Решение по делу № 2а-3313/2018 от 07.08.2018

Дело № 2а-3313/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 сентября 2018 года                                                                                          г. Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Хусаиновой О.В.,

при секретаре Найденовой И.Н.,

с участием прокурора Лапиной К.И.,

административного истца Богданова Е.А.,

представителя административного ответчика Денисова Д.В., действующего на основании доверенности от 03.09.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богданова Евгения Анатольевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об отказе в предоставлении услуги «Получение лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему» незаконным, возложении обязанности выдать лицензию на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему,

                                                               установил:

Богданов Е.А. обратился в суд административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об отказе в предоставлении услуги «Получение лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему» незаконным, возложении обязанности выдать лицензию на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему. В обоснование заявленного требования указал, что имея намерение приобрести в целях коллекционирования образец отечественного оружия – 7,62 мм винтовку системы Мосина обр. 1891 года (1891/30гг.), гражданские версии которой реализуются в оружейных магазинах под маркой «Карабин охотничий КО-30С», на основании имеющейся у него лицензии на коллекционирование оружия (патронов) серия ЛКГ , Дата через портал «Госуслуги» подал заявление на получение услуги «Получение лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему». На этом же портале Дата оплатил госпошлину, а Дата лично явился в подразделение Центра лицензионного-разрешительной работы Управления Росгвардии по Пермскому краю для предоставления оригиналов заявления и документов, прикладываемых к заявлению. Сотруднику Центра ФИО8. были представлены все необходимые документы, включая лицензию на коллекционирование оружия (патронов), медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием по формам 002-О/у и 003-О/у и свидетельство о прохождении обучения по программе владения гражданским оружием. ФИО10 ФИО9. заявление и документы приняла, устно предупредила, что по данному заявлению будет отказ в связи с отсутствием у Богданова Е.А. стажа владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием более пяти лет. Дата он получил копию уведомления об отказе в предоставлении услуги «Получение лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему». Данное решение считает незаконным, поскольку ограничения, устанавливаемые частью 8 ст. 13 ФЗ РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» в части необходимости владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием более пяти лет для получения лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, относятся, исходя из формулировки, к строго определенному кругу лиц, а именно, к лицам, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, т.е. охотникам. В соответствии с ч. 3 ст. 25 ФЗ РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с п. 32 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» в целях коллекционирования разрешается приобретать оружие, не запрещенное к обороту на территории РФ. В соответствии с п. 38 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», граждане РФ могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия. В соответствии с п. 40 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», физические лица, указанные в п. 35 и 38 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», осуществляют коллекционирование оружия и патронов на основании лицензий, выдаваемых Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальными органами. Таким образом, для целей коллекционирования и на основании лицензии на коллекционирование граждане РФ имеют право приобретать гражданское оружие (в т.ч. охотничье или спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом и патроны к нему) без каких-либо оговорок о стаже владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием более пяти лет. ФЗ РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» не содержат требования коллекционерам становится охотниками (т.е. получать охотничий билет федерального образца), приобретать гладкоствольное оружие и ожидать 5 лет для получения возможности коллекционировать нарезное оружие. В рамках досудебного порядка урегулирования спора, Дата Богданов Е.А. направил жалобу на неправомерный отказ в предоставлении услуги. Дата на портале «Госуслуги» получил решение по жалобе. Дата в прокуратуру Пермского края им было подано заявление о принятии мер прокурорского реагирования по факту неправомерного отказа в предоставлении услуги. Дата получил уведомление о направлении заявления для рассмотрения в порядке подчиненности. Ответ по данному заявлению в его адрес не поступил.

В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал, дополнительно пояснил, что получать лицензию на оружие с нарезным стволом могут охотники либо спортсмены, однако Закон «Об оружии» предусматривает отдельный вид деятельности – коллекционирование, в п. 30 Постановления Правительства РФ № 814 указано, что на территории РФ сбор оружия и патронов для коллекций в познавательных целях осуществляется по лицензии, выдаваемой органами Федеральной службой войск национальной гвардии РФ или ее территориальными органами в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии РФ, таким образом, коллекционирование является отдельным видом деятельности. При подаче заявления указано основание для выдачи лицензии. При подаче заявления сразу определяется, на каком основании требуется разрешение, он указал основание - для коллекционирования. Отказ является незаконным, т.к. наличие стажа определено строго для охотников, либо для спортсменов, в части коллекционеров указанных ограничений законом не предусмотрено.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю возражал против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнительно пояснил, что Дата в Центр лицензионно-разрешительной работы, через портал государственных услуг поступило заявление Богданова Е.А. на оказание услуги «Получение лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему», лицензия Богданову Е.А. выдана на коллекционирование оружия и патронов, потом он обратился с заявлением на приобретение оружия с нарезным стволом, ему отказано, т.к. отсутствует 5-летний стаж владения оружием. Законом разрешается приобретать оружие, не запрещенное к обороту на территории РФ, но в соответствии со ст. 13 охотничье оружие могут приобретать охотники при стаже не менее 5 лет, спортсмены высокого класса либо имеющие в собственности спортивное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. При приобретении лицензии на покупку оружия в заявлении, согласно регламенту, имеется два пункта: в целях приобретения охотничьего длинноствольного оружия для занятия охотой; для занятия видами спорта. Каких либо других оснований не предусмотрено. У Богданова Е.А. необходимого стажа нет, поэтому в выдаче лицензии ему было отказано.

Прокурор в судебном заседании дал заключение об отказе в удовлетворении исковых требований, считает, что отказ основан на законе на портале «Госуслуги» действительно имеется возможность подачи заявления в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю на получение услуги «Получение лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему», в котором идет указание на коллекционирование, но указание на коллекционирование является целью получения лицензии, а не основанием.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 32 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» в целях коллекционирования разрешается приобретать: оружие, не запрещенное к обороту на территории Российской Федерации; огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций; патроны к указанному в настоящем пункте оружию.

Согласно п. 9.1 Приказа МВД России от 23.04.2012 № 348 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию» для получения лицензии на коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию заявитель представляет паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и заявление (приложение № 2 к Административному регламенту). К заявлению прилагаются: две фотокарточки размером 3 x 4 см; медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием. Копии документов представляются вместе с подлинниками и заверяются подписью сотрудника.

Судом установлено, что Дата Богданову Е.А. была выдана лицензия серии ЛКГ на коллекционирование оружия (патронов).

Дата Богданов Е.А. через портал «Госуслуги» подал заявление на получение услуги «Получение лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему» с приложением лицензии на коллекционирование оружия, медицинских заключений, свидетельства о прохождении обучения по программе владения гражданским оружием, квитанции об оплате государственной пошлины.

Дата начальником Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю в адрес Богданова Е.А. было направлено уведомление об отказе в выдаче лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на основании ст. 9, ч. 8 ст. 13, ст. 22, ст. 25 ФЗ РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи. Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Лицензии на экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему действуют бессрочно.

В силу п. 8 ст. 10 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют граждане Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. Спортивное огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом и патроны к нему, а также охотничье огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом и патроны к нему имеют право приобретать для занятий спортом граждане Российской Федерации, которым выдано удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием спортивного огнестрельного оружия, при условии, что они являются спортсменами высокого класса в указанном виде спорта либо имеют в собственности спортивное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.

Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Согласно п. 9.1.2., 9.1.3. Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, утвержденного Приказом МВД России от 26 апреля 2012 года № 366, для получения лицензии в целях приобретения охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, огнестрельного комбинированного (нарезного и гладкоствольного) длинноствольного оружия, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами или сменных (вкладных) стволов к огнестрельному длинноствольному оружию для занятия охотой или профессиональной деятельностью, связанной с охотой, к заявлению прилагаются:

медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием;

копия охотничьего билета единого федерального образца (представляется заявителем, занимающимся охотой);

копия приказа руководителя организации или охотничьего хозяйства (выполняющего виды деятельности в соответствии с уставными задачами в сфере охоты), подтверждающего право заявителя на занятие профессиональной деятельностью, связанной с охотой (представляется заявителем, занимающимся профессиональной деятельностью, связанной с охотой);

документы о прохождении соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Заявители, которые в соответствии со статьей 13 Закона «Об оружии» не проходят соответствующую подготовку и (или) проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, представляют документ, подтверждающий наличие у них соответствующего статуса.

Для получения лицензии в целях приобретения спортивного или охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, огнестрельного комбинированного (нарезного и гладкоствольного) длинноствольного оружия, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами или сменных (вкладных) стволов к огнестрельному длинноствольному оружию для занятия видом спорта, связанным с использованием огнестрельного оружия, к заявлению прилагаются:

медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием;

ходатайство общероссийской спортивной федерации, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, о выдаче соответствующей лицензии с указанием вида спорта, связанного с использованием спортивного оружия;

копия удостоверения, подтверждающего спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием спортивного огнестрельного оружия, а также копии иных документов, удостоверяющих, что заявитель является спортсменом высокого класса в указанном виде спорта.

Копии документов представляются вместе с подлинниками и заверяются подписью сотрудника.

Как установлено судом, Богданов Е.А. к заявлению приложил: копию паспорта, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, справку ХТИ, свидетельство об обучении правилам безопасного обращения с оружием, 2 фотокарточки, квитанцию об оплате государственной пошлины.

Таким образом, документы, необходимые для получения лицензии в целях приобретения охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, предоставлены Богдановым Е.А. не в полном объеме.

Довод Богданова Е.А. о том, что законом не установлено требование о наличии стажа владения оружием для коллекционеров, основан на неверном толковании положений Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В частности, оборот гражданского и служебного оружия в Российской Федерации законодательно ограничен, порядок приобретения оружия строго регламентирован.

Анализ положений ст. ст. 9 и 13 Федерального закона «Об оружии» в совокупности с положениями п. 9.1.2, п. 9.1.3. Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, позволяет сделать вывод, что получить лицензию для приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом имеют право граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет, а также граждане Российской Федерации, которым выдано удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием спортивного огнестрельного оружия, при условии, что они являются спортсменами высокого класса в указанном виде спорта либо имеют в собственности спортивное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.

Указанное требование обусловлено тем, что огнестрельное оружие ввиду повышенной опасности относится к вещам, ограниченным в обороте, в связи с чем, наличие опыта владения оружием является важной гарантией безопасности как самого гражданина, претендующего на получение лицензии, так и других лиц.

Административное исковое заявление Богданова Е.А. является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемое решение Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю соответствует требованиям закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Богданова Евгения Анатольевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об отказе в предоставлении услуги «Получение лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему» незаконным, возложении обязанности выдать лицензию на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему – отказать.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья                                                                                        О.В. Хусаинова

Мотивированное решение изготовлено 11.09.2018.

2а-3313/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее