Дело № 12 – 28/2021
Р Е Ш Е Н И Е
10 февраля 2021 г. г. Миасс Челябинской области
Судья Миасского городского суда Челябинской области Подрябинкина Ю.В., при секретаре судебного заседания Валетовой Е.В., рассмотрев в помещении Миасского городского суда жалобу Соловьева А.А. на постановление НОМЕР от ДАТА о наложении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
У С Т А Н О В И Л:
ДАТА заместителем директора по природоохранной деятельности ЮУ ФНЦ МиГ УрО РАН, заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории федерального значения Ильменский государственный заповедник Бакуниным П.В. вынесено постановление НОМЕР о наложении административного наказания, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении Соловьева А.А., который признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Соловьев А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано, что должностное лицо, вынесшее постановление не относится к должностным лицам, поименованным в ст. 23.25 КоАП РФ. Основным видом деятельности ЮУ ФНЦ МиГ УрОРАН являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Уставом организации не предусмотрены функции по управлению особо охраняемой природной территорией, а также право осуществлять государственный надзор в области охраны окружающей среды. У должностного лица, составившего протокол, отсутствуют полномочия на его составление. Считает, что отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, а административное дело возбуждено неуполномоченным лицом. Производство по делу подлежит прекращению.
В судебном заседании заявитель Соловьев А.А. поддержал доводы жалобы.
Лицо, вынесшее оспариваемое постановление и представитель заинтересованного лица – ЮУ ФНЦ МиГ УрО РАН Бакунин П.В. в судебном заседании полагали доводы жалобы не обоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении государственный инспектор ЮУ ФНЦ МиГ УрО РАН Матвеев М.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Заслушав участвующих лиц, исследовав все материалы административного дела, судья считает доводы жалобы не обоснованными, по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы отнесены к особо охраняемым природным территориям и могут быть федерального, регионального и местного значения (п. 2).
Из пункта 3 этой статьи следует, что органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Государственный природный заповедник «Ильменский государственный заповедник» отнесен распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 2591-р к ведению Федерального агентства научных организаций и имеет границы и особенности режима особой охраны.
Пунктами 2 и 4 Положения о государственном природном заповеднике «Ильменский государственный заповедник» (утв. Приказом ФАНО России от 04.07.2016 Г. № 32н) установлено, что государственный природный заповедник «Ильменский государственный заповедник» (далее - заповедник) создан декретом Совета Народных Комиссаров от 14 мая 1920 г., постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 декабря 1935 г. "Об Ильменском государственном полном заповеднике".
Границы заповедника определены в системе координат МСК-74 (основная территория) и государственной системе координат (Степное участковое лесничество) и представлены в приложении № 1 к настоящему Положению.
Согласно ч. 5 ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
Исходя из ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Основанием привлечения Соловьева А.А. к административной ответственности явился факт его нахождения в ... часов ДАТА на территории Ильменского государственного заповедника, без разрешительных документов на право посещения территории заповедника.
В соответствии с ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные обстоятельства находят подтверждение в протоколе об административном правонарушении от ДАТА (л.д. 51), выписке из ЕГРН, подтверждающей факт государственной регистрации территории заповедника, оспариваемым постановлением.
Факт отсутствия у него разрешительных документов на нахождение на территории заповедника в указанные в протоколе дату и время Соловьеым А..А. не отрицается.
Указанные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ.
Доводы Соловьева А.А. об отсутствии у должностных лиц, составивших протокол и оспариваемое постановление полномочий на их составление и подписание, судья не принимает.
Как следует из пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима различаются несколько категорий особо охраняемых природных территорий, к числу которых относятся, в частности, государственные природные заповедники,
Пунктом 1 статьи 11 Закона об особо охраняемых природных территориях определено, что управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Управление государственными природными заказниками федерального значения осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками (пункт 5 статьи 22 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 33 названного закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ на особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Следовательно, возложение на природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками, функций по управлению и охране территорий государственных природных заказников соответствует законодательству Российской Федерации.
В соответствии в выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ЮУ ФНЦ МиГ УрО РАН является правопреемником ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник» ( л.д.14-15).
В соответствии с п. 22.24 основными видами деятельности ЮУ ФНЦ МиГ УрО РАН являются в том числе осуществление государственного надзора в области охраны и использования охраняемых природных территорий.
Земли Ильменского государственного заповедника находятся в ведении ЮУ ФНЦ МиГ УрО РАН на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Заместитель директора по природоохранной деятельности Бакунин П.В. составивший оспариваемое постановление, государственный инспектор Матвеев М.П. являются работниками ЮУ ФНЦ МиГ УрО РАН, что подтверждается штатным расписанием.
Как в протоколе, так и в постановлении указаны должность и фамилия должностных лиц составивших протокол и постановление. То обстоятельство, что в оспариваемом постановлении отсутствует адрес учреждения, безусловным основанием к отмене постановления не является.
Из анализа выше приведенного законодательства и выявленного должностным лицом нарушения правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заповедника, судья приходит выводу о наличии в действиях Соловьева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, поскольку установлен факт его нахождения на особо охраняемой территории Ильменского государственного заповедника без соответствующего разрешения.
Административное наказание назначено Соловьеву А.А. в минимальном размере, установленном санкцией ст. 8.39 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену постановления, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление НОМЕР о наложении административного наказания от ДАТА, вынесенное заместителем директора по природоохранной деятельности ЮУ ФНЦ МиГ УрО РАН, заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории федерального значения Ильменский государственный заповедник Бакуниным П.В. в отношении Соловьева А.А. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Соловьева А.А. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.
Судья: