64RS0045-01-2024-000392-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2024 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Волковой А.А.,
при секретаре – помощнике судьи Мукатаевой А.Е.,
с участием истца Зажигиной Е.А., представителя истца Григорян Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зажигиной Е.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным распоряжения, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из государственного специализированного жилищного фонда области, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
истец Зажигина Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением
(с учетом уточнений) к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, мотивируя свои требования тем, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, что подтверждается свидетельствами о смерти ее родителей. После смерти матери истец проживала с отчимом, который не оформлял каких-либо документов об опекунстве. После совершеннолетия истец обращалась в органы социальной зашиты и министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйств Саратовской области и не единожды подавала заявления о предоставлении жилья, однако ее заявления были отклонены по причине отсутствия полном списка документов, при этом какого именно документа не предоставлено истец не понимала, так как в ответе государственных органов не было точных формулировок и рекомендаций. Оказалось, что таким документом является решение уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о направлении ребенка на воспитание в государственное учреждение, в приемную семью, под опеку (попечительство). С момента смерти родителей истца до совершеннолетия с истцом не связывались органы опеки и решений о ее проживании не принимали. На тот момент истец была не проинформирована, что это необходимо сделать для получения квартиры. После получения отказов в выдаче квартиры, истец приватизировала комнату в ДД.ММ.ГГГГ., находящуюся у ее мамы в социальном найме, которая была
12,8 кв.м, и получила с нее после продажи порядка 408 026 рублей в ДД.ММ.ГГГГ. Указанные денежные средства пошли на погашение кредита ее бывшего супруга. Истец не обладает собственным жильем и проживает в съёмном жилье, находится в разводе, на ее иждивении находятся два несовершеннолетних ребенка. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратилась с названным иском в суд, в котором просила признать распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р незаконным, обязать ответчика включить Зажигину Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителем и которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение в собственность как оставшейся без попечения родителей до достижения 18 лет.
Истец и ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Ответчику явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, согласно которым просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечили, возражений на исковое заявление не представлено.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ и мнением истца суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения истца и ее представителя, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст.57 ГПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зажигина (Авдеева) Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам, ранее имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении Зажигиной Е.А., свидетельством о смерти матери ФИО4, свидетельство о смерти отца ФИО9 (л.д. 16,1718,19,20).
Как следует из объяснений истца, после смерти родителей она с младшим братом стала проживать у отчима Румянцева В.В., документально опекунство оформлено не было. При этом ни органы опеки и попечительства, ни образовательные учреждения не интересовались ее судьбой как ребенка-сироты, не предпринимали каких-либо мер для обеспечения ее жильем.
Ранее истец состояла в браке с ФИО5, брак прекращен на
основании решения мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района
г. Саратова (л.д. 43).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зажигина Е. А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>
Зажигина Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 12,8 кв.м, на основании договора на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №.
В настоящее время истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО7
Как следует из объяснений истца, указанное жилое помещение принадлежит бывшей свекрови, истец проживает по данному адресу на условиях безвозмездного пользования.
Судом установлено, что в настоящее время права на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества за Зажигиной Е.А. не зарегистрированы.
По информации администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» Авдеева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не состояла и не состоит на учете в администрации Ленинского района в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, субсидии на строительство (приобретение) жилья ей не выдавались. Авдеева Е.А. как оставшаяся без попечения родителей либо как сирота на территории района не выявлялась. Распоряжения об определении ее под надзор государственного учреждения, либо об установлении над ней попечительства главой администрации района не издавались. Лица, желающие принять Зажигину (Авдееву) Екатерину Александровну в семью, с заявлением об установлении опеки)(попечительства) в администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>» не обращались. Образовательные учреждения <адрес> с информацией о нахождении Зажигиной (Авдеевой) Екатерины Александровны без попечения родителей, либо, как о ребенке-сироте, в администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» не обращались. Зажигина (Авдеева) Екатерина Александровна с заявлением об установлении опеки (попечительства), а также о предоставлении жилого помещения в администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» не обращалась (л.д. 31,35).
По информации <данные изъяты>
Авдеева (Зажигина) Е.А. обучалась в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и получила аттестат о среднем (полном) общем образовании.
По информации администрации Марксовского муниципального района Саратовской области Зажигина (Авдеева) Е.А., ДД.ММ.ГГГГ на учете как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в органе опеке и попечительства по Марксовскому району не состояла. По вопросу обеспечения указанного лица жилым помещением в компетентные органы государственной власти не обращались.
По информации Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области по состоянию на август 2010 года права на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества за Авдеевой Е.А. не зарегистрированы.
В ДД.ММ.ГГГГ Авдеева (Зажигина) Е.А. обратилась к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области по вопросу реализации права на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, предусмотренного ЗСО-150 от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обращение было переадресовано в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Согласно ответа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Авдеевой Е.А. разъяснены нормы действующего законодательства и предложено подать соответствующее заявлением с приложением необходимых документов (л.д. 25-27).
По информации министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> сведения о предоставлении ранее поступивших обращений и заявлений от Зажигиной (Авдеевой) Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предоставляется возможным. Согласно номенклатуре дел министерства срок хранения документов составляет 5 дней.
ДД.ММ.ГГГГ Авдеева (Зажигина) Е.А. обратилась в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, приложив перечень документов, имеющихся в наличии.
На обращение Авдеевой Е.А. был дан ответ министерства б/н даты и номера о необходимости представления следующих документов: копии решения уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о направлении ее на воспитание в государственное учреждение, в приемную семью или под опеку (попечительство); сведения о наличии (отсутствии) закрепленного за ней жилого помещения; копию правоустанавливающего документа с указанием общей площади в жилом помещении, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 28).
Далее Авдеева Е.А. в ДД.ММ.ГГГГ обращалась к заместителю председателя Правительства Саратовской области по вопросу улучшения жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Зажигина Е.А. повторно обратилась с заявлением к ответчику по вопросу включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области.
На обращение Зажигиной Е.А. распоряжением министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области, в связи с достижением 23 лет и отсутствием оснований.
Не согласившись с данным отказом, Зажигина Е.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Вопросы защиты семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Абзацем п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 и подп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Законом Саратовской области № 123-ЗСО от 02 августа 2012 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, предусмотрена возможность реализовать право на жилое помещение, которое они имели, но не смогли реализовать по независящим от них причинам.
Указанное положение Закона Саратовской области направлено на защиту детей-сирот, достигших предельного возраста, установленного федеральным законодателем, которые не реализовали свое право своевременно по не зависящим от них обстоятельствам.
Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 01 января 2013 года, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 01 января 2013 года в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
Исходя из вышеназванных положений закона, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
При этом следует отметить, что отсутствие лиц, достигших возраста 23 лет, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых данные лица своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из объяснений истца, после смерти матери она проживала с отчимом и его мамой, находилась на их иждивении, со своим отцом Авдеевым А.В. не общалась, алиментов от отца не получала, опекунство либо попечительство отчимом документально оформлено не было, так как он является военнослужащим, постоянно находится в командировках.
Сведений о том, что отец истца Авдеев А.В. был лишен в родительских правах в отношении Авдеевой Е.А. либо ограничен в родительских правах в отношении Авдеевой Е.А., и с него были взысканы алименты на содержание несовершеннолетней Авдеевой Е.А., в материалы дела не содержат и доказательств обратного не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ (дата смерти матери истца) и до достижения истцом совершеннолетия Авдеева (Зажигина) Е.А. находилась без попечения родителей, после смерти родного отца являлась ребенком-сиротой.
Судом установлено, что истец достигла совершеннолетия в 2007 году, однако на учет как относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающаяся в предоставлении жилого помещения, ни органами опеки и попечительства, ни образовательными учреждениями Саратовской области и
г. Саратова, ни лицами, на иждивении которых истец находилась в период времени 2004-2007 годы, поставлена не была, вины в этом самого истца нет.
В ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения истцом 23-детнего возраста, Зажигина Е.А. предпринимала необходимые меры для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в том числе обращалась к ответчику с заявлением с приложением документов, при этом истец не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до 23 лет по уважительным причинам, не зависящим от ее воли.
При этом права на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества за Авдеевой (Зажигиной) Е.А. по состоянию 2010-2011 годы не были зарегистрированы.
Поскольку основанием для отказа в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области, явилось в том числе достижение заявителем возраста 23 лет, учитывая, что Зажигина (Авдеева) Е.А.
по-прежнему, является нуждающейся в жилье, до настоящего времени не воспользовалась государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, в силу стечения определенных жизненных обстоятельств, учитывая факт первоначального обращения истца по вопросу включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области, до достижения ее возраста 23 лет, суд, установив факт ненадлежащей защиты жилищных прав истца органами опеки и попечительства, полагает, что Зажигина (Авдеева) Е.А. не утратила право на получение мер социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области.
Удовлетворяя заявленные требования Зажигиной Е.А. в части признания распоряжения министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-р незаконным и включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из государственного специализированного жилищного фонда области, суд исходит из того, орган опеки и попечительства в установленном законом порядке не предпринимал мер до достижения истцом совершеннолетия, в ее интересах в уполномоченные органы для решения вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращался, при этом органам опеки и попечительства администрации Марксовского муниципального района Саратовской области не могло быть неизвестно, что истец относится к социально незащищенной группе населения, однако ими не были предприняты необходимые меры для оформления опеки, в том числе предварительной, для постановки Авдеевой (Зажигиной) Е.А. на учет для предоставления ей жилья по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, не были выяснены причины, в силу которых она своевременно не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; получив возможность самостоятельно защищать свои права и охраняемые законом интересы, истец обратилась в министерство труда и социальной защиты Саратовской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, получила отказ, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском; у истца, имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствовало на день ее первичного обращения (2010-2011 годы) как закрепленное за ней в соответствии с требованиями закона жилое помещение, так и помещение, принадлежащее ей на праве собственности.
Установленный законодательством возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовывать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
При рассмотрении дела судом установлено, что Зажигина (Авдеева) Е.А. предпринимала попытки путем письменного обращении в 2020-2011 года в возрасте 21-22 лет в министерство жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по вопросу постановки на жилищный учет, вместе с тем не была поставлена на учет по независящим от нее причинам.
Учитывая вышеприведённые положения закона, в том числе в их официальном толковании, данном управомоченными органами, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований
Зажигиной Е.А. о признании незаконным распоряжения, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из государственного специализированного жилищного фонда области.
Вместе с тем требование истца о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение суд находит заявленным преждевременно до момента его фактической постановки на учет, в связи с чем данное требование удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Зажигиной Е.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отказе Зажигиной Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области».
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить Зажигину Екатерину Александровну, 17 апреля
1989 года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд г. Саратова в течение
месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда составлено 16.05.2024.
Судья А.А. Волкова