Дело №2-526 (2018)
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
25 января 2018 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Борлакова М.Р.,
при секретаре Осинниковой Е.В.,
участием
СЃС‚. помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Фокинского района Рі. Брянска Ргнаткиной Рћ.Р¤.,
представителя ответчика –
Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Полякова В.В.,
представителя РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску Куликова Рђ.Рђ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению заместителя прокурора Фокинского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету ЖКХ Брянской городской администрации о понуждении выполнить работы по искусственному освещению автодороги по переулку Менжинского Фокинского района г. Брянска,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Фокинского района РіРѕСЂРѕРґР° Брянска обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј, указывая, что прокуратурой Фокинского района Рі. Брянска СЃ привлечением сотрудника РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску РїРѕ обращению жителей переулка Рё СѓР». Западной проведена проверка состояния освещения Рё РґРѕСЂРѕРі РІ Фокинском районе РіРѕСЂРѕРґР° Брянска.
По итогам проверки установлено, что Брянской городской администрацией и Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации длительное время не принимаются предусмотренные законом меры по обеспечению надлежащего освещения улицы и автомобильной дороги по переулку Менжинского Фокинского района г. Брянска.
Указанные нарушения законодательства влекут угрозу жизни и здоровью граждан.
С учетом изложенного, истец просит обязать Брянскую городскую администрацию и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в пределах компетенции организовать и выполнить работы, связанные с обеспечением искусственного освещения автодороги по переулку Менжинского Фокинского района г. Брянска от пересечения с ул. Дзержинского до дома №1а по переулку Менжинского с уровнем освещенности, предусмотренным СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
Р’ судебном заседании старший помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Фокинского района Рі. Брянска Ргнаткина Рћ.Р¤., действующая РЅР° основании доверенности, исковые требования поддержала РІ полном объеме.
Представитель ответчика – Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Поляков В.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований. В обоснование своей позиции пояснил, что Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее - Комитет) является отраслевым органом Брянской городской администрации, учреждением по своей организационно-правовой форме и полностью финансируется из средств бюджета. В соответствии со ст.ст. 72, 161 Бюджетного кодекса РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. Пунктом 2.2 Положения определены основные задачи Комитета, к которым относится, в том числе: организация содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных искусственных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных и инженерных сооружений федерального и регионального значения. Проведение необходимых работ возможно только при привлечении сторонней подрядной организации. Обязанность Комитета, как Муниципального заказчика, по заключению муниципальных контрактов и оплате выполненных работ, в соответствии с нормами ФЗ РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», возникает лишь с момента утверждения Постановлением Брянской городской администрации Плана работ по капитальному ремонту и выделения на указанные цели бюджетных денежных средств (п. 3.1 Положения о Комитете). Таким образом, муниципальные контракты на проведение необходимых работ могут быть заключены только после выделения Брянской городской администрацией соответствующих денежных средств.
Выполнение работ, указанных в исковом заявлении, предусматривает капитальный характер, для их выполнения необходимы значительные финансовые затраты, которые не могут быть выделены единовременно ввиду тяжелого финансового положения Брянской городской администрации. С учетом изложенного просил в удовлетворении заявленных исковых требований к Комитету отказать. В случае удовлетворения заявленных требований, установить срок исполнения данного судебного решения до 01 июля 2018 года.
Представитель третьего лица РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску Куликов Рђ.Рђ. РІ судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика – Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, о дне и времени извещался надлежащим образом, ходатайств не заявлял, причина неявки суду не сообщена.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении дорожного движения.
Обеспечение безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся сооружения, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В силу пункта 1 статьи 17 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Как следует из положения пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения.
Согласно статье 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится содержание автомобильных дорог общего пользования, находящихся в границах городского поселения.
Соответственно, содержание автомобильных дорог общего пользования, находящихся в границах городского поселения, а именно автомобильных дорог Фокинского района города Брянска относится к обязанности соответствующего органа местного самоуправления, то есть Брянской городской администрации.
Согласно статье 44 Устава города Брянска, городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.
Уставом города Брянска к полномочиям Брянской городской администрации отнесены, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска (статья 45).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов № 403 от 28.04.2006 г. утверждено Положение о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.
Согласно пункту 1.1 вышеназванного Положения, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации является самостоятельным структурным подразделением Брянской городской администрации, осуществляющим проведение государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Одной из основных задач Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, согласно Положению, является организация содержания и ремонт автомобильных дорог общего пользования.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. В частности, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимо по условиям обеспечения безопасности дорожного движения регламентируется ГОСТ Р50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации №221 от 11.10.1993 г. Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Приказом Ростехрегулирования РѕС‚ в„–270-СЃС‚ 23.10.2007 Рі. утвержден национальный стандарт Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования» СЃ датой введения РІ действие 01.07.2008 Рі.
Согласно Рї. 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства» освещение должно быть обеспечено: РЅР° участках, проходящих РїРѕ населенным пунктам Рё Р·Р° РёС… пределами РЅР° расстоянии РѕС‚ РЅРёС… РЅРµ менее 100 Рј; РЅР° дорогах I категории СЃ расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./СЃСѓС‚. Рё более; РЅР° средних Рё больших мостах (путепроводах) РІ соответствии СЃ таблицей 7; РЅР° пересечениях РґРѕСЂРѕРі I Рё II категорий между СЃРѕР±РѕР№ РІ РѕРґРЅРѕРј Рё разных СѓСЂРѕРІРЅСЏС…, Р° также РЅР° всех соединительных ответвлениях пересечений РІ разных СѓСЂРѕРІРЅСЏС… Рё РЅР° подходах Рє РЅРёРј РЅР° расстоянии РЅРµ менее 250 Рј РѕС‚ начала переходно-скоростных полос; РЅР° подходах Рє железнодорожным переездам РЅР° расстоянии РЅРµ менее 250 Рј; РІ транспортных автодорожных тоннелях Рё РЅР° подходах Рє въездным порталам; РїРѕРґ путепроводами, РЅР° дорогах I – III категорий, если длина проезда РїРѕРґ РЅРёРјРё превышает 30 Рј; РЅР° внеуличных пешеходных переходах; РЅР° участках РґРѕСЂРѕРі РІ Р·РѕРЅРµ размещения переходно-скоростных полос РЅР° съездах Рє сооружениям обслуживания движения, действующим РІ темное время суток; РЅР° автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, РЅР° участках концентрации РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортных происшествий РІ темное время суток, Сѓ расположенных вблизи РѕС‚ РґРѕСЂРѕРіРё клубов, кинотеатров Рё РґСЂСѓРіРёС… мест сосредоточения пешеходов РІ населенных пунктах, РіРґРµ нет уличного освещения, РїСЂРё расстоянии РґРѕ мест РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ подключения Рє распределительным сетям РЅРµ более 500 Рј.
Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам техническим нормам и другим нормативным документам, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В частности, п. 4.6 ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта Российской Федерации № 221 от 11.10.1993 года) устанавливает требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц, а именно к наружному освещению.
Как следует РёР· материалов дела, РїСЂРё проверке установлено, что РїРѕ переулку Менжинского Фокинского района Рі. Брянска РѕС‚ пересечения СЃ СѓР». Дзержинского РґРѕ РґРѕРјР° в„–1Р° РїРѕ переулку Менжинского Фокинского района Рі. Брянска Рё отсутствуют стационарные электроопоры СЃРѕ светильниками наружного уличного освещения РЅР° расстоянии более 300 метров, что РЅРµ соответствует требованиям Рї. 4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования», РЎРџ 14.13330-2011 Рі. (актуализированная редакция РЎРќРёРџ 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка Рё застройка РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Рё сельских поселений».
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 15.11.2017 г., фотоматериалами.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд соглашается с доводами истца и находит требования заместителя прокурора подлежащими удовлетворению.
При этом суд в порядке статьи 204 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, считает необходимым установить срок выполнения работ по обустройству автомобильной дороги по переулку Менжинского Фокинского района г. Брянска от пересечения с ул. Дзержинского до дома №1а по переулку Менжинского Фокинского района г. Брянска до 01.06.2018 года.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Фокинского района Рі. Брянска Рє Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации, Комитету РїРѕ Р–РљРҐ Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации Рѕ понуждении Рє совершению действий – удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в пределах компетенции в срок до 01 июня 2018 года организовать и выполнить работы, связанные с обеспечением искусственного освещения автодороги по переулку Менжинского Фокинского района г. Брянска от пересечения с ул. Дзержинского до дома №1а по переулку Менжинского с уровнем освещенности, предусмотренным СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.Р. Борлаков
Резолютивная часть решения оглашена 25.01.2018 г.
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2018 г.