Дело 21-2/2019
(№ 21-1018/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
24 января 2019 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» Власюка С.Н. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года № 12-220/2018,
у с т а н о в и л :
постановлением государственного инспектора Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО2 от 13 февраля 2018 г. №006409/0482 общество с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года № 12-220/2018 жалоба ООО «Карьер «Оползневое» оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 13 февраля 2018 г. №006409/0482 – без изменения.
Не согласившись с принятым решением, представитель ООО «Карьер «Оползневое» Власюк С.Н. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 27 сентября 2018 года отменить, производство по делу прекратить.
Доводы мотивированы тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение, что является основанием для его отмены.
В жалобе указано на то, что в ходе проверки землеустроители, кадастровые инженера, специалисты ЯГЛПЗ не привлекались, мероприятия, связанные с установлением точных границ участка ООО «Карьер «Оползневое» не проводились.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителя ООО «Карьер «Оползневое» Власюка С.Н., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Исходя из требований подпункта 2 пункта статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон №7-ФЗ)
Согласно ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона №7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона №7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу ч.1 ст. 6 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона Республики Крым от 10.11.2014 № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» организация, использование и охрана особо охраняемых природных территорий в Республике Крым осуществляются, в том числе с принципом недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и экологического равновесия).
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 14.12.2017 №2877 в период с 19.12.2017 по 21.12.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Карьер «Оползневое», с целью выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в части выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения, исполнения требований земельного законодательства в части законности проведения работ по рекультивации земель, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в части нарушения установленного режима или иных правил охраны.
По результатам проверки составлен акт от 21.12.2017 №020.
Согласно указанному акту установлен факт размещения насыпи общераспространенных полезных ископаемых (далее ОПИ) в районе камнедробильного завода. Указанное размещение ОПИ имело примерные координаты 44,416133 33,905449 в соответствии с публичной кадастровой картой. Также, согласно публичной кадастровой карте место размещения ОПИ не входит в границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ООО «Карьер «Оползневое», и возможно находится в границах особо охраняемой природной территории – Ялтинский горно-лесной природный заповедник (далее ООПТ ЯГЛПЗ).
Как усматривается из положения о Государственном бюджетном учреждении Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» (далее - ГБУ РК «ЯГЛПЗ»), утвержденного приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству от 03.12.2014 №124, Ялтинский горно-лесной природный заповедник относится к особо охраняемой природной территории и является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
В силу п. 6.1 Положения, на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе, строительство любых коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника.
21.12.2017 государственным инспектором Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО2 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №1776 в отношении ООО «Карьер «Оползневое» по ст. 8.39 КоАП РФ.
18.01.2018 сотрудниками Министерства совместно с сотрудниками ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» осуществлен повторный выход на местность, по результатам которого составлен акт №067-0482.
Согласно данному акту сотрудниками ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» указано на маркировку границ особо охраняемой природной территории ЯГЛПЗ, в связи с чем было определено, что вышеуказанное место размещения ОПИ находилось на территории особо охраняемой природной территории ЯГЛПЗ. Также, на момент повторного обследования 18.01.2018 г. установлено отсутствие ОПИ ранее указанных в акте проверки от 21.12.2017 №020, вместе с тем, выявлены следы работы тяжелой гусеничной техники.
02.02.2018 в отношении ООО «Карьер «Оползневое» составлен протокол об административном правонарушении №006409 по ст. 8.39 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО2 от 13 февраля 2018 г. №006409/0482 ООО «Карьер «Оползневое» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП.
Оставляя указанное постановление должностного лица без изменений, суд первой инстанции исходил из доказанности вины общества во вмененном ему административном правонарушении.
Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела об административном правонарушении является установление лица, нарушившего установленный режим и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях особо охраняемой природной территории - Ялтинского горно-лесного природного заповедника.
Судом первой инстанции в доказательство вины ООО «Карьер «Оползневое» в том числе положено заключение эксперта от 05.09.208 г. № 324.
Вместе с тем, судьей городского суда не учтено, что согласно п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Как усматривается из представленного в материалы дела заключения эксперта от 05 сентября 2018 года № 324 (л.д. 72-85), эксперт предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса РФ. При этом, указанное заключение эксперта не содержит сведений о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложных заключений по статье 17.9 КоАП РФ. Указанное нарушение является существенным нарушением требований процессуального законодательства, поскольку дела об административных правонарушениях рассматриваются по правилам КоАП РФ и иное процессуальное законодательство не применимо (ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ).
Кроме того, суд первой инстанции в своем решении сослался на показания допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля государственного инспектора Управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО2, которому, как усматривается, не были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, он не был предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.
Также, решением Верховного Суда Республики Крым от 20 июня 2018 г. № 21-424/2018, которым было отменено решение судьи Ялтинского городского суда от 23 апреля 2018 г., было дано указание суду первой инстанции при новом рассмотрении проверить наличие согласования с органом прокуратуры на проведение внеплановой проверки в отношении ООО «Карьер «Оползневое», однако, такое указание апелляционной инстанции судьей городского суда оставлено без внимания.
Давая оценку решению Ялтинского городского суда от 27 сентября 2018 г., суд апелляционной инстанции также обращает внимание на то, что не выяснялось и не устанавливалось с помощью каких средств измерения, должностным лицом в декабре 2017 г. были определены координаты насыпи полезных ископаемых, при том, что при повторном выходе на местность для уточнения границ земельного участка, на котором она была обнаружена, выявленная ранее насыпь уже отсутствовала.
Судом эти обстоятельства не проверялись, указанное не позволило суду первой инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу общества на постановление органа от 13.02.2018 года № 006409/0482.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года № 12-220/2018 подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения и постановить решение, отвечающее требованиям ст. ст. 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» Власюка С.Н. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года № 12-220/2018 – удовлетворить частично.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года № 12-220/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ООО «Карьер «Оползневое» – отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>