УИД 89RS0001-01-2022-003002-66
Дело № 88-15486/2023
мотивированное определение составлено 05 октября 2023 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 28 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.
судей Зориной С.А., Чернецовой С.М.
с участием прокурора Голованова А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-88/2023 по иску Русова Вячеслава Валентиновича, Русовой Оксаны Сергеевны к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Русову Валерию Вячеславовичу о признании права пользования жилым помещением, исключении из состава семьи и расторжении дополнительного соглашения к договору найма служебного жилого помещения, встречному иску Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа к Русову Вячеславу Валентиновичу, Русовой Оксане Сергеевне, Русову Валерию Вячеславовичу о выселении из жилого помещения, взыскании неустойки,
по кассационной жалобе Русова Вячеслава Валентиновича, кассационному представлению прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В., объяснения представителя Русова В.В. – Богомоловой Д.В., прокурора Голованова А.И., поддержавших доводы кассационных жалобы и представления, возражения представителя Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Смирновой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Русов В.В. и Русова О.С. обратились в суд с иском к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, с учетом уточнений, в котором просили исключить Русова В.В. из состава семьи и расторгнуть дополнительное соглашение № 1 от 07 июня 2021 г. к договору найма служебного жилого помещения от 01 октября 2018 г. № 18-66СЛ, признать за Русовым В.В. и членом его семьи Русовой О.С. право пользования жилым помещением по адресу: <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указали, что жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, было предоставлено по договору найма служебного жилого помещения от 01 октября 2018 г. № 18-66СЛ. 20 июня 2022 г. в адрес истца направлено письмо от Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа об освобождении занимаемой квартиры. Полагают, что не могут быть выселены, поскольку Русова О.С. является сотрудником УМВД по ЯНАО, также в данной квартире на основании дополнительного соглашения № 1 от 01 октября 2018 г. № 18-66СЛ зарегистрирован сын истцов Русов Валерий Вячеславович. Жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации не обеспечены, безвозмездную финансовую помощь на строительство жилья либо государственный жилищный сертификат не получали. Русов Вячеслав Валентинович состоит с семьей, в составе 2-х человек (он и супруга Русова О.С.) в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18 сентября 2013 г. № 6-89-281-180913-000254, порядковый номер за вычетом получивших и снятых с очереди лиц, а также с учетом льготной категории – 185. Считают, что относятся к перечню лиц, выселение которых не допускается законом. Также указали, что сын, Русов Валерий Вячеславович, был зарегистрирован как член семьи в 2021 году, его регистрация была оформлена дополнительным соглашением № 1 от 07 июня 2021 г. к договору найма служебного жилого помещения от 01 октября 2018 г. № 18-66СЛ. В 2022 году сын женился на Русовой (Носоновской) Елене Александровне. 10 января 2023 г. зарегистрировался в квартире по адресу: <данные изъяты>, принадлежащей на праве собственности его жене - Русовой Елене Александровне.
Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа обратилось в суд со встречным иском к Русову В.В., Русовой О.С., Русову В.В. о выселении из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, без предоставления другого жилого помещения; взыскании задолженности за служебный найм в размере 3693,45 руб., неустойки за несвоевременное освобождение жилого помещения в размере 123567,38 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что спорное жилое помещение находится в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа. Управление делами Правительства автономного округа является уполномоченным органом в сфере управления и распоряжения жилищным фондом автономного округа. Договор найма был заключен на период службы Русова В.В. в управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу. В соответствии условиями договора найма договор считается прекращенным с момента увольнения со службы нанимателя. По условиям дополнительного соглашения к договору найма Русов В.В. принял на себя обязательство освободить занимаемое жилое помещение в течение 14 календарных дней со дня расторжения или прекращения договора. По информации, представленной УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Русов В.В. уволен со службы. До настоящего времени по неизвестным причинам ответчики квартиру не освободили. С 01 апреля 2022 г. введена плата за наем служебных жилых помещений. Ответчику за июль 2022 года была начислена сумма 3693,45 руб., которая до настоящего времени не оплачена.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 февраля 2023 года исковые требования Русова В.В., Русовой О.С. к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворены. Русов В.В. исключен из состава семьи и расторгнуто дополнительное соглашение № 1 от 07 июня 2021 года к договору найма служебного жилого помещения от 01 октября 2018 года № 18-66СЛ. За Русовым В.В. и членом его семьи Русовой О.С. признано право пользования жилым помещением по адресу: <данные изъяты>. В удовлетворении требований встречного иска Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа к Русову В.В., Русовой О.С., Русову В.В. о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, взыскании неустойки, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2023 года решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 февраля 2023 года отменено, по делу принято новое решение. Исковые требования Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа к Русову Вячеславу Валентиновичу, Русовой Оксане Сергеевне, Русову Валерию Вячеславовичу о выселении и взыскании неустойки удовлетворены. Русов В.В, Русова О.С., Русова В.В. выселены из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, без предоставления другого жилого помещения. С Русова В.В в пользу Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа взыскана неустойка за несвоевременное освобождение жилого помещения за период с 28 мая 2022 г. по 01 октября 2022 г. в размере 123 567 рублей 38 копеек. В удовлетворении исковых требований Русова В.В., Русовой О.С. к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Русову В.В. о признании права пользования жилым помещением, исключении из состава семьи, расторжении дополнительного соглашения к договору служебного найма отказано.
В кассационной жалобе Русов В.В. просит об отмене судебного акта, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что не подлежит выселению с членами семьи из спорного жилого помещения поскольку имеет выслугу лет в правоохранительных органах более 25 лет, состоит на учете в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, иных жилых помещений не имеет, членом семьи сына, которому на праве собственности принадлежит жилье во Владимировской области не является.
В кассационном представлении прокурор просит об отмене судебного акта, указывает на отсутствие правовых оснований для выселения Русовых из спорного служебного жилого помещения в силу ч. 3.2 ст. 8 Федерального закона № 247- ФЗ.
В своих возражениях Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа относительно доводов кассационной жалобы Русова В.В., считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено, что 01 октября 2018 г. между Управлением делами Правительства ЯНАО и Русовым В.В. заключен договор служебного найма жилого помещения № 18-66СЛ, по условиям которого наймодатель (Управление делами Правительства ЯНАО) передал нанимателю (Русову В.В.) и членам его семьи во владение и пользование служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности автономного округа, состоящее из трехкомнатной квартиры общей площадью 67,1 кв.м, расположенное по адресу: <данные изъяты>, для временного проживания в нем.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселена член его семьи Русова О.С. - супруга (п. 3 договора).
В соответствии с п. 4 договора жилое помещение предоставлено в связи с прохождением службы в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу. Договор заключен на период прохождения службы в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу. Подпунктом 4 п. 18 договора предусмотрено прекращение договора в связи с окончанием срока службы.
Согласно п. 19 договора в случае расторжения или прекращения договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
18 сентября 2020 г. между Управлением делами Правительства ЯНАО и Русовым В.В. заключено дополнительное соглашение к договору найма жилого помещения от 01 октября 2018 г. № 18-66СЛ, которым раздел о расторжении и прекращении договора изложен в новой редакции.
В соответствии с подпунктом 4 п. 18 договора в новой редакции договор прекращается в связи с увольнением со службы. Пунктом 19 договора в новой редакции предусмотрено, что в случае расторжения или прекращения договора наниматель и члены его семьи обязаны освободить служебное жилое помещение в течение 14 календарных дней со дня расторжения или прекращения договора найма.
В случае несвоевременного освобождения служебного жилого помещения наниматель обязан уплатить наймодателю неустойку за каждый последующий день пользования жилым помещением со дня истечения срока, указанного в пункте 19 Договора, в размере 1/6 от базовой тарифной ставки платы за наем жилых помещений жилищного фонда автономного округа коммерческого использования, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа на соответствующий календарный год (п. 19.1 Договора).
В соответствии с дополнительным соглашением № 1 к договору найма служебного жилого помещения от 01 октября 2018 г. № 18-66СЛ, заключенному между Управлением делами Правительства ЯНАО и Русовым Вячеславом Валентиновичем 07 июня 2021 г., в договор найма служебного жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя включен Русов Валерий Вячеславович – сын.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости подтверждается, что квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты> с 17 июля 2018 г. по настоящее время находится в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа.
13 мая 2022 г. приказом Управления МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 апреля 2022 г. № 73-л/с Русов Вячеслав Валентинович уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно приказу УМВД России по ЯНАО от 12 мая 2022 г. № 93 л/с Русову Вячеславу Валентиновичу установлена дата увольнения 13 мая 2022 г. Стаж службы (выслуга лет) на день увольнения составляет в календарном исчислении 32 года 3 месяца 26 дней.
По учетным данным комиссии УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а также по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы Русов Вячеслав Валентинович состоит с семьей в составе 2-х человек (он и супруга Русова О.С.) в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18 сентября 2013 г. № 6-89-281-180913-000254.
Русов В.В. и Русова О.С. жилых помещений в собственности не имеют, нанимателями и членами семьи нанимателя по договору социального найма не являются.
17 июня 2022 г. Русов Валерий Вячеславович заключил брак с Носоновской (после брака Русова) Еленой Александровной. С 10 января 2023 г. зарегистрирован по месту жительства по другому адресу – <данные изъяты>.
24 января 2023 г. Русов Вячеслав Валентинович обратился в Управление делами Правительства ЯНАО с заявлением о расторжении дополнительного соглашения от 18 сентября 2020 г. к договору найма служебного жилого помещения от 01 октября 2018 г. № 18-66СЛ и исключении из состава семьи Русова Валерия Вячеславовича в квартире по адресу: <данные изъяты>, которое оставлено без удовлетворения в связи с прекращением договора найма.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 93, 99, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 3.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришел к выводу о том, что Русовы не могут быть выселены из служебного жилого помещения, поскольку Русов В.В. имеет выслугу лет в органах внутренних дел свыше 25 лет в календарном исчислении, не имеет в собственности других жилых помещений, не является членом семьи собственника жилого помещения или нанимателя по договору социального найма, состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты, в связи с чем отказал в удовлетворении иска Управления делами Правительства ЯНАО о выселении и взыскании неустойки и удовлетворил исковые требования Русовых о признании права пользования жилым помещением.
Также суд указал, что сын Русова Вячеслава Валентиновича - Русов Валерий Вячеславович имеет свою семью, фактически не проживает с родителями, не является членом их семьи, потому имеющееся у него в собственности жилое помещение не должно учитываться при разрешении вопроса о праве пользования жилым помещением истцов Русовых. Ссылаясь на то, что Русов Валерий Вячеславович выселился из спорного жилого помещения, проживает отдельно со своей супругой, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Русов Валерий Вячеславович перестал быть членом семьи нанимателя, и по этим основаниям удовлетворил требования Русова Валерия Вячеславовича и Русовой Оксаны Сергеевны об исключении Русова Валерия Вячеславовича из состава семьи и расторжении дополнительного соглашения к договору служебного найма.
С такими выводами не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Русов Вячеслав Валентинович и члены его семьи подлежат выселению из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку Русов В.В. уволен со службы, договор служебного найма прекращен, к категориям граждан, перечисленных в ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, ответчики не относятся.
Также суд апелляционной инстанции указал, что спорное жилое помещение находится в собственности субъекта Российской Федерации, к специализированному жилищному фонду, формируемому федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, не относится, в связи с чем положения ч. 3.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Принимая во внимание, что в собственности члена семьи Русова В.В. имеется жилое помещение в г. Владимире, суд апелляционной инстанции посчитал что действия Русова Валерия Вячеславовича, снявшегося с регистрационного учета по месту жительства в спорной квартире в период рассмотрения настоящего дела, а также Русова Вячеслава Валентиновича, который также в период рассмотрения настоящего дела подал заявление о расторжении дополнительного соглашения к договору служебного найма и об исключении Русова Валерия Вячеславовича из состава семьи, свидетельствуют о недобросовестном поведении ответчиков по встречному иску, намеренном ухудшении своих жилищных условий путем исключения из состава семьи того члена семьи, который имеет в собственности жилое помещение, что в силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации должно расцениваться как злоупотребление правом.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для применения к возникшим правоотношениям положений ч. 3.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - жилое помещение специализированного жилищного фонда).
Ч. 3 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В случае расторжения или прекращения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда сотрудник и члены его семьи обязаны освободить жилое помещение, которое они занимали по данному договору. В случае отказа освободить такое жилое помещение указанный сотрудник и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения (ч. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не подлежит выселению из жилого помещения специализированного жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона или единовременной социальной выплаты гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел, состоящий на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты или в качестве нуждающегося в жилом помещении, в случае, если он имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 25 лет в календарном исчислении и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела установлено и сторонами не оспаривается, что Русов Вячеслав Валентинович имеет стаж службы в органах внутренних дела в календарном исчислении более 25 лет (32 года 3 месяца 26 дней).
Право сотрудников органов внутренних дел на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации, следовало из пункта 2 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года № 897 (в редакции, действовавшей до 09 августа 2022 года), согласно которому, служебный жилищный фонд формировался как за счет жилищного фонда органов внутренних дел, так и за счет помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положения ч. 3.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ применимы и в отношении сотрудников органов внутренних дел, проживающих в служебных жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду субъекта Российской Федерации.
То обстоятельство, что в нарушение пункта 4 Типового положения служебный жилищный фонд, выделенный для сотрудника МВД, не был закреплен на праве оперативного управления за соответствующим подразделением органов внутренних дел, не может лишать Русова В.В. тех гарантий, которые в соответствии с ч. 3.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ предоставляются сотрудникам органов внутренних дел, обеспеченным жилыми помещениями из государственного жилищного фонда.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о том, что наличие у сына Русова Вячеслава Валентиновича - Русова Валерия Вячеславовича жилого помещения в г. Владимире влияет на обеспеченность жильем его родителей, и их действия по снятию с регистрационного учета, подаче заявления о расторжении дополнительного соглашения к договору служебного найма, исключении Русова Валерия Вячеславовича из состава семьи, свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий путем исключения из состава семьи того члена семьи, который имеет в собственности жилое помещение.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела следует, что Русов Вячеслав Валентинович состоит на учете нуждающихся с целью получения социальной выплаты в составе семьи два человека (он и супруга Русова О.С.). Русов Валерий Вячеславович был зарегистрирован в спорной квартире в период с 2021 года по 10 января 2023 года, совместно с родителями не проживает, создал свою семью.
В соответствии с разъяснениями содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Русов Валерий Вячеславович не является членом семьи Русова Вячеслава Валентиновича, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Русов Валерий Вячеславович проживал совместно с родителями, а также вселял родителей в принадлежащее ему жилое помещение.
Наличие в его собственности жилого помещения не свидетельствует о том, что Русов Вячеслав Валентинович с супругой имеют право на указанное жилое помещение.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит доводы кассационных жалобы и представления обоснованными, а апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2023 года подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушениями норм материального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Поскольку судом первой инстанции все обстоятельства установлены верно, отказ в удовлетворении заявленных требований суда апелляционной инстанции связан с неверным применением норм материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2023 года отменить, оставить в силе решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 февраля 2023 года.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи