Дело № 2-46/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2022 года <адрес>
Конышевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Филипцева Н.В.,
с участием истца Сизовой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Клюевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сизовой ФИО1 к Администрации Конышевского района Курской области о признании решения об отказе в назначении пенсии по выслуге лет как лицу, замещавшему муниципальные должности, незаконным и возложении обязанности назначить ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Сизова Н.Н. обратилась с иском в суд (с учетом уточнений) к Администрации Конышевского района Курской области о признании решения об отказе в назначении пенсии по выслуге лет как лицу, замещавшему муниципальные должности, незаконным и понуждении назначить пенсию по выслуге лет с <дата> в соответствии с требованиями ст. 8 Закона Курской области от 13.06.2007 № 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области». В обосновании требований указано, что имеет стаж муниципальной службы, дающей ей право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, которую получает с <дата>. В декабре 2021 г обратилась к Главе Конышевского района Курской области с заявлением по вопросу назначения пенсии по выслуге лет к трудовой пенсии по старости, приложив соответствующие документы. Согласно письма от 30.12.2021 года № 3158, ей было отказано в назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, так как запись в ее трудовой книжке № от <дата>, не совпадает с записью в приказе № от <дата> «Об увольнении Сизовой Н.Н.».
В судебном заседании истец Сизова Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме и, уточнив основания иска, пояснила, что ее общий стаж муниципальной службы составляет более 22 лет. С 12.07.2011 года по собственному желанию уволилась с должности ведущего специалиста-эксперта отдела социальной защиты населения Администрации Конышевского района Курской области. На день увольнения, имела право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, но с соответствующим заявлением до <дата> в Администрацию Конышевского района Курской области не обращалась.
Представитель ответчика Администрации Конышевского района Курской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, извещена надлежащим образом. В направленном ранее заявлении (от <дата>) указала, что у Сизовой Н.Н. имеются основания для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, как лицу, замещавшего муниципальные должности, и просила рассмотреть дело без своего участия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – отдела социальной защиты населения Администрации Конышевского района Курской области в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще. Согласно представленного в суд заявления, просила рассмотреть дело без своего участия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ГУ –ОПФР по Курской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежаще. Согласно представленного в суд заявления, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Суд, с учетом мнения участника процесса, в силу ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии вышеуказанного лица.
Суд, выслушав объяснение истца, всесторонне, полно, объективно исследовав и оценив материалы этого гражданского дела, считает исковые требования Сизовой Н.Н. к Администрации Конышевского района Курской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж"пп. "ж", "з", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о муниципальной службе) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Федерального закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Федерального закона о муниципальной службе) обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что <дата> истец Сизова Н.Н. была освобождена от занимаемой должности ведущего специалиста-эксперта отдела социальной защиты населения Администрации Конышевского района Курской области по собственному желанию (п.3 ст. 77 Трудового кодекса РФ). Имеет стаж муниципальной службы, принимаемый для исчисления размера пенсии за выслугу лет- 22 года 1 мес. 28 дней. Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки на имя Сизовой Н.Н. (л.д. №), справкой заместителя главы Администрации Конышевского района Курской области (л.д. №).
По указанным выше основаниям к спорным правоотношениям необходимо применять Закон Курской области от 13.06.2007 N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области" (в редакции от 25.02.2011 г.).
В силу ч. 1 статьи 8 Закона Курской области от 13.06.2007 N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области" в сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Курской области.
Определение размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным настоящим Законом соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Курской области. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Курской области по соответствующей должности государственной гражданской службы Курской области (часть 2).
Лица, замещавшие должности муниципальный службы, имеют право на получение пенсии за выслугу лет, которая назначается в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и настоящим Законом (часть 3).
Муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям (часть 4):
1) ликвидация органов местного самоуправления, а также по сокращению штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления и их аппаратах;
2) увольнение с должностей, утверждаемых в установленном муниципальными правовыми актами порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, предусмотренные уставами муниципальных образований, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
3) достижение предельного возраста, установленного законодательством Российской Федерации для замещения должности муниципальной службы;
4) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующее продолжению муниципальной службы;
5) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.
Граждане, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 5 части 4 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением (часть 5).
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней (часть 6).
Пенсия за выслугу лет устанавливается по заявлению лица, претендующего на нее, решением главы местной администрации и назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее (части 11, 13).
Из сообщения ГУ – ОПФР по Курской области от <дата> №, справки МИЦ ПФР от <дата> №, Сизова Н.Н. является получателем страховой пенсии по старости с <дата> и бессрочно, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. №).
Согласно Порядка обращения за пенсией за выслугу лет муниципальными служащими в Администрации Конышевского района Курской области, утвержденного решением Представительного Собрания Конышевского района Курской области от <дата> № (далее Порядок), порядок ведения пенсионной документации устанавливается отделом социальной защиты населения Администрации Конышевского района Курской области (глава I п.1).
Муниципальный служащий подает письменное заявление, форма которого предусмотрена приложением № к настоящему Порядку, о назначении пенсии за выслугу лет на имя Главы Конышевского района с необходимыми документами в Управление делами Администрации Конышевского района (глава II п. 2).
Муниципальным служащий может обратиться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления.
<дата> истец Сизова Н.Н. обратилась к Главе Конышевского района Курской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшего муниципальные должности, и приложила соответствующие документы
Письмом Главы Конышевского района Курской области от <дата> №, Сизовой Н.Н. отказано в назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, поскольку запись в ее трудовой книжке № от <дата>, то есть «освобождена от занимаемой должности ведущего специалиста-эксперта отдела социальной защиты Администрации Конышевского района по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию (п.3 ст. 77 Трудового кодекса РФ)», не совпадает с записью в приказе начальника отдела социальной защиты населения Администрации Конышевского района Курской области № от <дата> «Об увольнении Сизовой Н.Н.», то есть «Уволить Сизову Н.Н. с замещаемой должности ведущего специалиста-эксперта отдела социальной защиты населения Администрации Конышевского района по собственному желанию (п.3 ст. 77 Трудового кодекса РФ)» (л.д. №).
Согласно ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса).
В силу статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
При этом Трудовой кодекс РФ не содержит такого основания для расторжения трудового договора по инициативе работника, как увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.
После освобождения от муниципальной должности, Сизова Н.Н. больше трудовую деятельность не осуществляла (л.д. №).
Согласно приказа начальника отдела социальной защиты населения Администрации Конышевского района Курской области от <дата> №, Сизовой Н.Н. выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере 10 должностных окладов, в связи с выходом на трудовую пенсию и увольнением с муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы более 15 лет, дающий право на пенсию по выслуге лет (л.д. №).
На основании распоряжения и.о. Главы Администрации Конышевского района Курской области от <дата> №-р, из резервного фонда Администрации были выделены денежные средства отделу социальной защиты населения Администрации Конышевского района Курской области на выплату единовременного денежного вознаграждения при выходе на пенсию с муниципальной службы муниципальному служащему Сизовой Н.Н. (л.д. №).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Сизова Н.Н. после освобождения от должности ведущего специалиста-эксперта отдела социальной защиты населения Администрации Конышевского района по собственному желанию, вышла на государственную пенсию, и приобрела право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, а отказ в назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, содержащийся в письме Главы Администрации Конышевского района Курской области от <дата> №, не соответствует приведенным выше требованиям законодательства.
По указанным основаниям требования истца Сизовой Н.Н. о понуждении Администрации Конышевского района Курской области назначить ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями ст. 8 Закона Курской области от 13.06.2007 № 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области» 01.12.2021 года, подлежат удовлетворению.
Истец Сизова Н.Н. в рамках гражданского судопроизводства уплатила государственную пошлину в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией от 10.03.2022 г. (л.д. №).
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Вместе с тем, истец Сизова Н.Н. просила не взыскивать в ее пользу с ответчика понесённые по делу судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сизовой ФИО1 к Администрации Конышевского района Курской области, удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Конышевского района Курской области от <дата> об отказе в назначении Сизовой ФИО1 пенсии по выслуге лет, как лицу, замещавшему муниципальные должности.
Обязать Администрацию Конышевского района Курской области назначить Сизовой ФИО1, <дата> рождения, ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями ст. 8 Закона Курской области от 13.06.2007 № 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области», 01 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда, через Конышевский районный суд Курской области, в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья (председательствующий): Н.В. Филипцев
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 года.