Дело № 2а-1237/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Филипповой Н.М.,
с участием представителя административного ответчика и заинтересованного лица Мартыросян И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
26 мая 2022 года административное дело № 2а-1237/2022 по административному исковому заявлению Викторова Ю.В. к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения, обязании устранить нарушение прав, взыскании компенсации,
установил:
Викторов Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее по тексту – ФСИН России) о признании незаконным решения об отказе в переводе в другое исправительное учреждений вблизи места проживания его родственников, обязании пересмотреть решения, взыскании компенсации морального вреда в размере .... рублей. В обоснование требований указал, что с <...> г. отбывает наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми. Решением ФСИН России от <...> г. ему отказано в переводе в исправительное учреждение вблизи места проживания его родственников, в ..... Данный отказ считает незаконным и принятым без учета исключительных обстоятельств.
Определением суда от <...> г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец Викторов Ю.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не принимал, по причине отсутствия технической возможности проведения видеоконференц-связи.
В предыдущем судебном заседании от <...> г. Викторов Ю.В., выступая в суде посредством использования системы видеоконференц-связи, на требованиях настаивал, доводы, изложенные в административном иске, поддержал.
Представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми Мартыросян И.В. в судебном заседании требования не признала по доводам письменного отзыва.
По правилам ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Викторов Ю.В. прибыл <...> г. из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми для отбытия наказания, назначенного приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми по ст. 30 ч. 3 – 228.1 ч. 3 п. «а, г» УК РФ, находится на строгих условиях содержания.
До осуждения административный истец проживал в .....
При прибытии в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми административный истец указал родственные связи с отцом В.И., матерью В.Н., сестрой Н.В., проживающими в ...., а также женой Ю.В., проживающей в .....
<...> г. отец административного истца В.И. умер.
В период нахождения в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми административный истец поддерживает переписку со своей матерью В.Н., которая из-за своей болезни и высокой стоимости проезда от места своего жительства до места отбывания наказания административного истца, не имеет возможности приехать на свидание к сыну.
Письмом ФСИН России от 30.08.2021 № ОГ-12-41033 по обращению Викторова Ю.В., последнему было отказано в удовлетворении ходатайств о переводе его в другое пенитенциарное учреждение того же вида, но расположенное рядом с местом проживания его родственников.
По общему правилу, установленному Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ), осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 73 и ч. 1 ст. 81). Исключение из этого правила, установлено в ч. 4 ст. 73 УИК РФ, в силу которой осуждённые при особо опасном рецидиве преступлений, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Между тем, в силу ч. 2 ст. 81 УИК РФ перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного. Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Таким образом, приведенное правовое регулирование, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, при которых допускается перевод из одного исправительного учреждения в другое.
Этому корреспондирует и сложившаяся правоприменительная практика (п. 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020), согласно которой действующее законодательство, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение. В этой связи к таким обстоятельствам может быть отнесена в том числе невозможность осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце первом пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», определение либо изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. При этом следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (статьи 73, 81 УИК РФ).
Материалами дела установлено и административным ответчиком не оспаривается, что родственные связи административного истца, с которыми он поддерживает связь при отбытии уголовного наказания, поддерживаются им с его матерью и супругой, проживающими в .....
Находясь на территории Республики Коми, в силу объективных причин – большого расстояния административному истцу затруднена реализация права на свидания. Для этого его родным придётся нести дополнительные затраты на проезд до .... с территории .....
Согласно ч. 4 ст. 3 УИК РФ рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осуждёнными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
Статьей 8 Конвенции предусмотрено, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека в постановлении от 07.03.2017 по делу «Полякова и другие (Polyakova and Others) против Российской Федерации» отметил, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания. Однако для того, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям ст. 8 указанной конвенции.
В этой связи, с учётом того, что российским уголовно-исполнительным законодательством установлен открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осуждённого в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение, к таким обстоятельствам может быть отнесена, в том числе невозможность осуждённого поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Отказ ФСИН России в оспариваемом решении мотивирован особо опасным рецидивом преступлений Викторова Ю.В. и отсутствием, в связи с этим препятствий для дальнейшего отбывания наказания Викторовым Ю.В. по месту ФКУ ИК-24.
Между тем, наличие особо опасного рецидива не препятствует осужденному при наличии исключительных обстоятельств в переводе в исправительное учреждение того же типа ближе к месту проживания его родственников.
Административный ответчик при рассмотрении ходатайства о переводе осужденного в иное исправительное учреждение обязан проанализировать его семейное положение оценить степень сохранения им социально-полезных связей с родственниками, в том числе с учетом объективных данных об этом из исправительного учреждения, и желание последних общаться с административным истцом, соотнести их с наличием на территории региона проживания (ближайших к нему) осужденного и его родственников исправительных учреждений с соответствующим видом режима отбывания наказания, а также их наполненностью.
Однако, отказывая Викторову Ю.В. в переводе в исправительное учреждение ближе к месту проживания его близких родственников, ФСИН России формально подошел к вопросу невозможности его перевода и не рассмотрел его реальную возможность, как то предусматривает ст. 81 УИК РФ, что свидетельствует о необоснованности принятого ФСИН России решения от <...> г. № .....
Как следует из материалов дела, срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.
В целях защиты прав административного истца, следует возложить на ФСИН России обязанность повторно рассмотреть вопрос о переводе его в другое пенитенциарное учреждение ближе к месту проживания его родственников в .....
В силу ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Поскольку действиями административного ответчика нарушены права административного истца на уважение семейной жизни, общение с родственниками, равном отношении ко всем лицам, осужденным к лишению свободы, за счет казны РФ, от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности – ФСИН России, суд с учетом требования разумности и справедливости полагает возможным взыскать в пользу Викторова Ю.В. денежную компенсацию в размере .... рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Викторова Ю.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний от <...> г. № .... об отказе в переводе Викторову Ю.В. в другое пенитенциарное учреждение того же типа.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний повторно рассмотреть вопрос о переводе Викторова Ю.В. в другое пенитенциарное учреждение того же типа, ближе к месту жительства его родных в .....
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Викторова Ю.В. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере .... рублей.
Решение о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 08.06.2022.
Судья С. С. Логинов
УИД: 11RS0005-01-2021-008427-63