Дело №
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2022 года <адрес>
Первомайский районный суд в составе:
председательствующего судьи Панасюк Е.В.
при помощнике судьи Иршенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
к обществу с ограниченной ответственностью «Диомидовский рыбный порт» о возложении обязанности,
при участии:
от истца - помощник Приморского транспортного прокурора Романов Алексей Михайлович на основании удостоверения ТО №.
от ответчика - представитель Ильиченко Валерий Сергеевич на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Приморский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Первомайский районный суд <адрес> с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Диомидовский рыбный порт» об обязании в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Диомидовский перегрузочный терминал» от актов незаконного вмешательства привлечь и (или) сформировать (образовать) подразделение транспортной безопасности, аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Приморской транспортной прокуратурой в результате анализа исполнений требований законодательства в сфере транспортной безопасности в деятельности ответчика при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры «Диомидовский перегрузочный терминал» выявлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере. Так, ДД.ММ.ГГГГ объекту транспортной инфраструктуры «Диомидовский перегрузочный терминал» присвоена категория № (реестровый номер МТН-499). Заключением Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены результаты оценки уязвимости указанного ОТИ. Субъектом транспортной инфраструктуры является ООО «Диомидовский рыбный порт», которое обеспечивает защиту ОТИ от актов незаконного вмешательства. Однако вопреки требованиям п. 7.1, ст. 1, ч. 9 ст. 12.1 Закона о транспортной безопасности, Порядка аккредитации юридических лиц, ответчик обеспечивает защиту ОТИ от актов незаконного вмешательства собственными силами из числа работников предприятия. В нарушение данных правовых норм аккредитованное подразделение транспортной безопасности обществом не привлечено, собственное подразделение также не создано. При этом данные обстоятельства могут повлечь совершению актов незаконного вмешательства и как следствие причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Ответчик, не оспаривая факт отсутствия аккредитованного подразделения транспортной безопасности, относительно заявленных требований возражал, просил учесть сроки необходимые для формирования подразделения транспортной безопасности, которые составляют не менее пяти-шести месяцев.
Также указал, что действия по созданию аккредитованного подразделения транспортной безопасности обществом производятся. Так, ООО «Диомидовский рыбный порт» заключило с ООО «Водный эксперт» договор на оказание услуг по подготовке нового отчета об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (ввиду изменения законодательства о транспортной безопасности в конце 2020 года), а также заключило договор на оказание услуг по разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры № от ДД.ММ.ГГГГ, договор на выполнение работ (оказание услуг) по подготовке к сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках которого сертификации подлежат технические системы и средства контроля доступа, технические средства видеонаблюдения, технические системы и средства видеозаписи и аудиозаписи. В целях образования подразделения транспортной безопасности ООО «Диомидовский рыбный порт», в частности, заключило договор от ДД.ММ.ГГГГ № на оказание услуг по обучению и аттестации сотрудников ответственных за транспортную безопасность с ООО «Дальневосточный аттестационный центр транспортной безопасности». Для аттестации сотрудников ответственных за транспортную безопасность, ООО «Диомидовский рыбный порт» в настоящее время формирует пакет документов на работников для дальнейшего предоставления их в орган аттестации ФГБУ «АМП <адрес> и Восточной Арктики», а также в ЛУ УМВД. После обучения и аттестации необходимого количества сотрудников ООО «Диомидовский рыбный порт» необходимо обратиться в Росморречфлот для аккредитации подразделения транспортной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Приморской транспортной прокуратурой исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве на иск, поддержал в полном объеме, обратил внимании, что минимальный срок для создания аккредитованного подразделения транспортной безопасности составляет от пяти до шести месяцев. Также указал, что перед созданием соответствующего подразделение необходимо обучить сотрудников в количестве 16 человек. В свою очередь, перед началом обучения сотрудников необходимо запросить соответствующие справки, в том числе о наличии судимости. Само же обучение сотрудников составит около 80 часов.
На вопрос суда пояснил, что для своевременности осуществления указанных действий по созданию аккредитованного подразделения транспортной безопасности препятствовали изменения действующего законодательства. Сообщил, что сентябре 2020 года была получена оценка уязвимости, после чего в течение одного месяца произошли изменения действующего законодательства, в связи с чем оценка уязвимости стала недействительной. Новая оценка уязвимости была утверждена в ноябре 2021 года, после чего началась работа по созданию аккредитованного подразделения транспортной безопасности в соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов.
Исследовав и оценив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по обеспечению транспортной безопасности, созданию устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса в целях защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Аттестующие организации - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, предусмотренных пунктами 1 - 7 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также для принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
Транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно статье 9, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, используемых в целях торгового мореплавания, на которые распространяются требования, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (статья 8 Закона).
Пунктом 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1638 (далее – Требования), предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:
образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Допускается формирование и (или) привлечение одного подразделения транспортной безопасности, включающего в себя несколько групп быстрого реагирования, для защиты 2 и более объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности одного субъекта транспортной инфраструктуры или используемых им на ином законном основании; в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности обеспечить защиту объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства силами привлекаемого подразделения транспортной безопасности в течение одного месяца (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в течение 5 месяцев) с даты утверждения Федеральным агентством морского и речного транспорта плана объекта транспортной инфраструктуры.
Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним установлены в соответствии с частью 9 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности (далее - аккредитация) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности (далее - компетентный орган).
Целью аккредитации является определение способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в области конкретного вида транспорта, а также дорожного хозяйства (далее - область аккредитации).
Пунктом 3 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 145 "Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним" предусмотрено, что документом, подтверждающим способность юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, является выдаваемое компетентным органом свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности (далее - свидетельство об аккредитации), подписанное руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенное гербовой печатью компетентного органа.
Судом установлено, что ООО «Диомидовский рыбный порт» является субъектом транспортной инфраструктуры, которым эксплуатируется объект - «Диомидовский перегрузочный терминал».
Объекту транспортной инфраструктуры - «Диомидовский перегрузочный терминал» присвоена категория № за реестровым № МТН-499. Заключением Росморречфлота отДД.ММ.ГГГГ №-ОО (Г), утверждены результаты оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры.
Таким образом, ООО «Диомидовский рыбный порт» как субъект транспортной инфраструктуры обязано выполнять мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по привлечению ли созданию подразделения транспортной безопасности для защиты указанного объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, что направлено на реализацию мер общественной безопасности.
В свою очередь, как следует из материалов дела и ответчиком не оспаривается ООО «Диомидовский рыбный порт» обеспечивает защиту объекта транспортной инфраструктуры - «Диомидовский перегрузочный терминал» от актов незаконного вмешательства собственными силами из числа работников общества, в отсутствие аккредитованного подразделения транспортной безопасности, в нарушение вышеприведенных положений действующего законодательства.
В подтверждение данных обстоятельств в материалы дела также представлены письмо ООО «Диомидовский рыбный порт» от ДД.ММ.ГГГГ №, письмо Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № № заключением об утверждении оценки уязвимости №-ОО (Г), приказом о приеме на работу работника от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, поскольку ООО «Диомидовский рыбный порт» как субъект транспортной инфраструктуры обязано выполнять мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, заявленные требования Приморского транспортного прокурора о возложении обязанности на ответчика привлечь и (или) сформировать (образовать) подразделение транспортной безопасности, аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
Что касается доводов ответчика относительно установления сроков, обязывающих его совершить указанные действия, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд принимает во внимание, что необходимость создания объекта транспортной безопасности появилась после владения обществом причалом, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года. ООО «Диомидовский рыбный порт» стало субъектом транспортной инфраструктуры (транспортной безопасности) с 2019 года.
При этом соответствующие подразделения транспортной безопасности ни в 2017, ни в 2018 году, ни в 2019 году, а также по настоящее отсутствовали (отсутствуют).
Объекту транспортной инфраструктуры «Диомидовский перегрузочный терминал» 3-я категория присвоена на основании приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем ООО «Диомидовский рыбный порт» извещено письмом № № - ДД.ММ.ГГГГ
При этом действия по созданию аккредитованного подразделения транспортной безопасности начали производиться обществом только в декабре 2021, притом, что изменения законодательства о транспортной безопасности произведены в конце 2020 года.
Доказательства обратного материалы дела не содержат и в нарушении статьи 56 ГПК РФ, не представлены.
Суд принимает во внимание, что акт незаконного вмешательства – это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (статья 1 Федерального закона).
В этой связи, совершение действий по созданию аккредитованного подразделения транспортной безопасности является мерой, которая должна производиться субъектом транспортной инфраструктуры незамедлительно, без каких-либо промедлений.
Невозможность своевременного совершения соответствующих действий по созданию аккредитованного подразделения транспортной безопасности, в том числе ввиду изменений действующего законодательства, а, равно как и невозможность, их осуществления в месячный срок, ответчиком не доказана.
Как верно отмечено истцом, в случае установления факта, длительности процедуры создания аккредитованного подразделения транспортной безопасности, ответчик не лишен возможности привлечения сторонней аккредитованной организации, притом, что для привлечения такой организации ответчик не обременен длительностью процедуры, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ, а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ.
Уважительность причин невозможности привлечения сторонней организаций, в том числе ввиду отсутствия таких организаций, или тяжелого материального положения ответчика, также не доказана, в том числе невозможность временного привлечения сторонней организации до окончания создания обществом своего аккредитованного подразделения.
Не принимая доводы ответчика в качестве основания для установления иного, более длительного срока исполнения решения суда, суд обращает во внимание, что длительность настоящей процедуры обусловлена в первую очередь, необоснованным затягиванием создания подразделения транспортной безопасности со стороны ответчика: несвоевременностью осуществления соответствующих действий, какие от него требовались по характеру обязательства при той степени заботливости и осмотрительности.
Суд обращает внимание на недопустимость нарушения приведенных норм действующего законодательства, в том числе в части безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц от актов незаконного вмешательства (от актов террористической деятельности) объекта транспортной инфраструктуры.
В этой связи, суд определяет срок исполнения решения суда – один месяц дней со дня вступления решения суда в законную в силу.
В случае невозможности исполнения судебного акта, сторона вправе обратиться в суд с требованием в установленном законом порядке об отсрочки исполнения судебного акта при наличии к тому уважительных причин.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат взыскания с ответчика в доход местного бюджета в соответствии со статьями 88, 98 ГПК РФ, 103 ГПК РФ, 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 88, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Обязать ООО «Диомидовский рыбный порт» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привлечь и (или) сформировать (образовать) подразделение транспортной безопасности, аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры ООО «Диомидовский рыбный порт» от актов незаконного вмешательства.
Взыскать с ООО «Диомидовский рыбный порт» в доход местного бюджета 300 (триста) рублей государственной пошлины по иску.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение от 03.03.2022
Судья Е.В. Панасюк