Судья 1 инстанции: Тедеева Е.А. Дело № 33-4133/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 мая 2019 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи: |
Аврамиди Т.С., |
судей: |
Рошка М.В., Хмарук Н.С., |
при секретаре: |
Лыфарь Л.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску прокурора Раздольненского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Чернышевский детский сад «Подснежник» Раздольненского района Республики Крым, Администрации Раздольненского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Администрации Раздольненского района Республики Крым
на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 31 января 2019 года,
у с т а н о в и л а:
3 декабря 2018 года прокурор Раздольненского района Республики Крым обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопре-деленного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Чернышевский детский сад «Подснежник» Раздольненского района Республики Крым, Администрации Раздольненского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, в котором просит обязать Администрацию Раздольненского района Республики Крым и Муниципальное бюджетное дошкольное образова-тельное учреждение «Чернышевский детский сад «Подснежник» Раздоль-ненского района Республики Крым устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: установить систему автоматической пожарной сигнализации в образовательном учреждении, расположенном по адресу: Республика Крым, Раздольненский район, с. Чернышево, ул. Кирова, д. 2а, в течение календарного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования прокурора обоснованы тем, что прокуратурой Раздоль-ненского района Республики Крым в рамках исполнения задания прокуратуры Республики Крым по предмету соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности проведена проверка Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Чернышевский детский сад «Подснежник» (далее - МБДОУ «Чернышевский детский сад «Подснежник»), по результатам проведения которой в деятельности данного образовательного учреждения выявлены нарушения положений норм федерального законодательства в указанной сфере, наличие которых представляет угрозу безопасности жизни и здоровью его воспитанников и работников учреждения.
Вопреки указанным требованиям законодательства, несмотря на неодно-кратное принятие мер прокурорского реагирования в виде внесения 2016-2017 годах в адрес МБДОУ «Чернышевский детский сад «Подснежники» представлений об устранении выявленных нарушений закона и отделением надзорной деятельности по Раздольненскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Крым, в данном образовательном учреждении система автоматической пожарной сигнализации не установлена.
Так, в связи с выявленными нарушениями отделением надзорной деятельности по Раздольненскому району управления надзорной деятель-ности Главного управления МЧС России по Республике Крым дважды по результатам проведенных проверок в 2016-2017 годах в адрес МБДОУ «Чернышевский детский сад «Подснежник» внесены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты - от 06.06.2016 № 26/1/20 согласна акта проверки от 06.05.2016 № 22, от 27.06.2017 № 25/1/20 согласно акта проверки от 27.06.2017 № 26.
Однако, до настоящего времени нарушения действующего законо-дательства не устранены.
В соответствии с положениями Устава, утвержденного постановлением главы Администрации Раздольненского района Республики Крым от 12.12.2014 года № 32, МБДОУ «Чернышевский детский сад «Подснежник» является Муниципальным бюджетным учреждением. По типу образова-тельной организации: образовательное учреждение.
Согласно п. 1.5 Устава, учредителем МБДОУ «Чернышевский детский еды «Подснежник» является муниципальный район Раздольненский район Республики Крым, права учредителя осуществляет Администрация Раздоль-ненского района Республики Крым.
В соответствии с п. 1.10 Устава, учреждение является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные неимущественные нрава, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком суде.
Ненадлежащее исполнение требований законодательства влечет нарушения прав воспитанников МБДОУ «Чернышевский детский сад «Подснежник» на безопасные условия обучения, воспитания и их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушений приобрело особое общественное значение.
Настоящее исковое заявление предъявляется прокурором на основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного крута лиц, поскольку эксплуатация помещений с нарушениями требований пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, как работающих в них, так и посетителей. Дальнейшее нарушение правил пожарной безопасности, ненадлежащее обеспечение первичных мер пожарной безопасности, могут привести к чрезвычайной ситуации, повлечь причинение вреда в будущем неопределенному кругу лиц.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, прокурор Раздольненского района Республики Крым реализует полномочия предоставленные законом, путем предъявления настоящего искового заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 31 января 2019 года исковые требования прокурора удовлетворены.
На Администрацию Раздольненского района Республики Крым и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чернышевский детский сад «Подснежник» Раздольненского района Республики Крым возложена обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно; установить систему автоматической пожарной сигнализации в образовательном учреждении, расположенном по адресу: Республика Крым, Раздодьненский район, с.Чернышево, ул. Кирова, д. 2а, в течение календарного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскано солидарно с Администрации Раздольненского района Республики Крым, Муниципального бюджетного дошкольного образова-тельного учреждения «Чернышевский детский сад «Подснежник» Раздольнеиского района Республики Крым государственную пошлину в размере 300 рублей.
Не согласившись с решением суда, администрация Раздольненского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит об отмене обжалуемого судебного акта, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, что финансовое обеспечение образовательного учреждения осуществляется в виде субсидий, выделяемых из бюджета Республики Крым. Иных доходов муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Чернышевский детский сад «Подснежник», в соответствии с Уставом муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Чернышевский детский сад «Подснежник», не имеет. В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на установку системы пожарной сигнализации образовательного учреждения. Таким образом, администрацией Раздольненского района Республики Крым и МБДОУ «Чернышевский детский сад «Подснежник» были предприняты все необходимые меры по исполнению требований действующего законодательства по установлению системы автоматической пожарной сигнализации. Однако по причинам независящим от администрации Раздольненского района Республики Крым и муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Чернышевский детский сад «Подснежник» Раздольненского района Республики Крым система автоматической пожарной сигнализации установлена не была. При принятии решения судом не был принят во внимание тот факт, что бюджет муниципального образования Раздольненский район Республики Крым является дотационным и установленный срок для установления системы автоматической пожарной сигнализации является не достаточным, поскольку выделение денежных средств из бюджета Республики Крым занимает значительное время.
На апелляционную жалобу прокурором поданы письменные возражения, в которых прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам проверки проведенной прокуратурой Раздольненского района Республики Крым, в Муниципальном бюджетном дошкольном образо-вательном учреждении «Чернышевский детский сад «Подснежник» Раздольненского района Республики Крым выявлено нарушение положений норм федерального законодательства, что выразилось в отсутствие системы автоматической пожарной сигнализации.
По результатам плановых выездных проверок в 2016-2017 годах отделением надзорной деятельности по Раздольненскому району РК управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РК в адрес МБДОУ «Чернышевский детский сад «Подснежник» вынесены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты от 06.06.2016 г. № 26/1/20, согласно акта проверки от 06.05.2016 № 22, от 27.06.2017 г. № 25/1/20 согласно акта проверки от 27.06.2017 № 26.
До настоящего времени нарушения действующего законодательства не устранены.
В соответствии с положениями Устава, утвержденного постановлением главы Администрации Раздольненского района Республики Крым от 12.12.2014 № 32, МБДОУ «Чернышевский детский сад «Подснежник» является муниципальным, бюджетным учреждением. По типу образовательной организации: образоватфельное учреждение.
Согласно п. 1.5 Устава, учредителем МБДОУ «Чернышевский детский сад «Подснежник» является муниципальный район Раздольненский район Республики Крым, права учредителя осуществляет Администрация Раздольненского района Республики Крым.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, применив положения ст. 28, Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ, Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, исходил из того, что система автоматической пожарной сигнализации в общеобразовательном учреждении не установлена, что влечет угрозу безопасности жизни и здоровью воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется.
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу части 1 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В соответствии с частью 2 статьи 54 приведенного закона системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно таблице № 2 пункта 7 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 173 детские дошкольные образовательные учреждения включены в этот перечень объектов и требования к их оснащению системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре нормативно определены.
Пунктом 6.48 СП 118.13330.2012* Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями № 1, 2) предусмотрено: для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В доводах апелляционной жалобы Администрация ссылается на отсутствие денежных средств для установки системы автоматической сигнализации в МБДОУ «Ручьевский детский сад «Березка», приведенный довод судебная коллегия оценивает критически. Поскольку, само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания детского сада системой автоматической сигнализации, основанием для освобождения муниципального образования от исполнения возложенных на него обязанностей не является, ввиду того, что действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. Факт отсутствия в текущем году финансирования мероприятий по пожарной безопасности не может служить основанием для несоблюдения требований перечисленных выше нормативных правовых актов.
Кроме того, приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Таким образом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению пожарной безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Что касается доводов жалобы о недостаточности установленного решением срока для установления системы автоматической пожарной сигнализации, то они являются не состоятельными, поскольку из материалов дела следует, что в адрес МБДОУ «Чернышевский детский сад «Подснежник» до обращения в суд, неоднократно выносились предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которые в последствии устранены не были. При этом судебная коллегия также учитывает, что общий срок исполнительного производства не превышает предоставленный ответчикам для исполнения решения суда. Частью 1 статьи 36 Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
о п р е д е л и л а:
Решение Раздольненского районного суда Республики Крым 31 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Раздольненского района Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи