Дело № 2-1173/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Поповой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 30 января 2019 года гражданское дело по иску Косолапова В.Г. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Косолапов В.Г. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение для проживания в черте г. Сыктывкара как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании Косолапов В.Г. исковые требования поддержал.
Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании иск не признала, указав, что истцом не представлено доказательств постоянного проживания в г. Сыктывкаре.
Третьи лица Администрация МР «Прилузский», Администрация СП «Черемуховка» в судебное заседание своих представителей не направили, заявив о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 01.03.2005 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 1 января 2013 года пункте 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при отсутствии закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.
В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Косолапов В.Г., ...
Мать истца – М.П., умерла ** ** **
Отец – Косолапов Г.М., решением Прилузского районного суда Республики Коми от 11.05.2006 № 2-73/2006 лишен родительских прав в отношении Косолапова В.Г.
Постановлением Администрации СП «Черемуховка» от 25.05.2006 ... за Косолаповым В.Г. закреплено жилое помещение по адресу: ...
Постановлением Администрации МР «Прилузский» от 08.06.2006 ... Плехова О.Г. назначена опекуном Косолапова В.Г.
До настоящего времени истец сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: ... где помимо истца также зарегистрированы его сестры Маруненко Г.Г., Косолапова И.Г. и Косолапова С.Г.
Заключением межведомственной комиссии от 15.11.2016 ... жилой дом по адресу: ... признан непригодным для проживания.
Косолапов В.Г. не состоит в Администрации МР «Прилузский» в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец Косолапов В.Г., не имеющий в собственности или по договору найма жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, не имеющий закрепленного за ним жилого помещения, относящийся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
При этом, как следует из установленных по делу обстоятельств, истец с 2012 по 2014 год проходил обучение в ГПОУ «Сыктывкарский индустриальный колледж», проживал в период обучения в общежитии по адресу: ...
С 2014 по 2015 год истец проходил военную службу по призыву.
В настоящее время Косолапов В.Г. обучается в Сыктывкарском политехническом техникуме, проживает в общежитии по адресу: ... где зарегистрирован по месту пребывания.
Как следует из показаний свидетеля Косолаповой Н.Г., истец приходится ей братом. Свидетель пояснила, что Косолапов В.Г. после окончания 9 класса приехал в г. Сыктывкар, где учился в ГПОУ «...», затем был призван в армию. После армии проживал с тетей – Трофимовой В.П. по адресу: ... работал в ООО «...» без оформления договора. С 2016 года обучается в Сыктывкарском политехническом техникуме, проживает в общежитии. Имеет родственников в г. Сыктывкаре, в с. Черемуховка не ездит.
Согласно отзыву Администрации СП «Черемуховка» Косолапов В.Г. с 2012 года на территории СП «Черемуховка» не проживает, проживает и учится в г. Сыктывкаре.
Таким образом, из материалов дела следует, что истец с 2012 года непрерывно проживает на территории г. Сыктывкара, территория МО ГО «Сыктывкар» определена им в качестве места его жительства.
Принимая во внимание установленные по делу факты, суд удовлетворяет требование о возложении на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить Косолапову В.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд руководствуется требованиями п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13,5 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Учитывая изложенное, суд определяет право истца на обеспечение жильем общей площадью не менее ...
Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность предоставить Косолапову В.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договорам найма специализированных жилых помещений по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения, размером не менее 13,5 кв.м. общей площади.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.В. Никитенкова
...