта документальной проверки № 2 от 21.01.2020 г., ЛОЛ работал врачом по эндоскопической диагностике и эндоскопии лечебной, без указания хирургического характера данной работы, занимая с 02.12.1996 г. 0,5 ставки по совместительству с зав. кабинетом МРТ.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы, предусмотренной Списками, занимаемой не менее 80% рабочего времени.

На основании изложенного, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев периодов работы с с 07.12.1992 г. по 20.02.1995 г., с 26.02.1995 г. по 14.07.1996 г., с 16.08.1996 г. по 01.12.1996 г. – в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта, с 02.12.1996 г. по 30.03.1997 г., с 01.08.1997 г. по 21.02.1999 г., с 11.04.1999 г. по 31.10.1999 г. – в отделении функциональной диагностики в должности врача-эндоскописта на 0,5 ставки. Таким образом, решение ГУ УПФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) №200000019142/143758/20 от 12.03.2020 г. об отказе ЛОЛ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является законным, так как на момент обращения в ГУ УПФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) необходимый 30-летний стаж лечебной деятельности у истца отсутствовал.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ЛОЛ к ГУ УПФ РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании отказа в назначении пенсии незаконным и признании права на досрочное назначение пенсии – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Воронежский областной суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.10.2021 г.

1версия для печати

2-1199/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лукьянов Олег Леонидович
Ответчики
ГУ УПФР в Лискинском районе Воронежской области
Суд
Лискинский районный суд Воронежской области
Судья
Сергеева Екатерина Александровна
Дело на странице суда
liskinsky.vrn.sudrf.ru
11.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2021Передача материалов судье
13.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Судебное заседание
30.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее