Решение по делу № 3-41/2011 от 30.03.2011

                                                                                                     Дело № 3-41/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Краевой Л.В.

при секретаре Голубевой О.Г.

с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 19 апреля 2011 г.

гражданское дело по заявлению Калинина Вадима Георгиевича о признании недействующим Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости земли для 7 вида разрешенного использования    в кадастровом квартале в г. Кемерово,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» были утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) согласно приложению к настоящему постановлению, в том числе и удельный показатель кадастровой стоимости земли для 7 вида разрешенного использования в кадастровом квартале в г. Кемерово в размере <данные изъяты> руб.кв.м.

    Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» были утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению.

Калинин В.Г. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости земли (УПКСЗ) для 7 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии) в кадастровом квартале г. Кемерово.

По его мнению, оспариваемое постановление в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости земли для 7 вида разрешенного использования в размере <данные изъяты> руб.кв.м. противоречит статьям 65 и 66 Земельного кодекса РФ, статье 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316, пунктам 2.2.2., 2.2.4, 2.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, п.9.2 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N 215, п.3 и 14 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО№3), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007г.

Ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером в кадастровом квартале в г. <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. не вошел в перечень объектов оценки по состоянию на 01.01.2007 года, поэтому кадастровая стоимость земельного участка не рассчитывалась, а определена согласно оспариваемого постановления в размере 29790343, 23 рубля на основании среднего значения УПКСЗ в размере <данные изъяты> руб. кв.

Из Отчета, изготовленного ФГУП Федеральный кадастровый центр «Земля» невозможно установить какие именно земельные участки были использованы в качестве объектов-аналогов, указание источников информации, что не позволяет сделать вывод о достоверности и достаточности информации о рынке земельных участков и возможности построения на основе такой информации какой-либо статистической модели, что свидетельствует о несоответствии Отчета требованиям пунктов 2.2.2., 2.2.4., 2.2.5 Методических указаний, а также требованию 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель.

Расчет кадастровой стоимости и размер удельного показателя кадастровой стоиомсти земли должен строиться на сведениях о рыночной стоимости. В Отчете отсутствуют достаточные доказательства использования рыночной информации при расчете кадастровой стоимости земельных участков для 7 вида разрешенного использования в кадастровом квартале г.Кемерово.

Не соблюдены требования п. 4 Федерального стандарта «Требования к отчету об оценке», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 года № 254, поскольку из представленных документов, не представляется возможным сделать вывод о том, какие показатели рыночной стоимости, каким образом учтены при определении удельного показателя в размере <данные изъяты> руб./кв.м., соответствующего 7-му виду разрешенного использования и кадастровому кварталу .

В нарушение п. 13 Федерального стандарта в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельных участков, входящих в кадастровый квартал , позволяющий пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.

Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержит описание расчетов и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка, что не соответствует п. 9.2. Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215 и п. 15 Федерального стандарта.

В связи с чем, удельный показатель кадастровой стоимости в сумме <данные изъяты> руб. кв.м. определен без статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости.

Полагает, что допущенные нарушения существенным образом нарушают его права, поскольку влекут необоснованное завышение размера арендной платы за пользование земельным участком.

Калинину В.Г. на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, а именно: административное здание, гараж, склад, расположенные за на земельном участке с кадастровым номером . Он обязан оплачивать арендную плату за пользование землей.

14.01.2010 года КУГИ Кемеровской области обратилось в суд с иском о взыскании с него неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> руб. Расчет задолженности произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>., рассчитанной с использованием удельного показателя кадастровой стоимости земли для 7 вида разрешенного использования в размере <данные изъяты>. кв.м. Кадастровая оценка значительно превышает его рыночную стоимость, составляющую <данные изъяты>. В подтверждение доводов ссылается на выписку из отчета об определении рыночной стоимости земельного участка на 09.10.2009г. №151/2-09/10-10 от 14.09.2010г. (л.д.37-38).

В судебном заседании представитель Калинина В.Г.- Виноградова В.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно сослалась на то обстоятельство, что оспариваемый акт не соответствует положениям Методических указаний, поскольку при определении статистической модели были использованы оценщиком три фактора, тогда как комиссией был утвержден 41 фактор.

Заявитель Калинин В.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем имеется его заявление.

Суд в соотвествии с положениями ч.2 ст. 257 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Представители Коллегии Администрации Кемеровской области и Губернатора Кемеровский области Сергиенко О.Н., и Турчина М.О., действующие на основании доверенностей, просили суд в удовлетворении заявления отказать, указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правомочным органом Коллегией Администрации Кемеровской области и обнародован Губернатором Кемеровской области, без нарушения требований Федерального законодательства, с соблюдением порядка принятия и опубликования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Кемеровской области Бесхлебной Г.Н., полагавшей отказать в удовлетворении требований заявителя, суд не находит оснований для удовлетворения заявления о признании недействующим в части оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.

Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актам, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду     функционального использования (п. 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28 июня 2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".

Согласно п. 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что на момент составления отчета Роснедвижимость являлась единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и соблюдения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель Методических указаний. Процедура государственной кадастровой оценки земель предполагает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии проведенных работ Методическим указаниям.

Оспариваемый нормативно-правовой акт принят правомочным органом.

Согласно ст. 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.

На основании п.3ст. 9 Закона Кемеровской области «О коллегии Кемеровской области» Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.

В соотвествии со ст. 46 Устава Кемеровской области Губернатор Кемеровской области обнародует законы Кемеровской области путем их подписания.

Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 года № 627-Р «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году» во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации «О государственной кадастровой оценке земель» было принято решение о кадастровой оценке земель населенных пунктов в Кемеровской области, была создана областная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель (л.д.104).

Между Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» был заключен государственный контракт и дано техническое задание на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Кемеровской области (л.д. 109-116). По результатам проведенных работ ФКЦ «Земля» был составлен отчет (л.д.140-155), который был представлен в Роснедвижимостью и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.

Актом Роснедвижимости от 24 ноября 2008года отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области был признан соответствующим Методическим указаниям. Замечания отсутствуют (л.д.156-158).

Средние уровни кадастровой стоиомсти земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены в принятом постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области от 28 ноября 2008 г. N 519 (л.д. 12).

Текст оспариваемого постановления опубликован в соотвествии постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008г. (с последующими изменениями) «Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» в газете «Кузбасс» №222 от 03.12.2008г, в сборнике «Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области», 2008, №11, 2009, № 3, в сети Интернет на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области, в «Электронном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области 13.08.2009г. (л.д.61-68).

Заявитель пользуется земельным участком с кадастровым номером в кадастровом квартале в <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. Участок не вошел в перечень объектов оценки по состоянию на 01.01.2007. На указанном участке находится принадлежащее заявителю недвижимое имущество, что подтверждается копиями свидетельств о праве собственности (л.д. 20-22).

Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кемеровской области земельный участок с кадастровым номером имеет 7 вид разрешенного использования под административное здание, гараж, склад (л.д.24), кадастровая стоимость составляет <данные изъяты>.

В судебном заседании не нашли подтверждение доводы заявителя о том, что при проведении кадастровой оценки земельных участков 7 вида разрешенного использования в кадастровом квартале <данные изъяты> в г. Кемерово, были нарушены пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316, пунктов 2.2.2., 2.2.4, 2.2.5 Методических указаний.

Согласно п.5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В подтверждение правильности расчетов средних уровней кадастровой стоиомсти земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и кадастровой стоимости земельных участков Коллегий Администрации Кемеровской области суду был представлен Отчет определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на бумажном носителе вместе с приложениями ФГУП ФКЦ «Земля» (140-198).

На территории Кемеровской области было сформировано 6 групп для городских населенных пунктов (кроме 5 и 9 вида разрешенного использования). Город Кемерово отнесен в 5 группу (л.д. 160).

В соответствии с п. 2.2.1. Методических указаний работы по расчету кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1 - l.2.10 Методических указаний, осуществляются на основе построения статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в следующем порядке:

    определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

    сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;

    сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;

    построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;

    расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Факторы стоимости земельных участков соотвествии с п. 2.2.2. Методических указаний определялись на для каждого вида разрешенного использования земельных участков(Таблица 1 «Состав факторов стоиомсти»(л.д.160), на основании Таблицы 2 «Примерный перечень факторов стоимости земельных участков» Приложения 7 к Отчету (л.д.161-163)

Окончательный состав факторов стоимости земель г. Кемерово был согласован Протоколом заседания межведомственной комиссии по рассмотрению и согласованию материалов по государственной кадастровой оценке земель г.Кемерово от 30.08.2007 и на заседании областной комиссии (л.д.136). В Приложении 7 Отчета содержится таблица18, где указаны факторы стоимости, выбранные для построения модели для земельных участков 7 вида разрешенного использования: престижность зоны нахождения объекта, расстояние объекта до административного центра, расстояние объекта до культурного центра (л.д.189).

Доводы заявителя о том, что состав факторов стоимости не были включены и учтены все факторы стоимости, оказывающие существенное влияние на стоимость земельных участков и не была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках в разрезе факторов стоимости не могут служить основанием к удовлетворению заявления.

В Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области в п. 3.2.6.1. содержится мотивированное заключение о выборе факторов стоимости для построения моделей для каждой сформированной группы (л.д.150-153). Исполнителем был выбран экспертный метод, выбор факторов мотивирован. Мнение заявителя о недостаточности факторов носит субъективный характер. Достоверность информации, используемой оценщиком, сомнений не вызывает, поскольку источники информации были утверждены на заседаниях межведомственной комиссии г. Кемерово и областной комиссии 31.10.2008г. Были выбраны наиболее значимые ценообразующие факторы, для которых была выявлена зависимость рыночной стоиомсти от значения фактора. Методическими указаниями и другими нормативными правовыми актами не регламентируется порядок получения исходной информации о факторах стоимости. На Управление Роснедвижимости не возложена обязанность по проверке указанной информации.

В судебном заседании не нашло подтверждение нарушение п. 2.2.4 Методических Указаний.

Группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов в соотвествии с п. 2.2.4 Методических указаний проводилась на основании анализа информации о рынке земельных участков, состава факторов стоимости и сведений о значениях факторов стоиомсти для каждого вида разрешенного использования земель. Для проведения группировки земельных участков определялся перечень факторов стоимости, на основе которых была проведена группировка. Был введен фактор стоиомсти «Группировка» в СПО «Расчет КС ЗУ НП». На территории Кемеровской области было сформировано 6 групп, город Кемерово отнесен к 5 группе (л.д. 164).

При составлении отчета были соблюдены требования п. 2.2.5 Методических указаний.

Согласно требований указанной нормы для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

В качестве рыночной информации были использованы: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

В качестве источников информации использовались: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости (л.д. 165-164).

Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области осуществлялся с использованием 54 источников рыночной информации. Сведения об используемых источниках информации приведены в Таблице 6 Приложения 7 (л.д.165).

Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ (приложение 7 таблица 16 «Статистический анализ рынка»). На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.

При анализе рынка на территории Кемеровской области была выявлена недостаточность имеющейся информации об объектах-аналогах, и анализ ценовой ситуации показал, что не прослеживается однородная динамика цен по сегментам рынка (стр. 71 Отчета, л.д.152 материалов дела). В целях обеспечения построения статистической значимости моделей была осуществлена дополнительная оценка объектов путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости (отчет № 1 ГКР140-024Д «Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков»). Результаты расчета рыночной стоимости объектов-аналогов отражены в Приложении 7 (л.д.222-224).

Таким образом, проверка рыночной информации на достаточность и достоверность была проведена.

В рамках экспертного метода выбора факторов стоимости для построения модели анализ рынка недвижимости на территории населенных пунктов Кемеровской области показал, что на величину цены предложения или цены спроса на объекты недвижимого имущества (земельные участки) как правило, влияют несколько основных факторов стоимости. Поэтому в рамках расчета кадастровой стоимости земельных участков, в процессе определения состава факторов стоимости, участвующих в расчете, были выбраны наиболее значимые ценообразующие факторы, для которых была выявлена зависимость рыночной стоимости от значения фактора.

В результате проведенного анализа для построения статистически значимых моделей для 5 группы 7 вида разрешенного использования были выбраны следующие ценообразующие факторы: престижность зоны нахождения объекта (наиболее престижные зоны, улицы, части улиц), расстояние от объекта до культурного центра, расстояние от объекта до административного центра (делового центра).

Ни одним нормативным актом не установлен порядок выбора факторов стоимости для построения статистически значимой модели, в т.ч. не предусмотрена обязанность оценщика использовать для построения модели более 3 факторов из согласованных на межведомственной комиссии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости является профессиональной оценочной деятельностью субъектов оценочной деятельности.

В этой связи, выбор указанных ценообразующих факторов является правом оценщика, основанном на его профессиональном суждении и относится к его исключительной компетенции.

Результат выбора факторов стоимости для построения модели для 5 группы 7 вида разрешенного использования отображается в Таблице 18 Приложения 7.

Для группы земельных участков по г. Кемерово была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели, которая удовлетворяет допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида. В результате чего была выбрана экспоненциальная модель. Выбор данной модели обосновывается Таблицами 19, 20, 21, 22,26 Приложения 7 (л.д.190-194). Поскольку была построена статистически значимая модель расчета кадастровой стоиомсти, то указанная информацию следует считать достаточной.

Суд не может принять во внимание рыночную стоимость земельного участка, содержащуюся в отчете, представленном заявителем, поскольку рыночная стоимость была определена на 09.10.2009г года, а не была определена на дату проведения кадастровой оценки. Действующим законодательством не предусмотрена возможность утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ каких-либо отчетов о рыночной оценке земель и возможность внесения таких сведений в Государственный кадастр недвижимости.

Все доводы заявителя фактически сводятся к проверке целесообразности утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. №519 результатов средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области в границах кадастрового квартала № в г. Кемерово, вместе с тем суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта.

Требования к отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков содержатся в Методических указаниях, поэтому доводы заявителя о несоответствии отчета пунктам 4 и 13 Федерального стандарта «Требования к отчету об оценке», не могут являться основанием к удовлетворению заявления.

     Доводы заявителя со ссылкой на положения п.3 ст. 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о том, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, не могут служить основанием к удовлетворению заявления.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 года № 167-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок. Договор на проведение кадастровой оценки земель был заключен до принятия указанной нормы.

Таким образом, суд не находит правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим, поэтому в удовлетворении заявления следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Калинину Вадиму Георгиевичу в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости земли для 7 вида разрешенного использования в кадастровом квартале в <адрес>, используемого для расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в г. <адрес> <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:    (подпись).

Копия верна.

Судья Кемеровского

областного суда                                                              Л.В. Краева.

    Решение вступило в законную силу 29 июня 2011 года.

Судья Кемеровского

областного суда                                                              Л.В. Краева.

3-41/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калинин Вадим Георгиевич
Ответчики
Коллегия АКО
Губернатор КО
Другие
Прокурор КО
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Краева Людмила Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
30.03.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2011Передача материалов судье
30.03.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2011Подготовка дела (собеседование)
08.04.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2011Судебное заседание
19.04.2011
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее