№
УИД 34RS0№-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«15» июля 2021 года
Фроловский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Власовой М.Н.,
при секретаре ФИО3,
представителя истца ФИО10,
представителя ответчика ФИО9, представившего удостоверение № и ордер № от 06.07.2021 года.
прокурора ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 об устранении препятствий в пользовании жилым домом путем снятия с регистрационного учета, прекращении права пользования жилым помещением,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО2 об устранении препятствий в пользовании жилым домом путем снятия с регистрационного учета, прекращении права пользования жилым помещением. Указав в обоснование заявленных требований о том, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <адрес>. Ответчик является бывшей супругой истца, брак между ними расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик членом его семьи не является, в домовладении ответчик не проживает, вещей в доме ее нет.
Просил прекратить право пользования ФИО2 жилым помещением - жилым домом, расположенным по адресу <адрес> путем снятия последней с регистрационного учета по указанному адресу.
Истец ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Участвуя в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГг. истец ФИО1 исковые требования полностью поддержал по указанным в иске основаниям, просил суд их удовлетворить, суду пояснил, что в период времени с 1984г. по 2013г. он состоял в браке с ответчиком ФИО2 В 1994г. они приобрели в собственности жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес>, в котором проживали. В 2009г. ФИО2 уехала на заработки в <адрес>, иногда 1 раз в полгода приезжала домой. Однако, с 2012г. она перестала приезжать. В 2013г. они расторгли брак. Общего хозяйства с указанного времени не ведут, членом его семьи ответчик не является, она создала новую семью, проживает в <адрес>. Её вещей в доме нет. Ответчик не несет расходов по оплате коммунальных услуг. Кроме того, на её имя приходят письма банков с требованиями о погашении долгов, в связи с чем он опасается возможности обращения взыскания на её имущество по месту регистрации.
Представитель истца ФИО10, действующая на основании доверенности, исковые требования полностью поддержала по указанным в иске основаниям, просила суд их удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена по последнему известному месту жительства. Адресованные ей судебная повестка возвращена в суд в связи с истечением срока хранения. Вместе с тем, от ответчика ФИО2 поступило заявление о том что, она не возражает против удовлетворения требований истца.
Согласно ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчиков суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
В соответствии со ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика в случаях, предусмотренных настоящей статьей, вправе обжаловать судебные постановления по данному делу.
Учитывая, что фактическое местонахождение ответчика суду неизвестно, суд приходит к выводу о необходимости назначения ответчику представителя в порядке ст. 50 ГПК РФ.
Представитель ответчиков- адвокат ФИО9 привлеченный к участию в рассмотрении дела в порядке статьи 50 ГПК РФ не возражал против удовлетворения исковых требований, учитывая позицию самого ответчика.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика ФИО9, свидетелей, заключение прокурора ФИО4, полагавшей требования истца подлежащими частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина - главный признак правового государства, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека закреплена в ст.2 Конституции Российской Федерации.
Одно из основных социальных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации - право на жилище.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Положение о том, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, содержится также в ч.4 ст.3 ЖК РФ.
В силу ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим кодексом.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
В силу ч. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 и ответчик ФИО2 состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГг. брак между ними расторгнут на основании совместного заявления супругов.
В период брака ФИО1 на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел жилой дом по адресу <адрес>.
Как следует из домовой книги, ФИО2 зарегистрирована в домовладении по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.8-10,20).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 оформлено право собственности на жилой дом по адресу <адрес>, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ
Пояснения представителя истца ФИО10 подтверждаются показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, которые пояснили, что ФИО2 является бывшей супругой ФИО1 Брак между ними расторгнут в 2013 году. Ответчик уехала работать в <адрес>. С этого времени ответчика в доме истца они не видели, вещей ответчика в доме ФИО1 нет.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку они не имеют заинтересованности в исходе дела, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Вместе с тем, как установлено судом жилое помещение по адресу <адрес> является общей совместной собственностью супругов ФИО1 и ФИО7 приобретенным ими в период брака.
В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.
Пунктом 7 статьи 38 Семейного Кодекса РФ предусмотрено, что к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.
При этом течение трехлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут, следует исчислять со дня, когда супруг узнал или должен был узнать о нарушении своего права на общее имущество (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", п. 2 ст. 9 адрес Кодекса РФ, п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Таким образом, срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, исчисляется с момента, когда бывшему супругу стало известно о нарушении своего права на общее имущество, а не с момента возникновения иных обстоятельств (регистрация права собственности на имущество за одним из супругов в период брака, прекращение брака, неиспользование спорного имущества и т.п.).
Как установлено, из материалов дела ответчик ФИО2 с исковым заявлением о разделе совместно нажитого имущества со ФИО1 не обращалась, в рамках заявленных истцом исковых требований ФИО2 встречные требования о разделе совместно нажитого имущества не заявлялись, вместе с тем в представленном суду письменном заявлении ответчик указала, что она не возражает против удовлетворения требований истца, претензий к нему не имеет.
В соответствии со ст.11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путём прекращения или изменения жилищного правоотношения.
При таких условиях, суд удовлетворяет исковые требования ФИО1 об устранении препятствий в пользовании им жилым помещением по адресу <адрес>, прекращении ФИО2 право пользования вышеуказанным жилым помещением.
В соответствии с пунктом 31 подпункта "е" "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 713 от ДД.ММ.ГГГГ, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В связи с чем, исковые требования в части снятия ответчика с регистрационного учета удовлетворению не подлежат, поскольку снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые ФИО1 к ФИО2 об устранении препятствии в пользования жилым домом путем снятия с регистрационного учета, прекращении права пользования жилым помещением – удовлетворить частично.
Прекратить право пользования ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение суда о прекращении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> является основанием для снятия ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с регистрационного учета по указанному адресу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд.
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Власова М.Н.