Дело № 2-306/2019
24RS0054-01-2019-000068-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Сазоновой О.В.,
при секретаре Дригота К.А.,
с участием прокурора - заместителя прокурора Ужурского района Красноярского края Владимировой О.В., истца Скрипникова Р.В., представителя ответчика администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края Манакова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края, действующего в интересах Скрипникова Р.В., к администрации закрытого административно- территориального образования поселок Солнечный Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ужурского района Красноярского края в интересах Скрипникова Р.В. обратился в суд с иском к администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Скрипников Р.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать -Скрипникова О.В. заочным решением Ужурского районного суда Красноярского края от 22.01.2007 года лишена родительских прав, отец Скрипников В.В. также лишен родительских прав на основании решения Ачинского городского суда Красноярского края от 31.07.2006 года. На основании постановления администрации Ужурского района Красноярского края от 23.05.2007 года № 442 несовершеннолетний Скрипников Р.В. определен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение. Скрипников Р.В. зарегистрирован и проживает по <адрес> родственников. Факт отсутствия какого-либо жилья у Скрипникова Р.В., Скрипниковой О.В., Скрипникова В.В. подтверждается справками Ужурского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» по Красноярскому краю, а также справками с регистрационной палаты. На основании указанных документов сведения о зарегистрированных правах у Скрипникова Р.В., Скрипниковой О.В., Скрипникова В.В. на объекты недвижимого имущества отсутствуют. 15.06.2017 года Скрипников Р.В. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению впоследствии жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Место предоставления жилья ЗАТО п. Солнечный Красноярского края. До настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Скрипникову Д.В. не предоставлено. Кроме того, в соответствии с Соглашениями о взаимодействии между Министерством образования и науки Красноярского края и администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края по реализации Закона края № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» Скрипников Р.В. не был включен в список на обеспечение жилым помещением, финансирование на приобретение жилого помещения в 2017- 2018 годах не выделено, чем нарушено его право, гарантированное ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, Скрипников Р.В. имеет право на предоставление жилья в соответствии с Федеральным законом о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, с 15.06.2017 года состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении и подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Обосновывая свои требования ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», прокурор Ужурского района Красноярского края просит обязать администрацию ЗАТО п. Солнечный Красноярского края предоставить Скрипникову Р.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома либо квартиры, в ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, благоустроенное применительно к условиям ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения 33 кв.м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края № 12-961 от 02.11.2000 года «О защите прав ребенка».
Прокурор- заместитель прокурора Ужурского района Владимирова О.В., действуя в интересах Скрипникова Р.В., в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске.
Истец Скрипников Р.В. поддерживает заявленные в его интересах исковые требования. Суду пояснил, что временно проживает в жилом помещении, принадлежащем сожителю его бабушки. Никакое жилье за ним не закреплялось. Жилья в пользовании не имеет, в собственности жилья не имеет. Нуждается в предоставлении ему жилого помещения.
Представитель ответчика администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края Манаков А.В. исковые требования не признал по следующим основаниям. Скрипников Р.В. относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Никакое жилое помещение за Скрипниковым Р.В. не закреплялось. Однако, в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно- распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями. Одним из таких передаваемых государственных полномочий является- приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии со ст. 4 Закона на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставляются субвенции из краевого бюджета. Таким образом, предоставление органами местного самоуправления жилых помещений по договорам найма специализированных помещений детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только после получения соответствующей субвенции из бюджета Красноярского края. При отсутствии финансирования на данные цели, государственные полномочия считаются не переданными. Администрация ЗАТО п. Солнечный Красноярского края субвенцию на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования, в 2018 году не получала. Указанная субвенция не будем им предоставлена и в 2019 году. Жилые помещения для указанной категории лиц не приобретались. Следовательно, администрация ЗАТО п. Солнечный Красноярского края не имеет обязательств перед Скрипниковым Р.В.. Полагает, что администрация ЗАТО п. Солнечный Красноярского края является ненадлежащим ответчиком по делу. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 40 Конституции РФ провозгласила право каждого гражданина на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 ЖК РФ также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (с изм. и доп.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9).
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края № 12-961 от 02.11.2000 года (с изм. и доп.) «О защите прав ребенка», детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир (ч. 1). Для включения в список законные представители, дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления предусмотренные законом документы. Уполномоченные органы местного самоуправления запрашивают с использованием межведомственного информационного взаимодействия названные в данной норме документы, находящиеся в распоряжении иных органов. Уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела рассматриваемой категории лиц, приобщают к ним ходатайства и заявления о предоставлении жилого помещения. А также документы, предусмотренные подпунктами «б -и» пункта 5 настоящей статьи, направляют заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме (ч. 6). Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края (ч. 12). Жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 кв.м.. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 кв.м. (ч. 14). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 17).
Законом Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 года (с изм. и доп.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неопределенный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 1 ст. 1 Закона).
Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п. 1 ст. 1, включают в себя в том числе: приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования (п. «ж,з» ч. 2 ст. 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 года).
Судом установлено, что Скрипников Р.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный статус лицами, участвующими в деле, не оспорен.
Родителями Скрипникова Р.В. в свидетельстве о рождении указаны: Скрипников В.В. и Скрипникова О.В., что подтверждается свидетельством о его рождении, выданным Ачинским отделом ЗАГС Красноярского края.
В соответствии с решением Ачинского городского суда Красноярского края от 31.07.2006 года Скрипников В.В. лишен родительских прав в отношении сына Скрипникова Р.В..
Согласно заочного решения Ужурского районного суда Красноярского края от 22.01.2007 года Скрипникова О.В. лишена родительских прав в отношении Скрипникова Р.В.. Указанное решение вступило в законную силу 20.02.2017 года.
Постановлением администрации Ужурского района Красноярского края № 442 от 23.05.2007 года несовершеннолетний Скрипников Р.В. был определен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение.
Скрипников Р.В. зарегистрирован по <адрес>.
Из пояснений Скрипникова Р.В. следует, что он своего жилья не имеет, временно проживает в жилом помещении, принадлежащем сожителю его бабушки.
Из представленных суду документов следует, что за Скрипников Р.В. объектов недвижимости на праве собственности не числится, жилые помещения по договору социального найма он не получал. Какое-либо жилое помещение за Скрипниковым Р.В. не закреплялось.
Согласно справок ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиала по Красноярскому краю (Минусинское отделение, Ужурское отделение и Ачинское отделение), объектов недвижимости на праве собственности или ином вещном праве за Скрипниковым Р.В. не числится.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Скрипникова Р.В. на имеющиеся у него объекты недвижимости.
Из сообщения администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края следует, что Скрипников Р.В. с 15.06.2017 года включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования Красноярского края, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В общем краевом списке Скрипников Р.В. значится под номером 6285. Место предоставления жилья ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
Таким образом, Скрипников Р.В. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, а потому на возникшие правоотношения распространяются положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка». Данными нормативными правовыми актами РФ и субъекта РФ Красноярского края определен механизм реализации лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по независящим от него обстоятельствам.
Суд приходит к выводу, что в данном случае нарушено право истца на обеспечение его жилым помещением, поскольку Скрипников Р.В. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, проживает на территории муниципального образования ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, своего жилья не имеет, жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлялось, до 23 лет заявил о своем желании реализовать право на получение жилого помещения, как лицо соответствующей категории, решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений лицам соответствующей категории поставлен на учет, включен в список таких лиц, нуждающихся в жилье.
В соответствии с Законом Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», обязанность по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» возлагается исключительно на органы местного самоуправления.
Суд приходит к выводу, что нарушенное право истца Скрипникова Р.В. на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников.
Таким образом, суд считает необходимым исковые требования прокурора Ужурского района в интересах Скрипникова Р.В. удовлетворить, обязать администрацию ЗАТО п. Солнечный Красноярского края предоставить Скрипникову Р.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома либо квартиры в ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по договору найма специализированного жилого помещения исходя из общей площади жилого помещения 33 кв.м., с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края № 12-961 от 02.11.2000 года «О защите прав ребенка».
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что администрация ЗАТО п. Солнечный Красноярского края является надлежащим ответчиком по делу, а отсутствие финансирования на приобретение жилья не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края, действующего в интересах Скрипникова Р.В., удовлетворить.
Обязать администрацию закрытого административно- территориального образования поселок Солнечный Красноярского края предоставить Скрипникову Р.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома либо квартиры в ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, благоустроенное применительно к условиям указанного населенного пункта, по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения 33 кв.м., с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края № 12-961 от 02.11.2000 года «О защите прав ребенка»..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 марта 2019 года.
Председательствующий О.В. Сазонова