Решение по делу № 2а-1236/2020 от 28.01.2020

дело № 2а-1236/2020 (50RS0036-01-2020-000482-21)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2020 года г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Чернозубова О.В.

при секретаре Велюхановой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Киселева Александра Александровича к Призывной комиссии Пушкинского муниципального района Московской области, Военному комиссариату городов Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинского района Московской области о признании незаконным решения Призывной комиссии Пушкинского муниципального района Московской области от 03.12.2019 года о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче справки взамен военного билета, обязании выдать военный билет,

установил:

Административный истец Киселев А.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Пушкинского муниципального района Московской области, Военному комиссариату городов Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинского района Московской области о признании незаконным решения Призывной комиссии Пушкинского муниципального района Московской области от 03.12.2019 года о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче справки взамен военного билета, обязании выдать военный билет.

В обоснование заявленных требований административный истец Киселев А.А. указал, что состоит на воинском учете в военном комиссариате городов Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинского района Московской области. 06.08.2015г. ему исполнилось 27 лет, в связи с чем он перестал подлежать призыву на военную службу. 03.12.2019г. призывной комиссией Пушкинского муниципального района Московской области в отношении него принято решение (Протокол №5), в соответствии с которым он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С указанным заключением призывной комиссии не согласен и считает его незаконным. Он никогда не уклонялся от призыва на военную службу, правила воинского учета, предусмотренные действующим законодательством, им неукоснительно выполнялись. Сведения о месте его проживания, работы и актуальный телефон были всегда известны сотрудникам военного комиссариата. Таким образом, считает, что никаких препятствий к надлежащему информированию его о необходимости явиться в военный комиссариат не было. 30.10.2006г. ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу (протокол №9) до 01.07.2011г. на основании ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Решением Государственной аттестационной комиссии <данные изъяты> ему была присуждена квалификация <данные изъяты>, получен диплом с отличием . <данные изъяты> По всем повесткам военного комиссариата он своевременно являлся. На момент поступления на службу <данные изъяты> он имел право на отсрочку, предусмотренную ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; при визите в военкомат в 2014г. призывная комиссия располагала необходимыми сведениями и по данной причине он не мог быть признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований в соответствии с ч.1.1 ст.28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Поскольку ему уже была выдана справка взамен военного билета , считает необходимым обязать административного ответчика восстановить нарушенные права путем выдачи документа воинского учета – военного билета. Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Пушкинского муниципального района Московской области от 03.12.2019г. о признании Киселева А.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; признать незаконным выдачу Киселеву А.А. справки взамен военного билета ; обязать военный комиссариат городов Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинского района Московской области выдать Киселеву А.А. военный билет (л.д. 3-7).

В судебном заседании представитель административного истца на основании ордера и доверенности Тригнин В.Г. (л.д.22,23) административный иск и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Призывной комиссии Пушкинского муниципального района Московской области на основании доверенности Бакулин И.А. (л.д.24) в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, в полном объеме поддержал решение Призывной комиссии от 03.12.2019г..

Представитель административного ответчика Военного комиссариата городов Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинского района Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает административный иск подлежит удовлетворению.

Статья 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).

Пунктом 31 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006г. №719) установлено, что в целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:

а) определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;

б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

Согласно пунктам 32, 33 того же Положения в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 32).

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (пункт 33).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663.

В силу пункта 34 Положения (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, указанных в пункте 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).

Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя в связи с запросом Парламента Чеченской Республики конституционность пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2017 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", как препятствующий принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, в Постановлении от 30 октября 2014 г. N 26-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом N 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Одновременно в названном Постановлении констатировано, что суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 46), оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.

На эти же правовые позиции Конституционный Суд Российской Федерации сослался и в Определении от 29 сентября 2016 г. N 1899-О, отказывая в принятии заявления об оспаривании конституционности пункта 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ и пункта 34 Положения, которые, по мнению заявителя, допускают признание не уклоняющегося от призыва на военную службу гражданина незаконно не прошедшим военную службу по призыву.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что оспариваемое заявителем правовое регулирование, будучи направленным на реализацию конституционной обязанности по защите Отечества, с учетом приведенных правовых позиций не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права заявителя.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" возлагает конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (статья 10), а также такие обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, как явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы; получать повестки военного комиссариата под расписку (пункты 1 и 2 статьи 31).

Иных обязанностей, в том числе самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, названным Законом не предусмотрено.

Судом установлено, что Киселев А.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате городов Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинского района Московской области.

03.12.2019г. призывной комиссией Пушкинского муниципального района Московской области в отношении Киселева А.А. принято решение, в соответствии с которым Киселев А.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, что следует из выписки из протокола №5 (л.д.8).

<данные изъяты>

Ранее, 30.10.2006г. Киселеву А.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.07.2011г. на основании п.п. «з» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Из личного дела призывника следует, что Киселевым А.А. предоставлялись в Военный комиссариат сведения о том, что он <данные изъяты> При этом, в 2014 году он в военный комиссариат по повестке являлся, указанные сведения подтверждал ( л.д.51-54,61-64,72). При таких обстоятельствах, суд относится критически к рапортам сотрудников военкомата о том, что они не могут найти и вручить повестку Киселеву А.В., который все это время работал <данные изъяты>

Вместе с тем, при наличии сведений о прохождении Киселевым А.А. после окончания высшего учебного заведения службы в органах внутренних дел вплоть до достижения возраста 27 лет, предоставляющих административному истцу права на предоставление отсрочки, призывная комиссия вынесла решение о том, что он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имя на то законных оснований по достижении 27-летнего возраста.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для вынесения в отношении Киселева А.А. оспариваемого решения не имелось, в связи с чем исковые требования Киселева А.А. о признании незаконным оспариваемого решения Призывной комиссии Пушкинского муниципального района Московской области от 03.12.2019 года подлежат удовлетворению.

Истцу взамен военного билета необоснованно выдана справка (л.д.9), в связи с чем суд обязывает Призывную комиссию Пушкинского муниципального района Московской области выдать Киселеву А.А. военный билет.

Оценив в порядке ст.84 КАС РФ представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Киселева А.А. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Киселева Александра Александровича к Призывной комиссии Пушкинского муниципального района Московской области, Военному комиссариату городов Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинского района Московской области о признании незаконным решения Призывной комиссии Пушкинского муниципального района Московской области от 03.12.2019 года о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче справки взамен военного билета, обязании выдать военный билет удовлетворить.

Признать незаконным решение Призывной комиссии Пушкинского муниципального района Московской области от 03.12.2019 года о признании Киселева Александра Александровича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдачу Киселеву Александру Александровичу справки серии взамен военного билета.

Обязать Призывную комиссию Пушкинского муниципального района Московской области выдать Киселеву Александру Александровичу военный билет.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме –02 апреля 2020 года.

Судья: подпись

Копия верна: Судья: Секретарь:

2а-1236/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киселев Александр Александрович
Ответчики
Призывная комиссия Пушкинского муниципального района МО
Военный комиссариат г Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Чернозубов Олег Викторович
Дело на странице суда
pushkino.mo.sudrf.ru
28.01.2020Регистрация административного искового заявления
29.01.2020Передача материалов судье
31.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Подготовка дела (собеседование)
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.07.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.08.2020Судебное заседание
05.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
05.11.2020Дело оформлено
05.11.2020Дело передано в архив
16.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее