2-1390/2023
25RS0039-01-2023-001662-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2023 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе
судьи Прытковой М.В.,
при секретаре Мещеряковой Е.А.,
с участием помощника прокурора Надеждинского района Медведева М.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, муниципального образования – Надеждинский муниципальный район, Российской Федерации к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности обеспечить финансирование и выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района, действуя в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, муниципального образования – Надеждинский муниципальный район, Российской Федерации, просит суд возложить на ответчика обязанность обеспечить финансирование и выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в указанной квартире отсутствует индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения. Администрацией Надеждинского муниципального района как собственником вышеуказанной квартиры не принято мер по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Кустова А.Э. в судебном заседании просила в иске отказать, учесть доводы письменных возражений, в которых сослалась на отсутствие у прокурора правовых оснований для обращения в суд с указанными исковыми требованиями.
Третье лицо Маслов П.А., представители третьих лиц ООО «Стройка Плюс», ООО «СТИМУЛ СТРОЙСЕРВИС» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией Надеждинского муниципального района допущено нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальных квартирах.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности ответчика.
Вышеуказанная квартира не оснащена индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 и ч. 5.1 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
До 1 января 2015 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354).
В силу ч.9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ст. 15 Федерального № 131-Фз от 06.10.2013 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: утверждения и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещений муниципального жилищного фонда в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу п. 1 ст. 209 и п. 1 ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из анализа указанных норм следует, что оснащение приборами учета жилого помещения в многоквартирном доме, а также финансирование соответствующих мероприятий является обязанностью собственника соответствующего жилого помещения.
Проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности жилого помещения обязательно в силу Федерального закона № 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанное в исковом заявлении жилое помещение является объектом муниципальной собственности, а поскольку обязанность по установке индивидуальных приборов учета возложена законом именно на собственников жилых помещений, суд приходит к выводу о том, что со стороны ответчика имеется бездействие, связанное с неустановлением прибора учета, в связи с чем, считает необходимым возложить на ответчика обязанность обеспечить финансирование и выполнить мероприятия по установке индивидуального прибора учета холодного водоснабжения в <адрес> по адресу: <адрес>.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ, установить срок для исполнения решения - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ, ст. ст. 3, 4, 5 ГПК РФ неисполнение требований закона, нарушающее права, свободы и законные интересы граждан, является основанием для их защиты в судебном порядке.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Бездействие ответчика приводит к нарушению прав и законных интересов неопределённого круга лиц – граждан, проживающих, зарегистрированных, а также имеющих право пользования жилыми помещениями, расположенными в соответствующем многоквартирном доме, так как определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги напрямую зависит от наличия приборов учета, отсутствие в отдельных квартирах приборов учета может повлечь повышение фактического объема коммунального ресурса над объемом, рассчитанным исходя из норматива, и соответственно приведет к увеличению платы за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества.
При этом, круг лиц в интересах которых прокурор обратился с настоящим иском в суд, носит неопределённый характер, так как положения ЖК РФ, позволяют собственнику и нанимателю жилого помещения вселять в него иных лиц, количество которых установить невозможно.
Бездействие ответчика также влечет нарушение прав и законных интересов муниципального образования – Надеждинский муниципальный район, поскольку плата за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления в связи с отсутствием индивидуального прибора учета подлежит взиманию с собственника, а не нанимателя помещения. Указанное обстоятельство влечет возникновение дополнительной финансовой нагрузки на бюджет муниципального образования.
В данном случае, неисполнение ответчиком установленных действующим законодательством обязанностей идет вразрез с целенаправленной энергосберегающей политикой Российской Федерации, препятствует получению объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определению показателей энергетической эффективности и повышению энергетической эффективности, что нарушает интересы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика об отсутствии у прокурора полномочий для обращения в суд не отвечают требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, муниципального образования – Надеждинский муниципальный район, Российской Федерации к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности обеспечить финансирование и выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, удовлетворить.
Возложить на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность обеспечить финансирование и выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Прыткова