Решение от 09.03.2016 по делу № 2-57/2016 (2-1090/2015;) от 14.12.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2016г. п.Усть-Ордынский

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе:

судьи Асаевой Л.А.,

с участием ст.помошника прокурора Эхирит-Булагатского района Педрановой И.А., директора МОУ Бозойский СОШ Байдаевой Г.Г, представителя администрации МО «Эхирит-Булагатский район» Хажеевой Л.Г.,

при секретаре Павловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах неопределенного круга несовершеннолетних к МОУ Бозойская СОШ, администрации МО «Эхирит-Булагатского района об обязании оборудовать помещения образовательного учреждения системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией,

у с т а н о в и л :

Прокуратурой Эхирит-Булагатского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в образовательных учреждениях района в части обеспечения антитеррористической защищенности. При этом установлено, что в помещениях МОУ Бозойская СОШ отсутствуют системы видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией.

Поэтому прокурор района в силу своих полномочий, на основании ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с настоящим иском, в котором просит обязать образовательное учреждение и администрацию района, как учредителя, оборудовать помещения Бозойской СОШ системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией в срок до ***

В обоснование заявленного требования прокурор указывает, что создание безопасных условий обучения, воспитания, присмотр и уход за обучающимися в соответствии с установленными нормативами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательного учреждения является обязанностью образовательной организации, которая несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. В соответствии с Федеральным законом № 35 от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» противодействие терроризму-деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и /или/ ликвидации последствий проявления терроризма, на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию мер по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и/или ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий, сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

Пунктами 1, 2 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здание и сооружения необходимо соблюдение требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011г. N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Из приложения "В" к Своду правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

В соответствии с п. 5.2 Приказа Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

Исполнение приведенных требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Отсутствие в образовательном учреждении систем видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, предназначенных для обеспечения безопасных условий образовательного процесса, по-мнению прокурора, негативно отражается на комплексной безопасности учреждения, в том числе направленной на предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций в учреждении, влечет грубое нарушение прав и интересов участников образовательного процесса, ставит их жизнь и здоровье под угрозу.

В судебном заседании ст.помошник прокурора Педранова И.А. иск прокурора поддержала в полном объеме.

Директор Бозойской СОШ Байдаева Г.Г. иск не признала и поддержала свой отзыв на исковое заявление, согласно которого в целях обеспечения безопасности условий образовательного процесса, в т.ч. направленных на предупреждение террористических актов и ЧС в учреждении проводится работа, разработан и утвержден «паспорт технической безопасности» школы, установлена АПС марки «Мираж» который имеет голосовой вывод, прибор приемно-контрольный «Гранит-16», охранно-пожарный, прибор управления оповещателями СОНАТА.У, заключены соответствующие договора на обслуживание, сигнал действует при ЧС, имеется рупор-громкоговоритель, световое табло «выход, т.е. учреждение в полной мере оборудовано системами оповещения и эвакуации, на оборудование системы видеонаблюдения нет финансовых средств и возможностей..

При этом директор суду пояснила, что здание школы построено в ***., т.е. до *** реконструкции и капреморнту не подвергалось, обучающихся 101 детей, 37 работников школы. На текущий год у учреждения имеется задолженность по коммунальным услугам и за электроэнергию, на приобретение видеонаблюдения отсутствуют финансовые средства.

Представитель администрации МО «Эхирит-Булагатский район» Хажеева Л.Г. иск не признала и поддержала отзыв, согласно которого ни ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», ни Свод правил, на которые ссылается прокурор, не содержат в себе требований об установке во всех помещениях образовательного учреждения систем оповещения и эвакуации. Учреждением приняты все меры к оборудованию здания системой оповещения и эвакуации. Полномочиями по разработке и реализации программ профилактики терроризма минимизации и ликвидации последствий, наделены только высшие органы исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, призваны принимать участие в профилактике терроризма и экстремизма в соответствии с программами и рекомендациями, утвержденными органами исполнительной власти субъекта РФ. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправлении самостоятельно за счет своих бюджетов. Бюджет района на *** принят на 75% от потребности. Установленные прокурором сроки нереальны для исполнения, принудительное исполнение судебного решения может привести к более неблагоприятным последствиям.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о законности предъявленного прокурором иска в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних. Право на обращение в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, в т.ч. несовершеннолетних, регламентировано ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.45 ГПК РФ.

Конституцией РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с конституционным принципом ФЗ № 273 от 29.12.12г. «Об образовании в РФ» на образовательное учреждение возложена обязанность создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотр и уход за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 06.03.06г., одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашен принцип обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ № 35, противодействие терроризму -деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Под антитеррористической защищенностью объекта (территорий) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Органы местного самоуправления, в соответствии с п.3 ст.5 ФЗ № 35 наделены обязанностью принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

Положениями ФЗ от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011г. N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Из приложения "В" к Своду правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

В соответствии с п. 5.2 Приказа Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

Совокупность нормативно-правовых актов, в силу которых заявлен настоящий иск прокурором района, установливает, что обеспечение технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления.

Осуществление деятельности учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Исполнение требований приведенных нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

МОУ Бозойская СОШ, как следует из Устава учреждения, утвержденного постановлением мэра района, обладает статусом юридического лица, в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и другими принимаемыми в соответствии с ним законами и нормативно-правовыми актами РФ, основной целью деятельности является организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образованиЯ. Учредителем учреждения и собственником имущества учреждения является МО «Эхирит-Булагатский район» в лице администрации МО «Эхирит-Булагатский район».

На данный момент количество учащихся школы 101, работников детсада 37.

Как установлено, Бозойская СОШ не оснащена системой видеонаблюдения, что подтверждается сообщением и.о. мэра района, подтвердила в судебном заседании заведующая детсадом.

Поэтому на ответчиков, т.ч. администрацию МО, как исполнительного органа местного самоуправления, следует возложить обязанность по оборудованию помещений МОУ системами видеонаблюдения в срок до *** который является разумным. Финансирование муниципальных бюджетных образовательных учреждений осуществляется органом местного самоуправления, который также является и субъектом антитеррористической деятельности, вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников школы и иных посетителей находятся в совместном ведении как образовательного учреждения, так и органа местного самоуправления.

Утверждение стороны ответчика, что здание МОУ было построено до вступления в силу Требований регламента о безопасности зданий и сооружений, реконструкции и капремонту здания не подвергались, не является основанием для освобождения от принятия мер по обеспечению системами видеонаблюдения, как меры антитеррористической защищенности объекта.

В ходе проведенной проверки и.о. мэра Б доведено до прокурора района, что все муниципальные учреждения образования района оснащены пожарно-охранной звуковой сигнализацией, дополнительно для управления эвакуацией людей учреждения оснащены громкоговорителями.

Указанное не оспаривается, школа оснащена автоматической пожарной сигнализацией с выводом экстренной кнопки на пульт ФГКУ, подтверждается договором на техническое обслуживание приборов и сети пожарной автоматизированной пожарной системы оповещения от *** установлении сигналов звуковой сигнализации, с которой ознакомлены пед и техсостав школы, актом проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Отсюда суд находит установленным, что подтверждается планом работы школы по противдейтсвии терроризму и экстремизму на *** планом мероприятий по противопожарной безопасности ОУ на *** уч.г., планом-графиком тренировок по экстренной эвакуации учащихся и работников школы на случай ЧС, планом обучения персонала приказами от *** об обеспечении пожарной безопасности, об организации антиреррористической зашиты организации, в учреждении установлены световые табло «выход», имеется громкоговоритель, имеется план эвакуации и инструкции по эвакуации, которые размещены в коридорах, назначены ответственные лица за эвакуацию, проводятся тренировки, организована охрана путем дежурств работников, т.е. учреждением приняты все меры к оборудованию здания школы системой оповещения и эвакуации.

Кроме того утвержден «паспорт безопасности» учреждения.

Представленные документы стороной ответчика прокурором не оспариваются, по ним не заявлено возражений.

Поэтому суд соглашается с утверждением ответчиков, что установленные в здании Бозойской школы технические средства оповещения и управления эвакуацией, как профилактические меры, предназначенные для своевременного сообщения информации о чрезвычайных ситуациях и путях эвакуации, действующие и обслуживающие, являются и мерами, направленными на противодействие террористической деятельности, достаточны. По-мнению суда, принятые меры соответствует требованиям п. 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Принимая также во внимание отсутствие финансовых возможностей у образовательного учреждения, необеспеченность доходной базы МО, бюджет которого принят на текущий год на 75% от потребности, при этом учтены только первоочередные расходы, имеет место необеспеченность расходов бюджета в виде дефицита в объеме <данные изъяты> руб., суд приходит к выводу, что в части удовлетворения требования прокурора по обязанию оборудования помещений образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией, возможно отказать.

Поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ***

░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░

2-57/2016 (2-1090/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Эхирит-булагатского района
Ответчики
МОУ Бозойская СОШ
Суд
Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области
Дело на сайте суда
ehirit.uso.sudrf.ru
14.12.2015Передача материалов судье
14.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2016Судебное заседание
10.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2016Судебное заседание
14.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее