10RS0014-01-2023-001256-10
2-537/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2024 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Балицкой Н.В., Курчавовой Н.Л.
при секретаре Павловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 19 декабря 2023 года по иску Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия к Марковой В. А. о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Балицкой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (далее также – Министерство) обратилось с иском к Марковой В.А. о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии, в размере 4000000 руб. по тем основаниям, что ответчиком нарушены условия предоставления субсидии, предоставленной ответчику по соглашению о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу – производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 18.04.2022 №10-2022-018205. Достижение результатов и показателей, предусмотренных указанным соглашением, невозможно ввиду прекращения ответчиком статуса индивидуального предпринимателя, что также является самостоятельным основанием для возврата субсидии. Статус индивидуального предпринимателя Марковой В.А. прекращен. В связи с указанными обстоятельствами Министерство просило взыскать с Марковой В.А. в свою пользу средства, подлежащие возврату в бюджет Республики Карелия, в размере 4000000 руб., переданные ответчику по соглашению о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу – производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 18.04.2022 №10-2022-018205.
Решением суда исковые требования удовлетворены. С Марковой В.А. в бюджет Республики Карелия взысканы денежные средства в размере 4000000 руб.
С решением суда не согласна ответчик, в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней просит его отменить, производство по гражданскому делу приостановить до завершения расследования по уголовному делу № №, возбужденному на основании постановления заместителя начальника отдела СЧ МВД по Республике Карелия 16.12.2020 в отношении Сорокина М.Ю. и Цеханович А.А. по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Утверждает, что предоставленную в рамках гранта «Агростартап» субсидию в размере 4000000 руб. она фактически не получила, Сорокин М.Ю., Цеханович А.А. и иные неустановленные следствием лица распорядились указанной суммой в своих личных корыстных целях, в результате чего причинили бюджету Российской Федерации ущерб в крупном размере. Полагает, что суд не дал оценку ее доводам о том, что невыполнение ею условий соглашения вызвано фактом возбуждении указанного уголовного дела, по причине чего она была вынуждена прекратить статус индивидуального предпринимателя и предоставлять отчетность в адрес истца, поскольку опасалась, что дальнейшее продолжение сельскохозяйственной деятельности повлечет для нее уголовно-правовые последствия. Обращает внимание, что Арбитражным судом Республики Карелия по аналогичному делу вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения, выразившиеся в непривлечении к участию в гражданском деле Сорокина М.Ю., Цеханович А.А., чьи права и обязанности затрагиваются оспариваемым судебным решением, а также в отклонении ее ходатайств об истребовании доказательств и о приостановлении производства по делу. Считает, что заявленные ко взысканию средства должны быть истребованы с лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство выражает согласие с решением суда первой инстанции. Указывает, что материалами дела подтверждается существенное нарушение ответчиком всех условий и обязательств предоставления субсидии. Полагает, что постановление о возбуждении уголовного дела № № не влияет на рассмотрение настоящего гражданского дела, так как по указанному уголовному делу Маркова В.А. не признана потерпевшей стороной, не является обвиняемой. В ходе проверки Министерством установлено, что все перечисленные на лицевой счет ответчика денежные средства были израсходованы в полном объеме. Наличие уголовного дела в отношении третьих лиц не освобождает Маркову В.А. от гражданской ответственности. Ссылку ответчика на решение Арбитражного суда Республики Карелия по делу №А26-7828/2023 считает несостоятельной, поскольку оно постановлено при иных обстоятельствах.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие суде решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ч. 5 ст. 330 названного Кодекса при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой данной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно п.1 Положения о Министерстве финансов Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.10.2010 № 210-П, органом внутреннего государственного финансового контроля в Республике Карелия является Министерство финансов Республики Карелия.
Постановлением заместителя начальника отдела по расследованию организованной преступности в сфере экономической деятельности и жилищно-коммунального хозяйства следственной части Следственного управления МВД по Республике Карелия от 16.12.2022 по факту хищения бюджетных средств, выделенных на предоставление субсидий на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Карелия, в том числе субсидии, выделенной Марковой В.А., возбуждено уголовное дело № № в отношении Цеханович А.А., Ан В.Р., Михайлова Э.В., Сорокина М.Ю., потерпевшим по уголовному делу признано Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Разрешение заявленного иска влияет на права и законные интересы указанных органов государственной власти, уполномоченных в сфере расходования средств бюджетов на предоставление субсидий, а также на права лиц, в отношении которых возбуждено указанное уголовное дело, и, таким образом, потенциально ответственных перед Марковой В.А. за возмещение ущерба в порядке регресса.
В связи с изложенным судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в судебном заседании 01.04.2024 определила перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и привлечь к участию в деле указанных лиц в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства Ким Е.Г. поддержал возражения на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.
Заслушав представителя Министерства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в пределах, изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя Маркова В.А. 14.03.2022 обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии на реализацию мероприятия по созданию системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации (грант «Агростартап»).
По результатам конкурсного отбора конкурсной комиссией Министерства принято решение о предоставлении из бюджета Республики Карелия Марковой В.А. субсидии в сумме 4000000 руб. Между Министерством и Марковой В.А. заключено соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии юридическому лицу, (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (неполученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 18.04.2022 № 10-2022-018205 (далее также - соглашение).
В соответствии с п. 1 соглашения его предметом является предоставление Марковой В.А. из бюджета Республики Карелия в 2022 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития хозяйства, в размере не более 90% от общего объема затрат, в целях реализации получателем мероприятия по созданию системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации (предоставление гранта «Агростартап»), а также достижения показателей и результатов государственной программы Республики Карелия «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20.01.2015 № 7-П, код цели - 22-54800-00000-00000.
Денежные средства в сумме 4000000 руб. перечислены ответчику платежными поручениями от 04.05.2022 № 4 и от 04.05.2022 № 3, что подтверждает факт получения субсидии.
Пунктом 3.1 соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с правилами предоставления субсидии, предусмотренными Порядком предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по созданию системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (предоставление гранта «Агростартап»), утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 17.05.2019 № 193-П (далее - Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с п. 4.3.5 соглашения ответчик обязалась обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии и соблюдение сроков их достижения, установленных в приложении № 1 к соглашению.
В рамках контроля за соблюдением Марковой В.А. условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидий и соглашением, на основании приказа Министерства от 22.11.2022 № 401, 14.12.2022 была проведена внеплановая выездная проверка. От лица Марковой В.А. при проверке присутствовала Саенко С.А., действующая на основании доверенности №78 АА 3110623 от 06.12.2022. По результатам проверки комиссией составлен акт проверки от 20.12.2022 о результатах проведения внеплановой выездной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии. Акт проверки направлен Марковой В.А. заказным письмом с уведомлением от 26.12.2022 №13942/МСХ-и. Указанное письмо получено ответчиком 20.01.2023, возражений и замечаний по указанному акту в адрес Министерства не поступало.
По результатам проведенной проверки Марковой В.А. рекомендовано предоставить в Министерство: отчетность за 2022г. в установленные соглашением сроки, документы подтверждающие долевое финансирование затрат на реализацию проекта за счет собственных и (или) привлеченных средств в размере не менее 10% от стоимости проекта «Агростартап», в срок до истечения 18 месяцев с даты получения средств субсидии, заполненный опросный лист по форме согласно приложению №1 к акту проверки.
Рекомендации Марковой В.А. не исполнены, отчетность не представлена, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей статус индивидуального предпринимателя прекращен 24.04.2023 на основании заявления ответчика, фактически деятельность, обозначенную в соглашении, Маркова В.А. не осуществляет.
Спорные отношения регламентированы соответствующими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающими порядок предоставления и возврата субсидий из бюджета.
Согласно п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как было предусмотрено действовавшими на момент заключения соглашения Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492), возврат средств субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлены субсидии, допускается в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в том числе по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также в случае недостижения значений результатов и показателей предоставления субсидии (п.7)
Порядком предоставления субсидий (п.п 18,51) в редакции, действовавшей в период заключения соглашения, равно как и актуальной редакции, предусмотрено, что условием предоставления субсидии является предоставление заявителем декларации о соответствии участника отбора установленным требованиям и письменного обязательства участника отбора по достижению плановых показателей деятельности и осуществлению деятельности на сельской территории Республики Карелия или территории города, поселка городского типа Республики Карелия с численностью населения не более 100 тысяч человек в течение не менее 5 лет со дня получения гранта. При этом сведения в декларации и обязательстве должны быть достоверны, в ином случае в предоставлении субсидии следует отказать (п.51 Порядка предоставления субсидий).
Как видно из материалов дела, при обращении в Министерство с заявкой на получение субсидии ответчиком представлены названные выше декларация и обязательство.
Согласно п. «е» декларации ответчик подтвердила, что ее основным видом деятельности, как индивидуального предпринимателя, является производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции (л.д.57, т.1).
В соответствии с обязательством (приложение № 5 к заявке, л.д. 82, т.1) Маркова В.А. обязалась достигнуть плановых показателей деятельности, указанные в проекте создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, представленном ответчиком, и осуществлять деятельность на сельской территории Республики Карелия или территории города, поселка городского типа Республики Карелия с численностью населения не более 100 тысяч человек в течение не менее 5 лет со дня получения Марковой В.А. гранта «Агростарап».
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Статья 71 ГПК РФ неисчерпывающим образом устанавливает вилы письменных доказательств: содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом; к письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).
С учетом названных процессуальных норм как письменные доказательства судебная коллегия расценивает представленные в материалы настоящего гражданского дела документы по уголовному делу № 12201860003000171.
Так, согласно постановлению о возбуждении данного уголовного дела в период времени до 28.03.2022 Сорокин М.Ю. и Цеханович А.А., находясь на территории Республики Карелия, имея умысел на хищение путем обмана бюджетных денежных средств в особо крупном размере, выделенных в качестве субсидий на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Карелия, вступили в предварительный сговор между собой и с иными неустановленными следствием лицами на совершение путем обмана хищения бюджетных денежных средств путем незаконного оформления субсидий на имена подконтрольных им лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, с целью обеспечения для себя возможности дальнейшего распоряжения указанными денежными средствами не по их целевому назначению, а по своему усмотрению в личных корыстных интересах. Сорокин М.Ю., действуя умышленно из личных корыстных побуждений, обратился к Марковой В.А. и убедил последнюю зарегистрироваться в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, а также открыть в банковских учреждениях расчетные счета на свое имя, предоставив свои персональные данные для оформления заявки на участие в конкурсе на получение субсидии. Далее, Сорокин М.Ю. совместно с Цеханович А.А. и иными неустановленными лицами, действуя умышленно из личных корыстных побуждений группой лиц по предварительному сговору, достоверно зная, что Маркова В.А. не осуществляет и не планирует осуществлять предпринимательскую деятельность, а также зная о требованиях, предъявляемых к лицам, претендующим на получение субсидий, подготовили от имени указанного лица заявку на участие в конкурсе на получение субсидии на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации и необходимый пакет документов, после чего обеспечили личное участие Марковой В.А. в конкурсной процедуре, проводимой в Министерстве. В ходе конкурсной процедуры Маркова В.А. сообщила недостоверную информацию представителям Министерства, не указав на то, что осуществлять предпринимательскую деятельность она фактически не планирует, и полученные в качестве субсидии денежные средства будут переданы ею в незаконное пользование третьих лиц. На основании незаконно поданных Сорокиным М.Ю. и Цеханович А.А. документов на получение субсидии и проведенного собеседования, представители Министерства, будучи введенными в заблуждение относительно того, что государственная поддержка в виде выделения субсидии будет направлена на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Карелия, приняли положительное решение о заключении соглашения о предоставлении субсидии с заявителем Марковой В.А. Полученными в качестве субсидии денежными средствами в сумме 4000000 руб. Сорокин М.Ю., Цеханович А.А. и иные неустановленные следствием лица распорядились в своих личных корыстных целях, в результате чего причинили бюджету Российской Федерации материальный ущерб на общую сумму 4000000 руб., что является ущербом в особо крупном размере.
Согласно протоколу допроса свидетеля Марковой В.А. в качестве свидетеля в феврале 2022 года у нее состоялась встреча с Сорокиным М.Ю., который предложил ей поучаствовать в конкурсе на получение гранта «Агростартап». Ответчик согласилась, зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, оформила электронные подписи для получения гранта, которые передала Цеханович А.А. От нее Маркова В.А. получила бизнес-план, в котором было указано, что у ответчика в наличии в собственности было 446000 руб., однако таких средств у нее не было. Денежными средства на счете, на который перечислен грант, ответчик не распоряжалась, условия получения гранта не знает, обстоятельства подписания документов на предоставление субсидии не помнит. Сорокин М.Ю. сообщил ей, что денежные средства, которые он планирует получить через оформление гранат на имя Марковой В.А., он потратит на расширение бизнеса «по клубнике», а ответчик станет его партнером. Маркова В.А. пояснила, что не собиралась лично высаживать клубнику, не была намерена нанимать работников либо еще каким-либо образом участвовать в производстве клубники. Она только хотела помогать Сорокину М.Ю. в организации продажи клубники на территории г. Санкт-Петербурга и г. Петрозаводска, с перспективой возможности расширения рынка сбыта. Регистрацию по месту жительства в Пряжинском районе Сорокин М.Ю. оформлял на нее и на остальных конкурсантов лично, из его пояснений ответчик поняла, что местом регистрации обозначен дом, который находится в собственности Сорокина М.Ю.
Достоверность информации, содержащейся в указанных документах, ответчиком не опровергнута, напротив, в апелляционной жалобе, ссылаясь на те же материалы уголовного дела, указывает на то, что самостоятельно средствами субсидии не распоряжалась, с ее ведома денежные средства переданы иным лицам.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Маркова В.А. представила декларацию и обязательство, содержащие недостоверные сведения относительно ее намерений осуществлять предпринимательскую деятельность по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, условия и порядок предоставления субсидии ответчиком соблюдены не были.
Более того, Марковой В.А., прекратившей статус индивидуального предпринимателя в апреле 2023 года (статус отсутствует и в настоящее время), нарушены условия о достижении определенных результатов в производстве продукции (приложение № 1 к соглашению), что в силу п. 63 Порядка предоставления субсидий является самостоятельным основанием для возврата полученных средств в бюджет.
В соответствии с п. 6.1.1 соглашения в случае установления предоставителем фактов нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, получатель возвращает субсидию в бюджет республики Карелия в полном объеме.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового об удовлетворении иска.
Принимая во внимание, что согласно п. 5 Порядка предоставления субсидий в актуальной редакции функции главного распорядителя бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление гранта на соответствующий финансовый год и плановый период, осуществляет Министерство, с ответчика в пользу Министерства следует взыскать денежные средства 4000000 руб., подлежащие возврату в бюджет Республики Карелия по условиям соглашения.
В силу ст.,ст. 98, 103 ГПК РФ, 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Пряжинского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 28200 руб.
Доводы ответчика о необходимости приостановления рассмотрения настоящего спора до окончания производства по названному выше уголовному делу и о взыскании субсидии с виновных лиц судебная коллегия отклоняет, поскольку рассматриваемый иск заявлен по самостоятельному основанию - ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств, тогда как основание требований о взыскании денежных средств в рамках уголовного дела - причинение вреда. В связи с этим, учитывая, кроме того, общий принцип разумности процессуальных сроков, вопрос ответственности Марковой В.А. подлежит разрешению в рамках настоящего гражданского дела. В свою очередь, при возникновении новых и вновь открывшихся обстоятельств, в том числе в ходе уголовного производства, по заявлению заинтересованных лиц постановленное по данному делу решение может быть пересмотрено. При разрешении вопроса о возмещении ущерба в уголовном деле, факт взыскания с Марковой В.А. денежной суммы в счет возврата субсидии также может быть учтен, в том числе на стадии исполнения.
Ссылка апеллянта на то, что прекращение ею статуса индивидуального предпринимателя вынуждено, поскольку связано с возбуждением уголовного дела, с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, свидетельствующих об изначальном отсутствии у Марковой В.А. намерения осуществлять предусмотренную заявкой на грант деятельность, основанием для ее освобождения от обязанности по возврату субсидии не является.
Решения Арбитражного суда Республики Карелия, которые приведены ответчиком, приняты с установлением обстоятельств, не тождественных обстоятельствам, установленным в рассматриваемом споре, в связи с чем этот довод апеллянта также подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 19 декабря 2023 года по настоящему делу отменить. Принять по делу новой решение.
Иск Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (ИНН 1001048092) к Марковой В. А. (паспорт (...)) о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Марковой В. А. (паспорт (...)) в пользу Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (ИНН 1001048092) денежные средства, подлежащие возврату в бюджет Республики Карелия в размере 4000000 руб.
Взыскать с Марковой В. А. (паспорт (...)) в доход бюджета Пряжинского муниципального района государственную пошлину в размере 28200 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи