Дело № 2-54/2024 |
УИД 02RS0006-01-2024-000037-39 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Улаган |
01 февраля 2024 года |
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Палагина А.В., при секретаре Чугуловой А.Ю., с участием прокурора Болычевой А.Ю., представителя ответчика Адыкаевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах МО «Улаганский район» к администрации МО «Улаганский район», Тандиной Марине Юрьевне об оспаривании договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах МО «Улаганский район» обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район», Тандиной М.Ю., просил признать недействительным договор аренды земельного участка от 03.08.2023 года № 179, применить последствия недействительности ничтожной сделки путём передачи земельного участка с кадастровым № уполномоченному органу - администрации МО «Улаганский район»; исключить в Едином государственном реестре недвижимости запись о праве аренды Тандиной М.Ю. в отношении земельного участка с кадастровым №.
Заявленные требования мотивированы тем, что 03.08.2023 года между администрацией МО «Улаганский район» и Тандиной М.Ю. заключен договор аренды земельного участка № 179, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым №, общей площадью 675 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> на срок 20 лет, для индивидуального жилищного строительства, с нарушением требований ст. 39.18 ЗК РФ. Проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым № предоставлен по договору аренды от 03.08.2023 года № 179 на основании подп. 15 п. 2 ст. 39.6, подп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, извещения, опубликованного в газете «Улаганнын солундары» от 25.05.2023 года № 20. В извещении указано, что заявления граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционах по приобретению прав на вышеуказанные земельные участки принимаются на бумажном носителе при личном приеме в течение тридцати календарных дней со дня опубликования настоящего сообщения по адресу: с. Улаган, ул. А.В. Санаа, д. 10а, с 09 до 16 час. с 25.05.2023 до 25.06.2023 года. Проверкой установлено, что 05.06.2023 года в администрацию МО «Улаганский район» поступило заявление ФИО18 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с тем, администрацией в нарушение требований подп. 2 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не принято, не обеспечено образование испрашиваемого земельного участка и не принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Извещение о возможном предоставлении спорного земельного участка не было опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru, что противоречит требованиям ЗК РФ и Постановлению Правительства РФ от 10.09.2012 года № 909. Оспариваемый договор нарушает требования закона, не обеспечивает равные права неопределенного круга лиц на приобретение спорного земельного участка, является ничтожным на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района Болычева А.Ю. просила удовлетворить исковые требования по основаниям, указанным в заявлении, пояснила о нарушении порядка предоставления без торгов Тандиной М.Ю. земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и нарушении вида разрешенного использования при предоставлении земельного участка.
Представитель ответчика администрации МО «Улаганский район», действующая на основании доверенности Адыкаева В.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что извещение о предоставлении земельного участка на сайте www.torgi.gov.ru не размещалось, предоставленный для индивидуального жилищного строительства земельный участок отнесен к зоне сельскохозяйственных угодий.
Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично на официальном сайте суда (https://ulagansky.ralt.sudrf.ru), ответчик Тандина М.Ю., представитель Управления Росреестра по Республике Алтай в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, отложить рассмотрение дела не просили. В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации признается равенство прав и свобод человека и гражданина.
Реализацией данного принципа в области земельных отношений является п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), согласно которой граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, предоставленные в аренду гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, имеют льготный порядок предоставления арендаторам в собственность – без проведения торгов (подп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Судом установлено, что постановлением Главы Акташского сельского поселения от 31.03.2023 года № 49, земельному участку в кадастровом квартале № присвоен адрес: <адрес> (л.д. 44).
11.05.2023 года (вх. 1043) Тандина М.Ю. обратилась в администрацию МО «Улаганский район» (также - уполномоченный орган) с заявлением о предоставлении без торгов для индивидуального жилищного строительства на праве аренды земельного участка площадью 675 кв.м, из земель населенных пунктов, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты>, по адресу: <адрес>. При этом основание для предоставления земельного участка без торгов в заявлении не указано.
25.05.2023 года в выпуске газеты «Улаганнын солундары» № 20 опубликовано извещение следующего содержания: администрация МО «Улаганский район» извещает о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, для ведения ИЖС, площадью 675 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Заявления о намерении участвовать в аукционе принимаются на бумажном носителе на личном приёме в течении 30 дней по адресу: с. Улаган, ул. А.В. Санаа, д. 10а. Срок с 25.05.2023 до 25.06.2023 года.
Извещение аналогичного содержания о предоставлении земельного участка размещено на официальном сайте МО «Улаганский район» разделе «градостроительство», вкладка «публикация информации о предоставлении земельных участков», при этом определить дату размещения, либо корректировки извещения не представляется возможным ввиду поточного размещения извещений на странице сайта.
05.07.2023 года постановлением администрации МО «Улаганский район» № 616 по заявлению Тандиной М.Ю. образован земельный участок из земель населенных пунктов, утверждена схема расположения земельного участка, установлен вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), предварительно согласовано предоставление образуемого земельного участка (л.д. 17).
20.07.2023 года по заявлению Тандиной М.Ю. земельный участок поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового № (л.д. 11).
03.08.2023 года между администрацией МО «Улаганский район» в лице Главы района Акчина А.К. и Тандиной М.Ю. заключён договор аренды земельного участка с кадастровым №, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, на срок 20 лет, с уплатой арендной платы в размере 587,25 руб. в год (л.д. 19-20).
07.08.2023 года договор аренды земельного участка прошёл государственную регистрацию, сведения о сделке внесены в Единый государственный реестр недвижимости, составлена регистрационная запись № (л.д. 12-оборот).
Таким образом, суд исходит из того, что на основании договора с уполномоченным органом Тандина М.Ю. получила без торгов, для индивидуального жилищного строительства право аренды на земельный участок, расположенный в границах населенного пункта, с кадастровым №.
В обоснование иска прокурор указывает на недействительность сделки, нарушении требований ст. 39.18 ЗК РФ при предоставлении Тандиной М.Ю. земельного участка без торгов, что нарушает равные права неопределенного круга лиц на приобретение спорного земельного участка.
Отношения по предоставлению земельных участков из земель, находящихся в публичной собственности, а также порядок их использования, в зависимости от категории заявителя и целей использования, регулируются нормами Главы V.1 ЗК РФ, с учётом особенностей, установленных региональным законодательством.
По общему правилу, действующее земельное законодательство предусматривает предоставление земельных участков на торгах и в исключительных случаях, для определенной категории земельных участков, без проведения торгов, или с учётом особенностей, установленных ст. 39.18 ЗК РФ, которые являются гарантией равенства возможностей неопределенного круга лиц на предоставление земельных участков.
При этом действующий порядок не предусматривает произвольное предоставление уполномоченным органом земельных участков находящихся в публичной собственности, а требует соблюдения процедуры, установленной Главой V.1 ЗК РФ, что является гарантией обеспечения предусмотренной законом степени информированности потенциальных претендентов на получение прав в отношении земельных участков, тем самым обеспечивает интересы неопределенного круга лиц (публичные интересы).
В этой связи, учитывая основание заявленных требований, суд полагает обоснованным обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц на основании ст. 45 ГПК РФ.
В силу подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 1, 8 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который предстоит образовать предусматривает следующие стадии: подготовку схемы расположения земельного участка; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса; обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подача в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора аренды земельного участка.В силу п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 года № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
Согласно п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способы подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ).
Подписание договора аренды земельного участка возможно только при отсутствии заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе (п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).
В силу ст. 65 Устава МО «Улаганский район» официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов в газете «Улаганнын солундары», размещение их текстов на официальном сайте администрации МО «Улаганский район».
В нарушение требований п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ при предоставлении спорного земельного участка администрация МО «Улаганский район» не разместила извещение на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.torgi.gov.ru), что ответчиком не оспорено и подтверждается сведениями из акта мониторинга (л.д. 22), скриншотами сайта (л.д. 26-31).
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Таким образом, действующее градостроительное законодательство не предусматривает возможность внесения изменений в утвержденный генеральный план без проведения публичных процедур, а утверждение схемы расположения земельного участка должно учитывать документы территориального планирования.
Из пояснений представителя ответчика ФИО19 и представленных документов следует, что предоставленный Тандиной М.Ю. спорный земельный участок с кадастровым №, в соответствии с утвержденным в 2020 году Генеральным планом Акташского сельского поселения, относится к зоне сельскохозяйственного использования (сельскохозяйственных угодий), не предназначенной для целей индивидуального жилищного строительства.
В этой связи, суд приходит к выводу, что оспариваемый договор аренды земельного участка заключен с нарушением положений ст. 39.18 ЗК РФ, устанавливающих обязательные требования (особенности) предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, без проведения торгов.
В силу п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Судом установлено нарушение запрета предоставления спорного земельного участка без соблюдения особенностей, установленных ст. 39.18 ЗК РФ, без размещения извещения на сайте www.torgi.gov.ru, что нарушает права неопределенного круга лиц на равный доступ к приобретению прав на земельные участки, посягает на публичные интересы и является основанием для удовлетворения исковых требований в части признания недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
На основании п. 2 ст. 167 ГК РФ, установив, что оспариваемая сделка заключена с нарушением требований законодательства и посягает на публичные интересы, суд полагает необходимым применить последствия недействительности ничтожной сделки путем передачи спорного земельного участка уполномоченному органу - администрации МО «Улаганский район».
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ с учётом объёма необходимых действий, суд полагает правильным определить срок для передачи спорного земельного участка в течении десяти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Учитывая закрепленный в подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принцип платности использования земли, суд не находит оснований для применения двусторонней реституции в отношении недействительного (ничтожного) договора аренды земельного участка и возвращения Тандиной М.Ю. арендной платы.
В качестве необходимых последствий недействительности ничтожной сделки, суд полагает правильным удовлетворить требование прокурора об исключении в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи о праве аренды Тандиной М.Ю. на спорный земельный участок.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает, что при обращении в суд прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 300 руб., решение состоялось в пользу истца, что в силу ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания государственной пошлины с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины – Тандиной М.Ю.
Определением суда от 10.01.2024 года по делу приняты меры по обеспечению иска в виде запрета ответчику совершать сделки, органам Росреестра совершать регистрационные действия в отношении спорного земельного участка.
Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены, в силу ч. 3 ст. 144 ГПК РФ меры по обеспечению иска следует сохранить до исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах МО «Улаганский район» об оспаривании договора аренды земельного участка удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 03.08.2023 года № 179, заключенный между администрацией МО «Улаганский район» (ИНН 0402002696) и Тандиной Мариной Юрьевной (паспорт <данные изъяты>).
Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды земельного участка от 03.08.2023 года № 179, обязав Тандину Марину Юрьевну в течении десяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу передать земельный участок с кадастровым № по акту приема – передачи уполномоченному органу – администрации МО «Улаганский район».
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись от 07.08.2023 года № № о праве аренды Тандиной Марины Юрьевны в отношении земельного участка с кадастровым №.
Взыскать с Тандиной Марины Юрьевны в бюджет МО «Улаганский район» государственную пошлину в размере 300 руб. 00 копеек.
Меры по обеспечению иска принятые определением суда от 10.01.2024 года сохранить до исполнения решения суда, по исполнении решения суда отменить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение составлено 01.02.2024 года.
Председательствующий |
А.В. Палагин |