ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-4893/2020, № 2-1-127/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 4 марта 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А.,
судей Зюзюкина А.Н., Козловской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коноваловой <данные изъяты>, Коновалова <данные изъяты> к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях об исправлении реестровой ошибки, признании результатов межевания недействительными в части, установлении границы земельного участка
по кассационной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
на решение Людиновского районного суда Калужской области от 15 апреля 2019 г. по делу № 2-1-127/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 22 июля 2019 г. по делу № 33-2122/2019.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н., выслушав объяснения представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги»- Мичурина А.А. (по доверенности), поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Коновалова В.Н., Коновалов В.Н., обратившись в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «Российские железные дороги»), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях. Просили признать реестровую ошибку в описании местоположения границы земельного участка, имеющего вид разрешенного использования- для объектов железнодорожного транспорта, принадлежащего Российской Федерации и находящегося в аренде у ОАО «Российские железные дороги», с кадастровым номером №, местоположением: <адрес> признать недействительными результаты межевания указанного земельного участка в части границ по точкам н2-н9 согласно плану границ земельного участка от 22 января 2019 г., изготовленному кадастровым инженером Ильиным Ю.Н.; установить смежную границу земельного участка истцов, расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка ответчиков, расположенного по адресу: <адрес>, по точкам н9-н10-н11-н1-н2-н9 с уменьшением площади земельного участка ответчика на 809 кв.м, согласно плану от 22 января 2019 г., изготовленному кадастровым инженером ФИО10.
В обоснование требований истцы указали на то, что им принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, имеющий вид разрешенного использования- для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. При проведении кадастровых работ по установлению местоположения границ земельного участка кадастровым инженером Ильиным Ю.Н. выявлено пересечение границ принадлежащего им земельного участка с земельным участком для объектов железнодорожного транспорта с кадастровым номером №. Площадь наложения на принадлежащий им участок составляет 809 кв.м.
Решением Людиновского районного суда Калужской области от 15 апреля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 22 июля 20189 г., исковые требования удовлетворены.
Суд постановил: исправить реестровую ошибку в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым №, общей площадью 795 629 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; признать недействительными результаты межевания указанного земельного участка от 2002 года, выполненное ООО «Смоленсктрансизыскания», в части по точкам н2-н9 плана расположения земельного участка от 22 января 2019 г., составленного кадастровым инженером ФИО9 установить смежную границу земельного участка истцов, с кадастровым номером 40:28:010801:23, общей площадью 1 200 кв.м и земельного участка, находящегося в аренде у ОАО «Российские железные дороги», с кадастровым номером 40:28:000000:1, общей площадью 795 629 кв.м, в соответствии с планом расположения земельного участка от 22 января 2019 г., составленным кадастровым инженером ФИО11., по точкам н9-н10-н11-н1-н2-н9, с уменьшением площади земельного участка ответчика на 809 кв.м; план расположения земельного участка от 22 января 2019 г., составленный кадастровым инженером ФИО12., считать неотъемлемой частью решения суда.
В кассационной жалобе ОАО «Российские железные дороги» ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как принятых с нарушениями норм материального и процессуального права.
Заявитель, в частности, ссылается на необоснованность вывода суда о межевании земельного участка с кадастровым номером № без учета фактического расположения земельного участка истцов, об установлении границ земельного участка полосы отвода железной дороги в соответствии с требованиями Закона о государственном кадастре недвижимости, недоказанности права истцов на земельный участок в границах, которые указаны в исковом заявлении.
Согласно части 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений.
Судебная коллегия в интересах законности, в целях защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, считает необходимым проверить состоявшиеся по делу судебные постановление в полном объеме и находит их не соответствующими требованиям закона в связи со следующим.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и следует из материалов дела, истцами инициирован спор о границах и площади земельного участка, с кадастровым номером № принадлежащего Российской Федерации и являющегося полосой отвода железной дороги.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» представителем собственника со стороны Российской Федерации в отношении полос отвода и охранных зон железных дорог является Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
В силу пункта 5.2 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта указанный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству. Согласно пункту 5.3.20 Положения именно Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет принятие решений об установлении границ охранных зон железных дорог.
Между тем, приведенные нормы права не были учтены судами нижестоящих инстанций. Решением об установлении границ земельного участка с кадастровым номером № по существу разрешен вопрос о правах и обязанностях Федерального агентства железнодорожного транспорта без его привлечения к участию в деле.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке в любом случае являются принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4).
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебными инстанциями по настоящему делу допущены нарушения норм права, которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 22 июля 2019 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 22 июля 2019 г. по делу № 33-2122/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции- в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда.
Председательствующий
Судьи