Судья: Горнакова О.А. № 33-9430/2024
24RS0035-01-2023-001016-43
2.179
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 августа 2024 года город Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Крятова А.Н.,
судей Каплеева В.А., Полянской Е.Н.
при ведении протокола помощником судьи Надешкиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крятова А.Н.
дело по иску Ивановой Галины Ивановны, Иванова Георгия Николаевича к администрации города Минусинска о признании права на получение жилищного сертификата, обязании совершить действия
по апелляционной жалобе представителя Ивановой Г.И. – Журавкова А.А.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 апреля 2024 года, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований Ивановой Галины Ивановны, Иванова Георгия Николаевича к администрации города Минусинска – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Иванова Г.И., Иванов Г.Н. обратились в суд с иском к администрации г. Минусинска о признании права на получение жилищного сертификата, обязании совершить действия.
Требования мотивированы тем, что Иванова Г.И. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес> Ранее в указанном жилом помещении проживал Иванов Г.Н. Собственником помещения является Лебедева Н.Н. (дочь и сестра истцов). 15 сентября 2021 года произошло возгорание в указанном жилом доме. В результате пожара пострадали домашние вещи, оконный проем, потолочное перекрытие. Квартира не пригодна для проживания в связи с чрезвычайной ситуацией. Истец обратилась в администрацию г. Минусинска с заявлением о получении сертификата на единовременную денежную компенсацию. В ответе от 02 сентября 2022 года администрация г. Минусинска отказала в выдаче сертификата, указав, что дом признан аварийным и подлежащим сносу, а для получения сертификата в связи с утратой жилого помещения необходимо собрать документы о признании нуждающимися в жилом помещении. Приказом №170 от 30 декабря 2022 года отказано в признании Ивановой Г.И. малоимущей, с чем истец не согласна.
Просили (с учетом уточнений) признать право Иванова Г.Н., Ивановой Г.И. на получение государственного жилищного сертификата и включение в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата; обязать администрацию г. Минусинска включить Иванова Г.Н., Иванову Г.И. в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на получение государственных жилищных сертификатов.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Ивановой Г.И. – Журавков А.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Выражает несогласие с выводом суда о том, что у истцов отсутствуют основания для получения государственного жилищного сертификата, поскольку жилое помещение не принадлежит им на праве собственности.
Лица, участвующие в деле, заблаговременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе заказными письмами с уведомлением о вручении; в связи с чем неявка кого-либо из лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
В соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Из положений Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (действовавшего на момент рассматриваемого события 15 сентября 2021 года) следует, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при условии регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Согласно классификации, содержащейся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, границ ее распространения и размера материального ущерба выделяются чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 15 сентября 2021 года произошло возгорание жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> В результате пожара огнем повреждены вещи, оконные проемы, потолочное перекрытие квартиры № на площади 54,5 кв.м. Общая площадь пожара 204 кв.м. Причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнем.
На момент пожара Иванова Г.И. и Иванов Г.Н. были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> По сведениям из ЕГРН у Ивановой Г.И. и Иванова Г.Н. отсутствуют зарегистрированные права на какое-либо имущество.
Собственником указанной квартиры с 27 мая 2016 года является Лебедева Н.Н., которая приходится Ивановой Г.И. дочерью, а Иванову Н.Н. – сестрой.
Иванов Г.Н. и Иванова Г.И. нуждающимися в жилых помещениях администрацией г. Минусинска не признавались.
При этом, Ивановой Г.И. отказано в признании ее малоимущей, Иванов Г.Н. с подобным заявлением не обращался.
Постановлением администрации г. Минусинска от 22 ноября 2021 года № многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
На территории МО г. Минусинска 15 сентября 2021 года режим чрезвычайной ситуации в связи с возгоранием жилого дома <адрес> не вводился.
Разрешая спор, суд первой инстанции, достоверно установив, что истцы на момент события, произошедшего 15 сентября 2021 года, постоянно проживали на правах члена семьи собственника в квартире № по адресу: <адрес>, при этом указанное событие – пожар, не признавалось чрезвычайной ситуацией на территории муниципального образования, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за Ивановой Г.И., Ивановым Г.Н. права на получение государственного жилищного сертификата и включения их в список граждан, имеющих право на получение государственного сертификата в результате чрезвычайной ситуации, отказав в возложении на администрацию г. Минусинска обязанности включить истцов в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд правильно определил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права, подлежащих применению.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению правой позиции о наличии у истцом права на получение государственного жилищного сертификата в результате чрезвычайной ситуации, к удовлетворению которых судебная коллегия оснований не усматривает.
В силу п. 1 постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты выпускаются для лиц, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций.
При разрешении спора и признании права на получение государственного жилищного сертификата суд правильно исходил их того, что право на его получение и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий: постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено понятие чрезвычайная ситуация. Это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации (абз. 1 ст. 5).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что произошедший 15 сентября 2021 года пожар жилого дома <адрес> нельзя признать чрезвычайной ситуацией. Указанное событие по своему характеру не является чрезвычайным, таковым на уровне муниципального образования г. Минусинска не признавалось.
Бездействие администрации г. Минусинска в несовершении указанных действий не оспаривалось.
Поскольку указанное обстоятельство, которое является основанием для включения органом местного самоуправления в список для выдачи государственного жилищного сертификата, не нашло своего подтверждения при рассмотрении дела, доказательств обратного как суду первой инстанции так и суду апелляционной инстанции представлено не было, таким образом, наличие остальных обязательных условий не может являться основанием для получения истцами государственного жилищного сертификата.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно определил в качестве юридически значимого обстоятельства вопрос об отсутствии у истцов права собственности на квартиру основанием для отмены решения являться не может, поскольку вопрос о наличии у истцов права собственности касался их права на улучшение жилищных условий в связи с признанием жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
В настоящем споре истцами в обоснование заявленных требований поставлены события связанные с пожаром в жилом доме, отнесения данного локального пожара к чрезвычайной ситуации в рамках муниципального образования, а не факт признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Собственником жилого помещения самостоятельные требования на предмет спора не предъявлялись.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения. Иное толкование заявителя жалобы норм права и интерпретация фактических обстоятельств дела не свидетельствует об их неправильном применении и оценке судом.
Иных доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения в апелляционном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ивановой Г.И. – Журавкова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: А.Н. Крятов
Судьи: В.А. Каплеев
Е.Н. Полянская
Изготовлено в окончательной форме 19 августа 2024 года