Дело № 5- 35/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 июня 2016 года с. Корткерос
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Федотова М.В., рассмотрев административный материал в отношении муниципального образовательного учреждения «Сторожевская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ,
установил:
Согласно протоколу от <дата> ХХХ об административном правонарушении, составленному главным специалистом - экспертом Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Республики Коми Мартыновым С.А., при проведении плановой выездной проверки МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа» (далее: МОУ «Сторожевская СОШ) обнаружено осуществление образовательной организацией образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии) по основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования, а также по адресу не указанному в приложении к лицензии, в связи с чем в действиях МОУ «Сторожевская СОШ» усматривается состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель МОУ «Сторожевская СОШ» - Захаренко А.М. с указанными в протоколе нарушениями согласилась. Указала, что в настоящее время имеются заключения госпожнадзора, санэпиднадзора о соответствии здания детского сада требованиям противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Для получения лицензии еще необходимо оформить документы на земельный участок, которые ею представлены в юстицию. Заключение санэпиднадзора было поучено еще в <дата>. В <дата> годах школой принимались меры по приведению здания детского сада в соответствии с нормами противопожарной безопасности. Длительность вызвана тем, что денег на устранение недостатков не было, учреждением направлялись ходатайства в администрацию района и Управление образованием на выделение денежных средств на ремонт, потом администрация района заключила договоры на ремонт здания, в том числе на переустройство пожарных выходов, лестниц. Сейчас все работы выполнены. Также получены документы о правах на земельный участок. Сейчас все необходимые документы готовы к сдаче в Министерство Образования и молодежной политики Республики Коми на лицензирование, данный пакет документов проверен Управлением образования района на предмет его соответствия всем требованиям законодательства об образовании и лицензировании. Не направлялись документы в министерство до настоящего времени в связи с подготовкой и проведением ЕГЭ. Также пояснила, что ранее ею предоставлялись документы в Министерство образования и молодежной политики Республики Коми на лицензирование в <дата>, однако в <дата> они были возвращены из-за отсутствия оформления прав на земельный участок.
Должностное лицо Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Республики Коми, составившее административный протокол, Мартынов С.А. надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Заслушав представителя МОУ «Сторожевская СОШ» Захаренко А.М., рассмотрев представленные материалы, суд приходит к убеждению, что вина МОУ «Сторожевская СОШ» совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, установлена, фактические обстоятельства совершенного им противоправного деяния подтверждаются протоколом об административном правонарушении от <дата> ХХХ, при составлении которого нарушений не допущено, уставом образовательной организации, лицензией от ХХХ от <дата>, актом проверки, объяснениями представителя юридического лица в судебном заседании.
Установлено, что приказом Министерства Образования и молодежной политики Республики Коми от <дата> ХХХ-у, на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на <дата> год, утвержденным Приказом Министерства образования Республики Коми от <дата> ХХХ (в ред. Приказа Министерства образования республики Коми от <дата> ХХХ), поручено Управлению по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Республики Коми провести с <дата> по <дата> выездную проверку в отношении МОУ «Сторожевская СОШ», место нахождения: <адрес>, т.е. по месту фактического осуществления образовательной деятельности.
Как установлено из материалов дела, МОУ «Сторожевская СОШ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, которой выдана лицензия серии 11Л01 ХХХ на осуществление образовательной деятельности сроком действия - «бессрочно».
Из протокола ХХХ об административном правонарушении от <дата>, составленным главным специалистом - экспертом Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Республики Коми Мартыновым С.А., следует, что МОУ «Сторожевская СОШ» реализует образовательную программу дошкольного образования, после присоединения МДОУ «Детский сад <адрес>» в соответствии с п.1.2. Устава. Образовательная деятельность по реализации программ дошкольного образования реализуется с <дата> года, в соответствии с приказом о зачислении детей от <дата>. С <дата> по <дата> МОУ «Сторожевская СОШ» в Министерство образования и молодежной политики Республики Коми не обращалась для лицензирования образовательной программы дошкольного образования. <дата> учреждением представлено в Министерство образования и молодежной политики Республики Коми заявление с приложением документов о переоформлении лицензии в части приложения, для лицензирования программы дошкольного образования и дополнительного адреса осуществления образовательной деятельности. <дата> Министерством образования и молодежной политики Республики Коми направлено уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений к представленному заявлению и документов. С <дата> по <дата> учреждение в Министерство образования и молодежной политики Республики Коми документы повторно не представлены. Кроме того, в приложении к лицензии МОУ «Сторожевская СОШ» на осуществление образовательной деятельности отсутствует ссылка на осуществление образовательной программы дошкольного образования, а также не указано место осуществления образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования.
При этом, устав МОУ «Сторожевская СОШ», приказы о зачислении детей в группы структурного подразделения Детский сад <адрес> на 2013-2014 уч.г., 2014-2015 уч.г., 2015-2016 уч.г., расписания занятий образовательной деятельности в группах на 2015-2016 г., учебные планы по основной общеобразовательной программе дошкольного образования МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа», годовой календарный график на 2015-2016 уч.г., и акт проверки Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от <дата>, подтверждают осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем доказательства являются в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, допустимыми.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 90 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (со внесенными изменениями) "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон № 273-ФЗ) государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований; государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование образовательной деятельности.
Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», ч. 1 ст. 91 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 4 Закона № 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся её неотъемлемой частью, в приложении к лицензии указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности.
При проверке установлено, что МОУ «Сторожевская СОШ» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности ХХХ, выданную <дата> Министерством образования Республики Коми, с одним приложением, которым образовательное учреждение имеет право на осуществление образовательной деятельности по адресу: <адрес>.
Из пп. 1.2, 1.4, 1.13 Устава образовательного учреждения следует, что МОУ «Сторожевская СОШ» на основании постановления администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ «О реорганизации МДОУ «Детский сад <адрес>», реорганизовано в форме присоединения к нему МДОУ «Детский сад <адрес>», фактический адрес: <адрес>.
Осуществление МОУ «Сторожевская СОШ» образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования также подтверждается приказами о зачислении детей в группы структурного подразделения МДОУ «Детский сад <адрес>» на 2013-2014 уч.г., 2014-2015 уч.г., 2015-2016 уч.г., расписаниями занятий образовательной деятельности в группах на 2015-2016 г., учебными планами по основной общеобразовательной программе дошкольного образования МОУ «Сторожевская СОШ», годовыми календарными графиками на 2015-2016 уч.г., и актом проверки Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от <дата>.
Таким образом, образовательное учреждение, не имея правовых оснований на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования, осуществляет такую образовательную деятельность без специального разрешения (лицензии) и по адресу, не указанному в приложении к лицензии ХХХ ХХХ, выданной <дата> Министерством образования Республики Коми.
На основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Таким образом, из представленного материала усматривается, что в МОУ «Сторожевская СОШ» ненадлежащим образом выполняются обязательные требования, установленные правовыми актами для осуществления образовательной деятельности, образуя объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
Действия МОУ «Сторожевская СОШ» по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ квалифицированы правильно, поскольку оно осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности не нарушены.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет для юридических лиц предупреждение или наложение административного штрафа в размере - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Предметом деятельности образовательного учреждения является обучение по основным общеобразовательным программам, в том числе по образовательным программам дошкольного образования, согласно п. 2.2.1 Устава.
Установлено, что директором МОУ «Сторожевская СОШ» предпринимались меры по переоформлению лицензии. Так, соответствующее заявление направлялось в лицензирующий орган ранее, однако <дата> учреждению направлено уведомление об устранении недостатков в документах, впоследствии документы были возвращены. Доказательства о направлении заявления о переоформлении лицензии в ноябре 2015 года суду не представлены.
В то же время, из представленной переписки с администрацией МР «Корткеросский», Управлением образования района следует, что учреждение неоднократно в течение 2013-2016 годов направляло ходатайства в указанные органы о выделении денежных средств для проведения ремонта здания детского сада в целях устранения нарушений пожарной безопасности.
Заключение санэпиднадзора получено учреждением <дата>. В здании детского сада произведены ремонтные работы, в связи с чем получено заключение от <дата> о соответствии здания детского сада требованиям пожарной безопасности. Также получено свидетельство от <дата> о регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком, на котором располагается здание детского сада. Учреждением в настоящее время сформирован пакет документов для направления его в лицензирующий орган.
Ранее к административной ответственности за указанное правонарушение МОУ «Сторожевская СОШ» не привлекалась по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд признаёт раскаяние представителя юридического лица, а также те обстоятельства, что учреждением предприняты действия к устранению допущенных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В силу статьи 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения: принятия мер к лицензированию дошкольной образовательной деятельности, наличием заключений Управления Роспотребнадзора по РК о соответствии помещения детского сада государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, Управления надзорной деятельности МЧС России о РК о соответствии помещения требованиям пожарной безопасности, характера совершенного МОУ «Сторожевская СОШ» административного правонарушения, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств и наличия смягчающих обстоятельств, что МОУ «Сторожевская СОШ» является учреждением, финансируемым из бюджета, вину признало, а также то, что допущенное им нарушение не повлекло какого – либо существенного ущерба интересам общества и государства и не представляет непосредственной угрозы жизни или здоровью детей, суд считает необходимым определить наказание юридическому лицу в соответствии с минимальной санкцией ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в виде предупреждения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать муниципальное образовательное учреждение «Сторожевская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.
На постановление может быть подана жалоба в течение 10 суток через Корткеросский суд в Верховный Суд Республики Коми.
Судья М.В. Федотова