Дело № 12-90/2024
25RS0010-01-2024-002098-53
Р Е Ш Е Н И Е
«29» мая 2024 года г. Находка Приморского края
Судья Находкинского городского суда Н.Л. Жила, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника по доверенности Соколовой Елены Николаевны в интересах АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-04-028/2024 от 19 марта 2024 года о привлечении юридического лица – АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» к административной ответственности по ст. 8.5, ст. 8.45 ч. 1, ст. 8.1, ст. 8.4 ч. 1,2 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 750 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора рассмотрев материалы дел, возбужденных протоколами об административных правонарушениях от 19 февраля 2024 года № 15-04-028/2024 по ст. 8.1 КоАП Российской Федерации, № 15-04-029/2024 по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации, № 15-04-030/2024 по ч. 1 ст. 8.4 КоАП Российской Федерации, № 15-04-031/2024 по ч. 1 ст. 8.45 КоАП Российской Федерации, № 15-04-032/2024 по ч. 2 ст. 8.44 КоАП Российской Федерации объединил в одно производство определением от 06 марта 2024 года № 15-04-028/2024 в отношении юридического лица.
19 марта 2024 года вынес постановление о привлечении юридического лица – АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» к административной ответственности по ст. 8.45 ч. 1 КоАП Российской Федерации и назначил наказания в виде административного штрафа в размере 750 000 рублей.
С данными постановлениями не согласился защитник, им подана жалоба. В судебном заседании защитник пояснил, что заявитель не согласен с привлечением его по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации по следующим основаниям.
Время совершения правонарушения является одной из составляющих состава административного правонарушения, подлежащее доказыванию. Время совершения указано 02 февраля 2024 года – это дата составления акта проверки.
Между тем, в соответствии со ст. 8.5 КоАП Российской Федерации, указанная дата не может быть временем совершения правонарушения, поскольку в протоколе указана дата внесения сведений об объекте НВОС в федеральный государственный реестр объектов – 20 декабря 2023 года, следовательно, Общество не может быть привлечено к административной ответственности в связи с недоказанностью состава административного правонарушения.
В действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения по ст. 8.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации, так как 20 февраля 2018 года Арбитражным судом Приморского края вынесено решение по заявлению АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» к ТМУ Росприроднадзор о признании незаконным предписания от 17 июля 2017 года № 167/4, которым Общество обязано в срок до 01 ноября 2017 года представить положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.
20 февраля 2018 года данное заявление удовлетворено, предписание признано незаконным, решение вступило в законную силу 20 марта 2018 года.
В действиях Общества также отсутствует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.45 КоАП Российской Федерации, так как территория АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод», прилегающая к смежной территории ООО «Трансбункер-Приморье» до складской площадки для хранения и перевалки угля не является территорией склада угля АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод». Документы, представленные при проведении проверки, подтверждают тот факт, что указанная территория не включена в территорию производственных площадок для хранения угля, уголь не складируется и не хранится, факта хранения угля не зафиксировано.
Доводы о необходимости оборудования данного участка территории сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, ничем не подтвержден. Сам по себе факт, включения данной территории в территорию объекта НВОС, не свидетельствует о нарушение норм закона и об обязанности оборудования территории водосборными сооружениями.
Существующая в настоящее время система водоотведения производственной площадки в районе территории, прилегающей к причалам № 50-51 в полном объеме выполняет функцию сбора ливневых вод со спорной территории.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18 сентября 2019 года частично удовлетворены исковый требования ТМУ ФС по надзору в сфере природопользования, а Общество возложена обязанность провести технический мероприятия для оборудования причалов № 42, 43 и прилегающей территории причалов АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» системой сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнений.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 01 сентября 2023 года представлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда до 25 августа 2024 года.
29 сентября 2022 года Приказом Черноморо-Азовского морского управления № 430-О утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
24 декабря 2022 утверждено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по проектной документации «Система водоотведения поверхностных сточных вод и покрытие прилегающей территории причалов № 42-44 (10-12) АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод».
В период с декабря 2022 года по настоящее время Обществом заключены договоры с подрядными организациями на осуществление строительных работ, закуплено необходимое оборудование и материалы. Получено разрешение на строительство. Юридическим лицом принимаются меры по соблюдению требований законодательства.
Отсутствует состав правонарушения по ч. 2 ст. 8.4 КоАП Российской Федерации, поскольку верхний слой бетонного покрытия был демонтирован временно, в связи с осуществлением ремонта железнодорожного пути № 12 (замена рельс и шпал). Выкладка железобетонными плитами участка пути будет выполнена в срок до 29 апреля 2024 года по окончанию ремонтных работ.
Вывод административного органа, что работы по ремонту ж/д пути № 12 повлекли за собой снятие твердого покрытия гидротехнического сооружения причала № 50, не обоснованы и не соответствуют действительности.
На основании изложенного, защитник просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Законный представитель Общества в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрении дела в его отсутствие не заявлено. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя Общества.
Представитель административного органа в судебном заседании (по доверенности) Соловьев С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы и прекращения производства по делу, считая доводы жалобы основанными на неверном толковании закона. Просили жалобу оставить без удовлетворения, а постановление без изменения.
Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Федеральный законом от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в ссрере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйстве шой и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле,Пз пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфа и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 7-ФЗ поверхностные и подземные воды, земли, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды (статья 1 Закона № 7- ФЗ).
Статьей 3 Закона № 7- ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 № 74-ФЗ (далее - ВК Российской Федерации) водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные водные объекты.
Одним из видов поверхностных водных объектов являются моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие) (части 1 и 2 статьи 5 ВК Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закон № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использование природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2 статьи 34 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 ВК Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностн ых водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ), морской терминал - это совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и/или используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и/или обслуживания пассажиров.
Из буквального содержания пункта 8 статьи 4 Закона № 261 -ФЗ, оператор морского терминала - это транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и/или обслуживание пассажиров.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, в период с 22 января 2024 по 02 февраля 2024 на основании решения заместителя руководителя Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 01 января 2024 № 7-КНД, была проведена плановая выездная проверка юридического лица АО «Порт Восточные Ворота - Приморский завод» по объекту негативного воздействия на окружающую среду (далее - объект HBOC): «Производственная территория № 1», № 05-0125-001467-П, II категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - высокий риск, адрес (местоположение): Приморский край, г. Находка, ул. Судоремонтная, д. 29 А.
По результатам проверки установлены нарушения по ст.. 5, ст. 8.45 ч. 1, ст. 8.1, ст. 8.4 ч. 1,2 КоАП Российской Федерации.
На момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, срок привлечения Общества к административной ответственности, в соответствии со ст. 4.5 КоАП Российской Федерации, истек, административный орган прекратил дело по ст. 8.1 КоАП Российской Федерации в отношении АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод».
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» 26 октября 2022 утвержден Отчет об инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников согласно которому на территории юридического лица находится 19 источников выбросов загрязняющих веществ, из них 17 неорганизованных и 2 организованных.
Согласно сведениям об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, указанным в пункте 2 Программы производственного экологического контроля, утвержденной АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» от 17.11.2023, на территории Общества выявлен 21 источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух из них 2 организованных, 19 неорганизованных. При этом согласно пункту 2 программы ПЭК инвентаризация проведена 26 октября 2022.
Юридическим лицом, подан отчет по форме 2-ТП (воздух) за 2023 год, в разделе 3 Источники загрязнения атмосферы указано общее количество источников выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух 21, из них 2 организованных, 19 неорганизованных.
Обществом 20 декабря 2023 в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду внесены актуализированные сведения об объекте HBOC № 05-0125-001467-П, согласно которым на территории АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» находится 15 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из них 3 организованных, 12 неорганизованных.
Таким образом, Обществом в федеральный государственный реестр объектов, с называющих негативное воздействие на окружающую среду внесены недостоверные сведений об объекте HBOC № 05-0125-001467-П «Производственная территория №1» в части указания количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно Отчета об инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух № 6001 стоянка №1, является неорганизованным источником.
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (источник выбросов изгрязняющих веществ в атмосферный воздух № 6001 - Стоянка №1, гараж) является организованным. Также вышеуказанный источник выбросов, указан в качестве организованного в Заявлении о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте HBOC, содержащихся в федеральном государственном реестре.
Таким образом, Обществом в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду представлены недостоверные сведений об объекте HBOC № 05-0125-001467-П «Производственная территория №1» в части указания типа источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (№ 6001 - стоянка №1: гараж).
Частью 1 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среде (далее - ФЗ №7) установлено, что государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно- целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно ч. 3 ст. 69 ФЗ № 7 государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 6 ст. 69.2 сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации при изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
Выявленное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.5 КоАП Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что в протоколе неверно указана дата совершения административного правонарушения, был предметом проверки при вынесении обжалуемого постановления, и обосновано отвернут административным органом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 33 Закона об охране окружающей среды экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Экологическая экспертиза как установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, экологическим требованиям проводится в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду; она основывается на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной, иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы (статьи 1 и 3 Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
В ходе проведенного осмотра территории юридического лица 23 января 2024 установлено, что на территории, прилегающей к причалам № 42(10), 43(11) ведутся погрузочные работы на судно.
Таким образом, АО «Порт Восточный ворота - Приморский завод» осуществляет хозяйственную деятельность на причалах №№ 42(10), 43(11) в отсутствие положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
На момент проведения проверки у АО «Порт Восточный ворота - Приморский завод» отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.
По мнению суда, вывод должностного лица административного органа о наличии состава и вины АО «Порт Восточный ворота - Приморский завод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП Российской Федерации, является обоснованным, так как факт нарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вынося оспариваемое постановление, административный орган обосновано исходил из того, что согласно положениям статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
В силу статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Частью 3 статьи 34 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" к объектам государственной экологической экспертизы отнесены проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что любая планируемая хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Довод жалобы защитника о том, что имеется решение Арбитражного суда Приморского края, которым заявление АО «Порт Восточный ворота - Приморский завод» было удовлетворено и предписание признано незаконным, не имеет правового значения для рассматриваемого дела об административном правонарушении, поскольку вынесено в отношении иного предписания и касательно иных обстоятельств.
В ходе проведения осмотра 22 января 2024 установлено, что территория склада угля АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод», прилегающая к смежной территории ООО «Трансбункер-Приморье» не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Также в ходе осмотра 23 января 2024 установлено, что территория причалов № 42(10), 43(11), а также территория, прилегающая к причалам № 42(10), 43(11) не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 8.45 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлены основные принципы охраны окружающей среды, в соответствии с которыми хозяйственная и иная деятельность любых лиц должна осуществляться, в том числе, на основе презумпции экологической опасности планируемой деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и пр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации определены режимы водоохранных зон, то есть территорий, примыкающих к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях данной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;
5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена санкцией части 1 статьи 8.45 КоАП Российской Федерации, заключается в невыполнении установленных законом требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Таким образом, ключевым является факт эксплуатации Обществом объекта негативного воздействия на окружающую среду, находящегося в водоохранной зоне моря, и необорудованного сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта (б. Находка з. Находка Японского моря) от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Выявленное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 8.45 КоАП Российской Федерации.
Довод о том, что земельный участок, прилегающий к смежной территории ООО «Трансбункер-Приморье» до складской площадки для хранения и перевалки угля, не является территорией склада угля не может быть принят во внимание, поскольку плановая проверка проводится не в отношении склада угля, а в отношении объекта негативного воздействия «Производственная территория № 1», № 05-0125-001467-П. Согласно сведениям из реестра HBOC, указанный в протоколе об административном правонарушении земельный участок, является частью объекта HBOC № 05-0125-001467-П.
В соответствии с ч.16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ, в границах водоохранных зон допускаются эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей.
Таким образом, требования ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации распространяются на территорию всего объекта HBOC, находящегося в границах водоохранной зоны моря, в том числе и на часть земельного участка, прилегающего к смежной территории ООО «Трансбункер-Приморье», вне зависимости от того, является этот земельный участок территорией склада угля или нет.
В ходе проверки установлено, что на объекте НВОС № 05-0125-001467-П ведется хозяйственная деятельность, в том числе и погрузка на судно, ошвартованного у причалов № 42-43.
Следовательно, ключевым является факт эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду, находящегося в водоохранной зоне моря, и необорудованного сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта (б. Находка Японского моря) от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 8.45 КоАП Российской Федерации.
В ходе проведения осмотра 22 января 2024 принадлежащей юридическому лицу территории, административным органом также установлено, что сплошное твердое покрытие на территории склада угля, прилегающей к смежной территории ООО «Трансбункер-Приморье» отсутствует. Часть территории причала № 50 в районе крана № 10 не оборудована сплошным твердым покрытием, данная территория загрязнена углем и угольной пылью.
Вместе с тем, согласно Заключению государственной экологической экспертизы материалов «Документация, обосновывающая хозяйственную деятельность АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» во внутренних морских водах и в территориальном море по перевалке грузов через причалы № 18 (50), 19 (51), вся территория должна быть оборудована твердым покрытием (стр.16 ГЭЭ).
Таким образом, установлено, что АО «Порт Восточный ворота - Приморский завод» осуществляет деятельность на объекте HBOC «Производственная территория № 1», не соответствующую документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что согласно Заключению государственной экологической экспертизы материалов «Документация, обосновывающая хозяйственную деятельность АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» хозяйственная деятельность осуществляется Обществом на земельных участках с кадастровыми номерами 25:31:010201:109, 25:31:010201:110, 25:31:010201:1157, 25:31:010201:1159, 25:31:000000:7512.
Смежная с территорией ООО «Трансбункер-Приморье» часть территории объекта HBOC 05-0125-001467-П, не имеющая твердого покрытия, находится в границах земельного участка с кадастровым номером 25:31:010201:1193. Таким образом, указанный земельный участок и деятельность, осуществляемая на этом земельном участке, не являлись объектом государственной экологической экспертизы.
Таким образом, выявленное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 8.4 КоАП Российской Федерации.
Довод защитника Общества о том, что верхний слой бетонного покрытия был демонтирован временно, в связи с осуществлением ремонта железнодорожного пути № 12 (замена рельс и шпал) был предметом рассмотрения при вынесении постановления, и обоснованно отвергнут, при вынесении обжалуемого постановления.
Вступая в соответствующие правоотношения, юридической лицо должно знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм законодательства.
Невыполнение требований законодательства об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации, Приморского края в области окружающей среды, но и в первую очередь права граждан на благополучную среду, гарантированные Конституцией России, поскольку АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» не соблюдаются утвержденные требования в области охраны окружающей среды, что влечет нарушение одного из основанных принципов окружающей среды – обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Требования Росприроднадзора, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области охраны окружающей среды не могут рассматриваться как нарушающее права и законные интересы Общества.
Доказательства принятия Обществом каких-либо исчерпывающих мер, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, в материалы дела заявителем не представлено.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом выяснены обстоятельства совершения правонарушения, всесторонне и полно исследованы материалы дела, изложены и проанализированы положения природоохранного законодательства. В оспариваемом судебном акте приведены мотивы, по которым орган пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Проверка законности и обоснованности обжалуемого постановления показывает, что вывод административного органа основывается на достоверных доказательствах, которые были исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП Российской Федерации.
Оценка доказательствам по делу дана на основании и с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе рассмотрения дела, оснований для переоценки установленных фактических обстоятельств дела не имеется.
Доказательств невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлено.
Вина ООО АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» в совершении указанных административных правонарушений, предусмотренных по ст. ст. 8.5, ст. 8.45 ч. 1, ст. 8.1, ст. 8.4 ч. 1,2 КоАП Российской Федерации, полностью доказана и его действия по данной статье административным органом квалифицированы верно.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.
Доводы жалобы правильность выводов административного органа не опровергают и основанием для освобождения АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» от административной ответственности не являются.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятого по делу акта, в ходе производства по делу не допущено.
Учитывая, что все нарушения были допущены в результате бездействия юридического лица, выявлены в одно и то же время - в ходе проведения одной плановой выездной проверки в отношении АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод», одним и тем же должностным лицом ДМУ Росприроднадзора, оформившим один акт по результатам проверки, рассмотрение возбужденных в отношении Общества данных дел об административных правонарушениях подведомственно одному должностному лицу, которым рассмотрены они в один и тот же день – 19 марта 2024 с вынесением постановления, административный орган пришел к обоснованному выводу, что юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности с назначением одного административного наказания в пределах санкции ч. 1 ст. 8.45 КоАП Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=941E8543673DF84C333560200B2B880B7A2A2233CD13C116004097C9110377F7223AC121AD4F7D68u9G9X 30.7 КоАП Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-04-028/2024 от 19 марта 2024 года о привлечении юридического лица – АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» к административной ответственности по ст. 8.45 ч. 1 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 750 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд г. Находка в течение 10 дней с момента его получения.
Судья Н.Л. Жила