Дело № 2 - 14/2019
УИД 42RS0040-01-2018-000922-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кемерово «15» января 2019 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Филипповой Н.Н.,
при секретаре Стёпиной М.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «МРСК Сибири» к Коновалову Евгению Александровичу о расторжении договора технологического присоединения,
установил:
ПАО «МРСК Сибири» обратилось в суд с иском к Коновалову Е.А. о расторжении договора технологического присоединения.
Требования мотивированы тем, что 08.07.2016 между ПАО «МРСК Сибири» и Коноваловым Е.А. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №, в целях технологического присоединения электроустановки для электроснабжения жилого дома, расположенного по <адрес>, земельный участок с кадастровым №
Согласно п. 10 технических условий (приложение №1 к договору), на истца возложена обязанность по проектированию и постройке ТП-10/0,4 кВ, ЛЭП-10 кВ, ЛЭП-0,4 кВ.
Для исполнения своих обязанностей по договору истец разработал проектную документацию, а также обратился к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области с предложением согласовать прохождение трассы линии электропередач.
Однако Департамент отказал в согласовании размещения объектов электросетевого хозяйства по причине нахождения испрашиваемых земельных участков в лесопарковых зонах.
В настоящее время осуществить технологическое присоединение по договору невозможно, о чем ответчику сообщалось, а также предлагалось подписать соглашение о расторжении договора.
Однако, ответ либо подписанное соглашение от ответчика не поступали.
Таким образом, считает, что после заключения договора присоединения у истца возникли непредвиденные обстоятельства, которые имеют неустранимый характер и делают дальнейшее исполнение договора невозможным, то есть документально подтверждена невозможность осуществления присоединения к электрической сети объектов ответчика на условиях договора по не зависящим от истца причинам.
Письмо истца в адрес ответчика о расторжении договора во внесудебном порядке оставлено без ответа.
Считает, что отсутствие согласия владельца земельного участка, по которому истец имеет технологическую возможность прокладки трассы линии электропередач, и не являющегося стороной спорного договора, может быть признано существенным обстоятельством по смыслу ст. 451 ГК РФ, для расторжения договора на основании решения суда.
На основании изложенного, просит расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от 08.07.2016, заключенный с Коноваловым Е.А.
Представитель истца Вытнова О.А., действующая на основании доверенности от 28.12.2018, в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, на требованиях настаивала.
Суду пояснила, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от 08.07.2016, заключенный с Коноваловым Е.А. подлежит расторжению, поскольку техническая возможность осуществления технологического присоединения к электрическим сетям электроустановок ответчика Коновалова Е.А. для электроснабжения его жилого дома отсутствует. Присоединение к электрическим сетям жилого дома ответчика возможно только через земельный участок, расположенный в лесопарковой зоне. Однако Департамент лесного комплекса Кемеровской области отказался согласовать прохождение трассы линии электропередач по данному участку.
Ответчик Коновалов Е.А. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживавшие и т.п.).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, а также существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Также, указанными Правилами распределена обязанность по исполнению мероприятий осуществления технологического присоединения.
Судом установлено, что ПАО «МРСК Сибири» является собственником ВЛ-10 кВ от ПС 35/10 кВ Силинская Ф-10-3-Е с ТП и ВЛ-0,4 кВ, назначение: нежилое, инв.№, протяженностью 32, 64 кв.м., адрес объекта: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права собственности.
08.07.2016 между ПАО «МРСК Сибири» и Коноваловым Е.А. заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор), по условиям которого, сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя Коновалова Е.А., в том числе, по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт; категория надежности - третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,40 кВ; максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств отсутствует.
При этом, сетевая организация обязалась надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе, по выполнению возложенных на нее мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях (п. 6 Договора).
Заявитель Коновалов Е.А. в свою очередь обязался надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе, по выполнению возложенных на него мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях; после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий; принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией; после осуществления сетевой организацией фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактического приема (подачи) напряжения и мощности подписать акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения либо представить мотивированный отказ от подписания в течение 2(двух) рабочих дней со дня получения указанных актов от сетевой организации; надлежащим образом исполнять обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение; уведомить сетевую организацию о направлении заявок в иные сетевые организации при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование 2 и более источников электроснабжения (п. 8 Договора).
Согласно п.п. 2, 3 раздела I Договора, технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта – жилого дома, расположенного по <адрес>, кадастровый номер земельного участка №.
Точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя, на котором расположены присоединяемые объекты.
В силу п.п. 4, 5 Договора, технические условия являются неотъемлемой частью договора и приведены в приложении. Срок действия технических условий составляет 5 лет со дня заключения договора. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Техническими условиями определено наименование энергопринимающих устройств заявителя, их характеристики, точка присоединения и источник питания.
Согласно п.п. 10, 11 технических условий, для присоединения к электрическим сетям, сетевая организация обязалась осуществить следующие мероприятия:
- запроектировать и построить трансформатора ТП-10/0,4 кВ;
- от ВЛ-10 кВ Ф 10-3-Е _ПС Силинская до проектируемой ТП-10/0,4 кВ запроектировать и построить ЛЭП-10 кВ;
- от проектируемой ТП-10/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя запроектировать и построить ЛЭП-0,4 кВ;
- определить проектом необходимость установки укоса на отпаечной опоре ВЛ-10 кВ. Ф 10-3-Е_ПС Силинская;
- перед проектируемой ТП-10/0,4 кВ установить линейный разделитель (л.д. 11-12).
Согласно ответу Департамента Лесного комплекса Кемеровской области на обращение ПАО «МРСК Сибири» «О согласовании планы трассы», испрашиваемый земельный участок, на котором предполагалось проектирование воздушной линии ВЛ-0,4 кВ протяженностью 127,2 м., линии ВЛ-10 кВ протяженностью 305 м. и установка КТП 10/0,4 кВ 25 кВА, согласно материалов лесоустройства 2002 г., находится на землях лесного фонда Кемеровского лесничества Елыкаевского участкового лесничества урочища Елыкаевское квартал 28, выдел 1, квартал 27, выдел 6,5.
По материалам лесоустройства 2002 г. и Лесохозяйственному регламенту 2013 г., целевое назначение лесов – защитные леса, категория защитности: лесопарковые зоны. Лесохозяйственным Регламентом Кемеровского лесничества в лесопарковых зонах размещение объектов капитального строительства запрещено. Согласование трассы ВЛ-10кВ, ВЛ-0,4 кВ и монтаж КТП 10/0,4 кВ 25кВА на землях лесного фонд не представляется возможным (л.д. 13).
Судом также установлено, что технической возможности осуществления технологического присоединения электроустановок Коновалова Е.А. для электроснабжения жилого дома, расположенного по <адрес>, находящегося на земельном участке с кадастровым №, от электрических сетей ПАО «МРСК Сибири» (ф.10-З-Е ПС 35/10кВ «Силинская») не имеется, поскольку возводимая по договору ТП-10/0,4 Кв, ВЛ-10кВ, ВЛ-0,4 кВ, будет проходить по землям лесного фонда, отнесённым к защитным лесам (лесопарковой зоне), в которых, на основании ст. 105 ЛК РФ запрещается размещение объектов капитального строительства.
Указанные обстоятельства никем не оспаривались, подтверждаются экспертным заключением № 908/18 от 05.12.2018, выполненным Сибирским межрегиональным центром «Судебных экспертиз», данным в рамках проведённой судебной экспертизы.
Данное заключение отвечает требованиям, содержащимся в ст. 8 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которой, эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, а заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Кроме этого эксперт, проводивший данное экспертное исследование, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В силу ч.ч.1,2 ст. 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут.
Суд признаёт, что отсутствие технической возможности осуществления технологического присоединения электроустановок Коновалова Е.А. для электроснабжения его жилого дома, о которой стало известно истцу после заключения договора, является изменением обстоятельств настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
При таком положении, суд признаёт, что имеются основания для расторжения договора в рамках ст. 451 ГК РФ, в связи с существенным изменением обстоятельств.
В соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ, требование о расторжении договора, может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор, либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении, или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Судом установлено, что 21.04.2018, в адрес ответчика было направлено предложение (соглашение) о расторжении Договора (л.д. 15-16).
В п.2 названного соглашения было указано на то, что Договор считается расторгнутым после подписания указанного соглашения.
Учитывая, что до настоящего времени истец не получил от ответчика подписанное им соглашение о расторжении Договора, принимая во внимание, что срок ответа в названном соглашении не устанавливался, а 30-ти дневный срок, установленный п.2 ст. 452 ГК РФ, истек, суд признаёт, что имеются основания для расторжения Договора.
В силу изложенного, исковые требования о расторжении договора технологического присоединения к электрическим сетям № от 08.07.2016, заключенного между ПАО «МРСК Сибири» и Коноваловым Евгением Александровичем, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 98, 88 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом при подаче искового заявления была оплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб., что подтверждается платежным поручением № 5656 от 19.04.2018 (л.д. 3), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Расторгнуть договор технологического присоединения к электрическим сетям № от 08.07.2016, заключенный между ПАО «МРСК Сибири» и Коноваловым Евгением Александровичем.
Взыскать с Коновалова Евгения Александровича в пользу ПАО «МРСК Сибири» в возврат госпошлины – 6 000 руб. (Шесть тысяч рублей).
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2019
Председательствующий: