Решение по делу № 2-3126/2022 от 18.03.2022

14RS0035-01-2022-005134-48

Дело № 2-3126/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 12 мая 2022 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Луковцева А.А., при секретаре Тарабукиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора г.Якутска в интересах Бабцева ФИО6 к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения,

установил:

Заместитель прокурора г.Якутска в интересах Бабцева Ю.К. обратился в суд с иском к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения, указывая, что Бабцев Ю.К. страдает тяжелой формой хронического заболевания, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении. Ответчик отказал в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В судебном заседании представитель прокуратуры г.Якутска Малюта Е.И. исковые требования поддержала, просила обязать ОА г.Якутска предоставить Бабцеву Ю.К. изолированное жилое помещение по договору социального найма на территории ГО «город Якутск», общей площадью не менее 12 кв.м. и не более 24 кв.м. вне очереди.

Представитель Окружной администрации Мучина С.А. в суде иск не признала и пояснила, что за истцом признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Просила в иске отказать.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела усматривается, что Бабцеву Ю.К. установлен диагноз ___ (МКБ-10: А15.0), включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, что подтверждается выпиской из протокола заседания общественно-жилищной комиссии ГО «город Якутск» от 08.02.2022 года.

Согласно выписке из постановления ВК ГБУ РС(Я) НПЦ «Фтизиатрия» от 14.12.2021 г., в соответствии с приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" пациент нуждается в дополнительной жилой площади.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма направлена на защиту интересов граждан, проживающих с больным, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, в одной квартире.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса перечне.

Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.

К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится истец.

Таким образом, истец вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека(но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных вышеуказанным Перечнем.

Согласно Постановлению ГСД г. Якутска № 36-17 от 16 сентября 2005 года норма предоставления площади по договору социального найма жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне.

Следовательно, истцу может быть предоставлено жилое помещение общей площадью не ниже 12 кв.м. и не более 24 кв. м.

Доводы представителя ОА о том, что орган местного самоуправления не имеет полномочий по предоставлению жилого помещения инвалидам, не состоятельны.

Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с ЖК РФ. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ). Истец является не только инвалидом, но и малоимущим гражданином, состоящим на учете нуждающихся и имеющим право на внеочередное предоставление жилья, как гражданин, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне (п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ). Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16);для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П).

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"). В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда (Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1563-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд,

решил:

Обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить Бабцеву ФИО7 изолированное жилое помещение по договору социального найма на территории ГО «город Якутск», общей площадью не менее 12 кв.м. и не более 24 кв.м. вне очереди.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:     п/п              А.А.Луковцев

2-3126/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Бабцев Юрий Кириллович
Прокуратура г. Якутска
Ответчики
ОА г. Якутска
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Луковцев Анатолий Афанасьевич
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
18.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2022Передача материалов судье
22.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2022Подготовка дела (собеседование)
11.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
17.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее