Решение по делу № 3а-538/2019 от 02.07.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02октября 2019 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Хромовой М.Н.,

с участием прокурораБолдыревой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-538/2019 по административному исковому заявлению Коваленко А.В., Воропаева С.О., Фролова А.В., Малькова С.В., Гришина А.И., Васильева В.В. к Тульской городской Думе о признании недействующими в части Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 года № 33/839 (в редакциирешения Тульской городской Думы от 24.07.2019 года № 71/1681),

установил:

23.12.2016 года решением Тульской городской Думы № 33/839 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула(приложение), включающие:

1.1. Раздел I. Порядок применения и внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула.

1.2. Раздел II. Карты градостроительного зонирования в составе:

- Карта градостроительного зонирования (приложение 1).

- Карта зон с особыми условиями использования территории (приложение 2).

- Карта границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия (приложение 3).

- Карта границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия. Город Тула (центральная часть) (приложение 4).

1.3. Раздел III. Градостроительные регламенты.

Указанное решение подписано Главой муниципального образования город Тула, вступило в силу с 01.01.2017 года.

Коваленко А.В., Воропаев С.О., Фролов А.В., Мальков С.В., Гришин А.И., Васильев В.В., являясь собственниками земельных участков с кадастровыми номерами ***, обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, о признании недействующими вышеупомянутых Правил землепользования и застройки в части установления зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения - Н-14 - ЗОЗ РЛС «Оборона-14» - ориентировочная зона ограничения застройки (5000 м) в приложении № 2 Карта зон с особыми условиями использования в границах названных земельных участков, ввиду их противоречия положениям пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьям 105, 106 Земельного кодекса Российской Федерации, Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 года № 405.

В обоснование заявленных требований административные истцы сослались на нарушение их прав и законных интересов в связи с невозможностью использования земельных участков в соответствии с установленным до принятия оспариваемого нормативного правового акта видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Административные истцы Коваленко А.В., Гришин А.И., Васильев В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

В судебном заседании административные истцы Воропаев С.О., Фролов А.В., Мальков С.В., их представитель по доверенностям Серегин М.С. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Тульской городской Думы по доверенности Шепарова О.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, указав, что оспариваемое решение принято компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.

Данную позицию разделили представители заинтересованных лиц администрации г. Тулы по доверенности Зубченко С.В., Министерства обороны РФ по доверенности Петренко П.Г.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по доверенности Целовальникова Н.А. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Суд, руководствуясь требованиями ст.ст. 150, 152, ч. 5 ст. 213 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Болдыревой И.Ю., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения спора по существу судом установлено, что Коваленко А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, площадью ***. Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 17.06.2014 года.

Воропаев С.О. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, площадью ***. Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 17.06.2014 года.

Фролов А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, площадью ***. Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 17.06.2014 года.

Мальков С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, площадью ***. Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 18.02.2019 года.

Гришин А.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, площадью ***. Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 17.06.2014 года.

Васильев В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, площадью ***. Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 17.06.2014 года.

Данные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи земельного участка от ***, договором купли-продажи земельного участка от ***, договором купли-продажи земельного участка от ***, договором купли-продажи земельного участка ***, договором купли-продажи земельного участка ***, договором купли-продажи земельного участка ***, соглашением об образовании земельного участка между собственниками земельных участков путем их объединения от ***, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 18.01.2017 года, от 01.11.2018 года, от 21.02.2019 года, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.10.2018 года, свидетельством о государственной регистрации права от 29.06.2016 года.

Указанные земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории - Н-14 – зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения РЛС «Оборона-14» - Ориентировочная зона ограничения застройки (5000 м).

В целях получения разрешения на строительство индивидуальных жилых домов административные истцы обратились в администрацию города Тулы, которая в лице заместителя начальника управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы отказала в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что принадлежащие административным истцам земельные участки находятся в зоне ограничения застройки источников электромагнитного излучения, что подтверждается уведомлениями о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 29.01.2019 года, от 30.01.2019 года, от 22.02.2019 года, от 07.03.2019 года, от 06.03.2019 года, от 14.11.2018 года, от 12.11.2018 года.

Согласно часть 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемым в части нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы административных истцов как собственников земельных участков, а, следовательно, они обладают правом на оспаривание данного нормативного правового акта.

Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

На основании пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В силу пункта26 части 1 статьи 16 Устава муниципального образования город Тула к вопросам местного значения муниципального образования относится утверждение Правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе Генерального плана муниципального образования документации по планировке территории.

В соответствии с пунктом 5 статьи 47 Устава муниципального образования город Тула по вопросам своего ведения Тульская городская Дума принимает решения.

Согласно части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Частью 2 статьи 65 Устава муниципального образования город Тула муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование город Тула, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальное опубликование муниципального нормативного правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, осуществляется путем первого размещения его полного текста в печатном средстве массовой информации «Городская газета «Тула» или в официальном печатном издании муниципального образования - бюллетене «Официальный вестник муниципального образования город Тула».

Официальным обнародованием муниципального нормативного правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первое размещение его полного текста на информационных стендах на территории муниципального образования, размещенных в местах, установленных решением Тульской городской Думы, на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.npacity.tula.ru.

Установленные приведенными выше нормами полномочия представительного органа местного самоуправления муниципального образования город Тула реализованы путем принятия Тульской городской Думой решения от 23.12.2016 года № 33/839 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула»; опубликованы 26.12.2016 года на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru и вступили в силу с 01.01.2017 года.

Названное решение было принято единогласно присутствующими на заседании депутатами (18 человек) данного коллегиального органа, подписаны главой муниципального образования город Тула в соответствии с требованиями статей 31, 62 Регламента Тульской городской Думы, утвержденного решением Тульской городской Думы от 25.01.2006 года № 7/87, пункта 2 части 1 статьи 35 Устава муниципального образования город Тула.

Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд также установил следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Постановлением администрации города Тулы «О подготовке проектов нормативов градостроительного проектирования и генерального плана городского округа город Тула» № 708 от 18.02.2015 года определен состав комиссии и порядок деятельности комиссии по подготовке проектов нормативов градостроительного проектирования и генерального плана городского округа город Тула.

Постановлением администрации город Тула от 19.03.2015 года № 1380 «О комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула» (вместе с «Составом комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула по должностям», «Порядком деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула») сформирован состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Проект правил землепользования и застройки подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии с частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 года № 65/1422 утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании город Тула.

В соответствии с пунктом 2.3 названного Положения публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования (не менее пяти депутатов Тульской городской Думы или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования (не менее пяти депутатов Тульской городской Думы), назначаются решением представительного органа муниципального образования, а по инициативе Главы муниципального образования – постановлением Главы муниципального образования.

10 мая 2016 года были назначены на 22.07.2016 года публичные слушания по обсуждению проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула в деревне Коптево (Постановление Главы муниципального образования город Тула от 10.05.2016 года № 300-п). Названное постановление опубликовано 10.05.2016 года на официальном сайте муниципального образования город Тула (http://www.npacity.tula.ru) в сети «Интернет».

22.07.2016 года состоялись публичные слушания, по результатам которых комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний рекомендовала администрации города Тулы утвердить проекты Генерального плана муниципального образования город Тула и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула.

Итоги публичных слушаний опубликованы 28.07.2016 года на официальном сайте муниципального образования город Тула (http://www.npacity.tula.ru) в сети «Интернет».

23.12.2016 года решением Тульской городской Думы № 33/839 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула.

На момент разрешения настоящего административного дела по существу Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула в настоящее время действуют в редакции решений Тульской городской Думы от 28.06.2017 года № 39/958(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 24.05.2017 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 28.06.2017), от 18.07.2018 года № 55/1330(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 25.04.2018 года; опубликовано в «Официальном вестнике муниципального образования город Тула», № 4, 26.07.2018), от 26.02.2019 года № 63/1515(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 26.12.2018 года; опубликовано в «Официальном вестнике муниципального образования город Тула», № 9, 05.03.2019), от 28.05.2019 года № 68/1619(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 16.05.2019 года; опубликовано в «Официальном вестнике муниципального образования город Тула», № 22, 04.06.2019, на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 04.06.2019), от 24.07.2019 года № 71/1681 (итоги (рекомендации) публичных слушаний от 08.07.2019 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 30.07.2019), с изменениями, внесенными решениями Тульской городской Думы от 25.10.2017 года № 43/1059(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 07.09.2017 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 25.10.2017), от 12.12.2017 года № 45/1114(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 13.11.2017 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 14.12.2017), от 31.01.2018 года № 47/1154(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 14.12.2017 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 05.02.2018), от 28.02.2018 года № 48/1194(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 10.01.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 05.03.2018), от 28.02.2018 года № 48/1215(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 14.02.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 05.03.2018), от 28.03.2018 года № 49/1224(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 10.01.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 02.04.2018), от 28.03.2018 года № 49/1226(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 24.01.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 02.04.2018), от 30.05.2018 года № 52/1284(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 25.04.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 04.06.2018), от 30.05.2018 года № 52/1286(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 25.04.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 04.06.2018), от 31.08.2018 года № 56/1363(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 30.05.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 03.09.2018), от 26.09.2018 года № 57/1373(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 20.08.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 02.10.2018), от 26.09.2018 года № 57/1375(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 20.08.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 02.10.2018), от 26.09.2018 года № 57/1377(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 20.08.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 02.10.2018), от 26.09.2018 года № 57/1379(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 20.08.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 02.10.2018), от 26.09.2018 года № 57/1381(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 20.08.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 02.10.2018), от 26.09.2018 года № 57/1383(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 20.08.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 02.10.2018), от 26.12.2018 года № 61/1467(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 19.10.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 27.12.2018), от 26.12.2018 года № 61/1469(итоги (рекомендации) публичных слушаний от 19.10.2018 года и 26.10.2018 года; опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru, 27.12.2018), от 24.07.2019 года № 71/1681.

Изложенное свидетельствует о том, что решение, оспариваемое административными истцами в части, принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов; порядок их принятия и правила введения в действие не нарушены.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются зонами с особыми условиями использования территорий.

Границы зон с особыми условиями использования территории в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4Градостроительного кодекса Российской Федерации), к которому относится и законодательство в сфере санитарного благополучия населения.

Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Из материалов дела следует, что радиолокационная станция 5Н84АП-М «Оборона-14», введенная в эксплуатацию в 1987 году, находится на территории радиотехнического батальона, входящего в состав войсковой части 51858, который сформирован в 1952 году. Радиолокационная станция 5Н84АП-М «Оборона-14» (двухкоординатная радиолокационная станция метрового диапазона волн с выходной средней мощностью передатчика в диапазоне рабочих частот 1,6 кВт, с диапазоном рабочих частот 160-200 МГц) является перевозимым радиотехническим средством на базе прицепных базовых шасси.

Техническая позиция радиотехнического батальона войсковой части 51858 по площади занимает 1,2 га и граничит с северо-запада с д. Иврово (1 км), на юго-западе – д. Коптево (2,5 км), на западе – с. Костомарово (1,5 км), на востоке – с/п Федоровское (7 км) и д. Барсуки (8 км).

Произведенная модернизация радиолокационной станции 5Н84АП-М «Оборона-14» в 2015 году повлекла за собой конструктивные изменения в передающей и приемной системах. Элементная база изделия была переведена с электровакуумных приборов на полупроводники (транзисторы и микросхемы). Мощность передающего устройства, частотный диапазон и длина волны радиолокационной станции 5Н84АП-М «Оборона-14» остались без изменения.

На момент введения в эксплуатацию радиолокационной станции 5Н84АП-М «Оборона-14» действовали Санитарные нормы и правила размещения радиотелевизионных и радиолокационных станций, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР от 08.02.78 года № 1823-78, которыми предусматривалось, что санитарно-защитная зона в целях рационального использования ее территории подразделяется на зону «строгого режима» и зону «ограничения» (п. 4.34), а размеры санитарно-защитной зоны определяются на стадии проектирования расчетными методами для каждого конкретного объекта в зависимости от его назначения, рабочей частоты, количества и мощности передатчиков, типа и высоты установки антенн над уровнем земли, рельефа местности. Результаты расчетов после ввода в эксплуатацию передающего радиообъекта проверяются инструментальными измерениями.

Указанными санитарными правилами были установлены также типовые размеры санитарно-защитных зон для типовых радиолокационных станций.

Согласно п. 4.18 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденным Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 года № 820, при размещении радиотехнических объектов (метеорологических радиолокаторов, телецентров и ретрансляторов, радиостанций, башен или мачт с установленными на них антеннами, ЛЭП, промышленных генераторов и других объектов, излучающих электромагнитную энергию) следует руководствоваться СанПиН 2963, СанПиН 2971 и ПУЭ [9].

В соответствии с Временными санитарными нормами и правилами защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами, утвержденными Минздравом СССР 19.01.1984 года № 2963-84, в целях защиты населения от воздействия электромагнитного поля, создаваемого радиотехническими объектами, устанавливаются при необходимости санитарно - защитные зоны и зоны ограничения застройки (п. 4.3).

Санитарно - защитная зона и зона ограничений устанавливается в соответствии с методиками, изложенными в обязательном приложении настоящих Правил. Границы санитарно - защитной зоны и зоны ограничений при приемке объекта в эксплуатацию уточняются на основе инструментальных измерений (п. 4.8).

Планировка и застройка в зоне действующих или проектируемых радиотехнических объектов должна осуществляться с учетом границ санитарно - защитной зоны и зоны ограничений, установленных в утвержденном проекте строительства или реконструкции радиотехнического объекта (п. 4.13).

В сфере градостроительства применяется также постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 июня 2003 г. № 135, которым введены в действие СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (далее также - СанПиН), которым установлены гигиенические требования к размещению и эксплуатации стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц - 300 ГГц, в том числе находящихся на специальных испытательных полигонах.

В соответствии с пунктами 3.7, 3.8, 3.9 СанПиН утверждение проектной документации по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, расширению и ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных ПРТО допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их настоящим Санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются Территориальными управлениями Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза осуществляется органами и учреждениями Госсанэпиднадзора, организациями, экспертами, аккредитованными в установленном порядке.

Санитарно-эпидемиологические заключения на ПРТО, расположенные на территориях и объектах специального назначения, выдаются Управлениями Роспотребнадзора в субъектах федерации при наличии положительного заключения центра Госсанэпиднадзора, осуществляющего надзор за данными объектами и территориями.

Перечень сведений и материалов, подлежащих включению в санитарно-эпидемиологическое заключение и приложения к нему, представлен в Приложении 1. Обязанность представления этих сведений и материалов, а также организация проведения расчетов распределения уровней ЭМП, границ санитарно-защитной зоны и зон ограничения, измерений уровней ЭМП лежит на владельце (администрации) ПРТО (п. 3.10 СанПиН).

Пунктом 3.17 названных СанПиН установлено, что в целях защиты населения от воздействия ЭМП, создаваемых антеннами ПРТО, устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и зоны ограничения с учетом перспективного развития ПРТО и населенного пункта.

Для ПРТО с мощностью передатчиков более 100 кВт, расположенных в черте жилой застройки, границы СЗЗ устанавливаются решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проводимой ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии», профильным научно-исследовательским институтом.

При этом п. 3.20 СанПин установлено, что границы СЗЗ и зон ограничения определяются расчетным методом и уточняются по результатам измерений уровней ЭМП.

Таким образом, вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон, зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования в силу прямого указания Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат непосредственно зоны с особыми условиями использования территории, определенные с соблюдением требований соответствующего законодательства.

Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, на картах зон с особыми условиями использования территорий, являющихся соответствующим приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Тула в действующей редакции, отображена зона с особыми условиями использования территории - Н-14 – зона ограничения застройки источников электромагнитного излучения РЛС «Оборона-14», которая распространяется на территорию земельных участков, принадлежащих административным истцам.

Вместе с тем проект строительства или реконструкции радиотехнического объекта РЛС 5Н84АПс обоснованием его размеров, результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы, как и санитарно-эпидемиологическое заключение на ПРТО суду не представлены. Отсутствуют определенные расчетным методом и уточненные по результатам измерений уровней ЭМП границы СЗЗ и зон ограничения.

Управление Роспотребнадзора по Тульской области 08.08.2019 года суду сообщило, что Управлением не выдавалось санитарно-эпидемиологическое заключение на передающий радиотехнический объект (ПРТО) РЛС «Оборона-14», решение по установлению санитарно-защитной зоны не принималось.

По информации войсковой части 51858 от 06.09.2019 года проекта строительства радиотехнического объекта РЛС 5Н84АП не имеется; командование армии не располагает сведениями об осуществлении мероприятий по установлению запретной зоны с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации в отношении территории радиотехнического батальона (д. Иврово Ленинского района Тульской области).

Согласно сообщению Публичного акционерного общества «Нижегородский телевизионный завод им. В.И. Ленина» от 02.09.2019 года радиолокационная станция 5Н84АП-М изготавливается (путем ремонта с модернизацией РЛС 5Н84АП) с 2008 года по утвержденной конструкторской документации, в которой сведения о размерах санитарно-защитной зоны и зоны ограничений отсутствуют, также как и сведения о вреде здоровью при размещении жилых домов в данной зоне.

В представленном суду акте № 885 ввода в эксплуатацию изделия 5Н84АП-М № 4407180 вышеуказанные сведения также не содержатся.

Санитарно-защитная зона и зона ограничения застройки источников электромагнитного излучения РЛС «Оборона-14» до принятия оспариваемого нормативного правового акта также не указывалась в картах ограничений использования территорий, что подтверждается соответствующей картой Генерального плана муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области.

При этом суд учитывает, что измерения параметров электромагнитных полей от оборудования ПРТО РЛС «Оборона-14», размещенной на территории войсковой части, проводились ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» в связи с обращением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области от 13.02.2018 года вс.п. Федоровское, с. Алешна, СНТ «Озерное», участок № 71; с.п. Федоровское, с. Алешна, ул. Горки, д. 18; с.п. Федоровское, в 300м от с. Рождество.

По результатам измерений, проводимых испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области», уровни электромагнитных полей радиочастотного диапазона (ЗМИ РЧ) не превышают гигиенических нормативов и соответствуют гигиеническим нормам, установленным СанПиН 2.1.2.2695-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Указанные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком и заинтересованными лицами. В указанной части представители ссылаются на действия разработчика Генерального плана.

Вместе с тем Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закон № 52-ФЗ не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон и зон ограничения застройки источников электромагнитного излучения.

Более того, как следует из Тома 2 материалов по обоснованию проекта генерального плана, разработанных ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» (опубликовано 05.05.2016 года),размеры санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки РЛС «Оборона-14» приняты как ориентировочные на основании размеров градостроительных ограничений объектов-аналогов, имеющих сходные тактико-технические данные, рабочие и промежуточные частоты, импульсную мощность.

Однако ориентировочные санитарно-защитные зоны и зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения по смыслу вышеприведенных санитарных норм и правил не являются окончательно установленными, а поэтому не влекут обязанности особого использования территорий, на которые они распространяются.

Более того, в материалах по обоснованию проекта генерального плана не указаны ни конкретные объекты-аналоги, имеющие сходные с РЛС 5Н84АП-М «Оборона-14» тактико-технические данные, рабочие и промежуточные частоты, импульсную мощность, ни характеристики названной радиолокационной станции.

Доводы представителей Тульской городской Думы и администрации города Тулы о возможности отображения санитарно-защитных зон в градостроительной документации в соответствии с их нормативными размерами не соответствуют положениям вышеприведенных санитарных норм и правил и не согласуются с пунктом 7 части 8 статьи 23, пунктом 4 статьи 1, частями 2, 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают в обязательном порядке отображение на соответствующих картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки границ зон с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, по существу Тульская городская Дума, утвердив карту зон с особыми условиями использования, являющуюся приложением к Правилам землепользования и застройки, самостоятельно и произвольно установила размеры и границы зоны ограничения застройки в пределах границ земельных участков, принадлежащих административным истцам, нарушив тем самым требования действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Следовательно, нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит актам большей юридической силы и нарушает права и законные интересы административных истцов в связи с неправомерным отображением зоны ограничения застройки по территории принадлежащих им земельных участков, ограничивают их право на возведение объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 года № 33/839 (в редакции решения Тульской городской Думы от 24.07.2019 года № 71/1681) в части установления зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения- Н-14 - ЗОЗ РЛС «Оборона-14» - ориентировочная зона ограничения застройки (5000 м) в приложении №2 Карта зон с особыми условиями использования в границах земельных участков с кадастровыми номерами ***.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание, что до принятия решения суда оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Коваленко А.В., Воропаева С.О., Фролова А.В., Малькова С.В., Гришина А.И., Васильева В.В. удовлетворить.

Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 года № 33/839 (в редакции решения Тульской городской Думы от 24.07.2019 года № 71/1681) в части установления зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения- Н-14 - ЗОЗ РЛС «Оборона-14» - ориентировочная зона ограничения застройки (5000 м) в приложении №2 Карта зон с особыми условиями использования в границах земельных участков с кадастровыми номерами ***.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacity.tula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

3а-538/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воропаев Станислав Олегович
Гришин Александр Иванович
Васильев Виктор Викторович
Мальков Сергей Владимирович
Помазкова Жанна Ивановна
Фролов Алексей Вячеславович
Острицкая Наталья Александровна
Неделяев Игорь Николаевич
Коваленко Алексей Викторович
Ответчики
Тульская городская Дума
Другие
Серегин Михаил Сергеевич
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Министерство оброны РФ
ФС по надзору
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации
ФКГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России»
администрация МО город Тула
Суд
Тульский областной суд
Судья
Голомидова Ирина Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
16.08.2020Регистрация административного искового заявления
16.08.2020Передача материалов судье
16.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.08.2020Предварительное судебное заседание
16.08.2020Предварительное судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее